Инновации в системе финансовых институтов, как фактор развития экономики Российской Федерации на современном этапе

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Финансовые инновации – новые финансовые продукты, технологии и институты – в последние годы оказывают все большее влияние на экономическую деятельность во всем мире.

Ключевые слова:

инновации, постсоветская Россия, инновационное развитие экономики, финансовые инновации
Цитировать публикацию:
Инновации в системе финансовых институтов, как фактор развития экономики Российской Федерации на современном этапе – С. 742-759.

Innovatsii v sisteme finansovyh institutov, kak faktor razvitiya ekonomiki Rossiyskoy Federatsii na sovremennom etape. , 742-759. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Финансовые инновации – новые финансовые продукты, технологии и институты – в последние годы оказывают все большее влияние на экономическую деятельность во всем мире.

Финансовой инновацией называют новые финансовые инструменты (новые методы работы на финансовом рынке). Еще 25 лет назад большого количества финансовых инструментов, которые сейчас считаются само собой разумеющимися, просто не существовало. Например, текущие счета (такие как NOW-negotiable order of withdrawal (договорный заказ (порядок) изъятия), текущий счёт с выплатой процентов и списанием по безналичным расчётам) не были доступны до 1972 года. Сегодня же количество финансовых инструментов, доступных людям, что располагают различными суммами для инвестирования, резко увеличилось. Увеличилось также число новых финансовых институтов.

Под инновационной моделью сегодня принято понимать внесение структурных изменений в существующую систему. Свидетельством о целесообразности внедрения подобной модели могут служить яркие примеры несостоятельности целого ряда экономических систем: кризисы в кредитной сфере, кризисы банковской ликвидности, биржевые кризисы, кризисы «доверия» со стороны инвесторов, снижение капитализации ведущих предприятий в отраслях народного хозяйства. Все эти явления сегодня можно увидеть во многих экономиках по всему миру. Не исключением является и российская Федерация.

Необходимо отметить, что даже наиболее развитые экономики мира столкнулись со сложностями и вступили в период так называемой экономической «рецессии». Все это говорит лишь о том, что в связи с процессами глобализации и интернационализации мировой экономики требуется внедрение инновационной модели финансовых институтов, соответствующее новым требованиям развития международных экономических отношений. Именно то государство, которое первым будет способно удовлетворить современные требования к построению данной модели, получит целый ряд неоспоримых конкурентных преимуществ.

В качестве подтверждения необходимости и готовности совершенствования существующей системы финансовых институтов можно привести слова президента России Д.А. Медведева (от 5 ноября 2008 г. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации): «Минимальный набор задач включает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учета и отчетности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений».

Основной целью данного исследования является разработка методических подходов к анализу состояния и динамики развития финансовых институтов в Российской Федерации на современном этапе, а так же механизмов ее совершенствования и перехода к инновационной модели финансовых институтов. По нашему мнению необходимость данного перехода возникла в силу особенностей современной мировой экономической системы:

- ускорение процессов глобализации и интернационализаций мирового хозяйства,

- постоянное совершенствование и появление новых финансовых инструментов в развитых экономических системах,

- многократное ускорение движения капиталов,

- необходимость внедрения инноваций как необходимый фактор в поддержании темпов прироста капитализации национальной экономики.

Предлагаемое исследование системы финансовых институтов методологически опирается на принципы программно-целевого индикативного планирования. Характеристика данного метода может быть представлена в качестве последовательности следующих этапов:

1. Определение основных параметров предлагаемой инновационной модели. Целью данного этапа является предоставление характеристики основным элементам предлагаемой модели. Для наиболее полной характеристики приводится ряд некоторых наиболее важных показателей, имеющих отношение к объекту исследования.

2. Определение и формулировка основных параметров инновационной модели финансовых институтов направленной на успешное функционирование в долгосрочной перспективе. Обоснование значений параметров (целевых показателей) инновационной модели осуществляется путем сравнения по отдельным показателям российской системы финансовых институтов и финансовых институтов других стран. Как правило, сравнение показателей осуществляется с наиболее развитыми экономиками, с целью дальнейшего анализа моделей финансовых институтов других стран и возможности использования положительных результатов в России.

