Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии?

Михайлова Н.К.1, Яркова Т.А.1
1 Новокузнецкий институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования Кемеровский государственный университет, Россия, Новокузнецк

Статья в журнале

Экономика труда (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

Том 6, Номер 2 (Апрель-Июнь 2019)

Цитировать:
Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Совмещение учебы студентов с работой – путь к профессии? // Экономика труда. – 2019. – Том 6. – № 2. – С. 763-774. – doi: 10.18334/et.6.2.40671.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=39161538
Цитирований: 15 по состоянию на 30.01.2024

Аннотация:
В данной статье на основе анализа результатов исследования 2018 гг. выясняется влияние совмещения студентами учебы и работы на формирование профессиональных компетенций по выбранной профессии. Были определены мотивы совмещения, отраслевая структура трудовой занятости студентов, ее соответствие направлению подготовки в вузе и будущей профессии, влияние на формирование профессиональных компетенций. В ходе исследования совмещения учебы и работы студентами сочетались количественные и качественные методы сбора и анализа информации. Установлено, что студенты связывают свою работу в организациях не только с материальными, но и профессиональными мотивами - приобретение практического опыта, трудового стажа, повышение конкурентоспособности на рынке труда после окончания вуза. В случае соответствия сферы занятости и будущей профессии, подобное совмещение может рассматриваться в качестве самостоятельного этапа в профессиональной карьере, в ходе которого формируются как общепрофессиональные, так и профессиональные компетенции. Во всех остальных случаях, жизненный опыт трудовой деятельности в коллективе, в современных организациях оказывается весьма полезным, когда речь идет об отдельных общекультурных и общепрофессиональных компетенциях, повышает шансы на трудоустройство и облегчает процесс адаптации после окончания вуза. Авторы приходят к выводу, что вузам следует адаптировать свою образовательную деятельность к росту совмещения студентами учебы и работы, требованиям рынка труда. При принятии решения о переходе на индивидуальный учебный график для работающих студентов, учитывать сферу занятости, содержание работы, ее соответствие будущей профессии, сохраняя при этом образование в качестве главной цели, а занятость - второстепенной.

Ключевые слова: карьера, адаптация, профессиональные компетенции, мотивы, профессия, занятость студентов, совмещение работы и учебы

Источники:

Труд и занятость в России - 2017. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/bgd/regl/b17_36/Main.htm ( дата обращения: 22.04.2019 ).
Рынок труда, занятость и заработная плата. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/wages ( дата обращения: 22.04.2019 ).
3. Тихомирова А.М., Мылтасова О.В. Роль вторичной занятости студентов в формировании трудовых компетенций // Московский экономический журнал. – 2018. – № 4. – С. 25.
4. Рощин С.Ю., Рудаков В.И. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов // Вопросы образования. – 2014. – № 2. – С. 152-179. – doi: 10.17323/1814-9545-2014-2-152-179 .
5. Прохорова М.П., Ваганова О.И. Тенденции совмещения трудовой деятельности и учебы в вузе // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 6(32). – С. 174-177.
Апокин А., Юдкевич М. Анализ студенческой занятости в контексте российского рынка труда. Ispu.ru/. [Электронный ресурс]. URL: http://ispu.ru/files/VoprEconomik-6-2008.pdf ( дата обращения: 20.04.2019 ).
Правоторов В. Студенческая занятость. Examen.ru. [Электронный ресурс]. URL: http://www.examen.ru/main2/news_and_articles ( дата обращения: 20.04.2019 ).
8. Локтюхина Н.В. О направлениях государственной политики по содействию в трудоустройстве выпускников вузов // Право и образование. – 2009. – № 11. – С. 32-39.
9. Иванова И.Н. Молодежный рынок труда в контексте социальной политики // Высшее образование в России. – 2010. – № 2. – С. 63-69.
10. Михайлова Н.К. Занятость студентов и ее роль в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2012. – № 1(49). – С. 269-271.
11. Яркова Т.А., Михайлова Н.К. Занятость студентов на рынке труда: «старые» или новые тенденции? // Экономика труда. – 2019. – № 1. – С. 587-598. – doi: 10.18334/et.6.1.39880.
12. ФилоненкоВ. И., Скачкова Л.С., Филоненко Ю.В. Занятость студентов во время обучения в вузe // Социологические исследования. – 2018. – № 9(413. – С. 135-140. – doi: 10.31857/S013216250001970-0 .
13. Михайлова Н.К., Яркова Т.А. Экономические проблемы студенчества в современных условиях // Научное обозрение. – 2016. – № 14. – С. 182-185.
Работа в Новокузнецке, вакансии в Новокузнецке, поиск работы в Новокузнецке. Novokuznetsk.hh.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://novokuznetsk.hh.ru ( дата обращения: 16.01.2019 ).
15. Забелина О.В., Майорова А.В., Матвеева Е.А., Сафонов А.С. Новые формы занятости в российской экономике как объект государственного регулирования // Экономика труда. – 2018. – № 2. – С. 419-432. – doi: 10.18334/et.5.2.39202 .
Бондаренко Н.В. и др. Российская молодежь: образование и наука. / Словарь или справочник. - М.: НИУ ВШЭ, 2017. – 72 с.
Основная профессиональная образовательная программа высшего образования. Направление подготовки 38.03.01 Экономика. Skado.dissw.ru. [Электронный ресурс]. URL: https://skado.dissw.ru/edprogramdescriptionfile/1201 ( дата обращения: 22.04.2019 ).

Страница обновлена: 30.01.2024 в 17:36:23