3. Выявление ключевых факторов, в наибольшей степени влияющих на весь комплекс параметров существующей модели финансовых институтов в России, а также определение основных направлений по внедрению инновационной модели.

Необходимо отметить, что важным принципом программно-целевого индикативного планирования является индикативность целевых показателей, которые используются в качестве ориентиров развития. Именно на этой предпосылке основано индикативное планирование, осуществляемое государствами стран с развитой рыночной экономикой.

Главным результатом применения программно-целевого индикативного планирования является движение в выбранном направлении, следование предложенной модели, установленным показателям и т.п. Таким образом, данное исследование представляет собой анализ существующей ситуации в системе финансовых институтов России и определение базовых ориентиров ее развития в рамках предложенной инновационной модели.

С уверенностью можно утверждать о том, что влияние кризисных явлений в экономике будет способствовать дальнейшему развитию и появлению новых финансовых инструментов и появлению новых финансовых институтов необходимых для функционирования экономической системы любого государства в современных условиях.

На сегодня финансовые институты, представленные банковскими учреждениями, страховыми компаниями, государственными и негосударственными пенсионными фондами, инвестиционными фондами составляют фундамент экономической системы любого государства. Но как и в любой развивающейся системе, ее элементы должны постоянно совершенствоваться, для того чтобы удовлетворять требованиям меняющихся условий.

В первую очередь должен быть четко сформирован и определен институт прогнозирования макроэкономических процессов. В качестве основной причины современного экономического кризиса в США выделяют неразвитый механизм прогнозирования и применения результатов прогнозов развития экономической ситуации применительно к национальной экономике. Недооценка роста долгов по ипотечным обязательствам и появление коррекционных прогнозов для экономики не вызвало изменений в осуществлении дальнейшей экономической политики и внедрения мер со стороны государства и частных компаний с учетом изменившейся конъюнктуры рынков.

Современные финансовые институты нуждаются в изменении системы контроля со стороны государства и общества. Совершенно необходимым является внедрение новых систем финансовой отчетности и дальнейшее раскрытие информации об основных экономических показателях экономического субъекта (будь то предприятие, инвестиционный или обычный банк, страховая компания, негосударственный пенсионный фонд ит.п.). Появление «дутых» финансовых отчетов, существование денег только на бумаге совершенно не обеспеченных ликвидными средствами порождают серьезную проблему в крупнейших современных экономиках, когда деятельность компаний основана на использовании несуществующего капитала. Необходимо отметить и тот факт, что выявление подобной ситуации очень затруднительно и при современных системах финансовой отчетности представляется мало возможным.

В современном обществе большее внимание должно уделяться прогнозированию и планированию деятельности субъектов финансового сектора. Построение новых моделей прогнозирования на основе методов комплексного математического анализа должно получить более широкое развитие, применение устаревших методов составления прогнозов является недопустимым, так как несет в себе значительную долю погрешности и приводит к возникновению опасных ситуации для национальной экономики. При появлении прогнозов с отрицательными результатами немедленно должны приниматься соответствующие меры, направленные на стабилизацию ситуации в финансовом секторе. Сегодня в любой развитой экономике все звенья системы финансовых институтов являются тесно связанными между собой. Ярким примером может служить экономическая ситуация в США, когда ипотечный сектор оказался способным потянуть за собой страховой, а затем и банковский, что привело к коллапсу всей системы финансовых институтов.

В современных условиях необходимо выделение нового института занимающегося сбором статистической информации об основных социально-экономических показателях с целью составления краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных экономических прогнозов. По нынешнему положению дел можно сказать, что назрела некая необходимость создания организации представляющей собой своеобразный симбиоз отдельных функций Федеральной службы государственной статистики, Счетной палаты РФ и Министерства Финансов. При этом данный институт должен обозначить четкий перечень задач и выполняемых им функций.

Выделение подобного органа в качестве отдельного финансового института позволит решить ряд задач:

  • Раннее выявление проблемных отраслей экономической системы.
  • Составление прогнозов экономического развития для определения структуры и планирования бюджета страны на ближайшую перспективу.
  • Мониторинг ситуации на ведущих сегментах национальной экономики.
  • Сбор и анализ статистической информации с применением комплексных математических моделей.
  • Мониторинг и анализ состояния финансовых институтов страны.
  • Сбор, мониторинг и анализ информации по изменению ситуации на зарубежных финансовых рынках.
  • Предоставление возможности для государства принятия взвешенного, четко спланированного решения для осуществления быстрого реагирования с целью недопущения нежелательных последствий в экономике.
  • Внедрение института прогнозирования и планирования развития национальной экономики как отдельного элемента экономической системы России будет способствовать устойчивому развитию национальной экономики, раннему выявлению проблемных отраслей и, соответственно, более быстрому реагированию государства на изменение экономической ситуации.

    Устойчивость национальной экономики в условиях углубления процесса глобализации и глобальной нестабильности приобретает все большее значение. Поэтому построение устойчивой модели финансовых институтов – важнейший приоритет в развитии экономики любого государства (рис. 1).

    Второй точкой опоры в устойчивой модели финансовых институтов должно стать совершенствование института государственного финансового контроля. Внедрение новых форм финансовой отчетности, основанных на четком спланированном механизме должно способствовать большей прозрачности национальной экономики. Под четким спланированным механизмом понимается введение таких норм, которые не были бы дублирующими, излишними или сомнительными. Особенному контролю должны подвергнуться инвестиционные компании и банки, осуществляющие постоянный переток капиталов. Речь идет о формировании дутой отчетности на основе большого количества безналичных операций, которые, как выяснилось из опыта США, не всегда могут быть подкреплены ликвидными средствами.

    Появление все большего числа формы осуществления денежных переводов безналичным путем порождает так называемый парадокс «пустых» денег, что в свою очередь можно считать финансовым преступлением, мошенничеством и базой для перемещения финансовых ресурсов в теневой сектор экономики.

    Рост объемов теневой экономики и коррупции является проблемой всех развитых экономик мира, что способно в значительной мере нарушить целостность экономической системы страны и способствовать вывозу капитала.

    Внедрение новых схем и дальнейшее развитие института государственного регулирования экономики как отдельной отрасли позволит решить следующие задачи:

  • Сокращение масштабов теневой экономики.
  • Ограничение коррупционных проявлений в национальной экономике.
  • Выявление скрытых проблем в экономике.
  • Обеспечение четкого, систематизированного контроля над движением финансовых потоков со стороны государства.
  • Выявление и борьба с недобросовестными спекулятивными операциями, имеющими место в масштабах национальной экономики.
  • Третьим столпом в основе обеспечения устойчивости национальной экономики страны должен стать институт государственных гарантий. По сути, механизм предоставления государственных гарантий не функционирует в современной экономике России. В современной экономике толчком к дальнейшему развитию является привлечение иностранного капитала, для чего абсолютно необходимым является создание в стране благоприятного экономического климата. Наличие в экономике развитого института государственных гарантий, в том числе для инвесторов способно принести в экономику значительный приток денежных ресурсов

    Развитие института государственных гарантий способно решить следующие задачи:

    1. Распределение рисков между государством и частным сектором будет способствовать развитию национальной экономики.

    2. Поддержка государством устойчивости национальной экономической системы в целом путем предоставления гарантий системообразующим предприятиям.

    3. Государственные гарантии способны выступать в качестве элементов обеспечивающих бюджетную эффективность.

    4. Рост числа инвестиций в национальную экономику как следствие создания благоприятного инвестиционного климата, основанного на механизме предоставления государственных гарантий.

    Таким образом, в качестве своеобразного фундамента в предлагаемой инновационной модели финансовых институтов следует выделить:

  • Институт планирования и прогнозирования.
  • Институт государственного финансового контроля.
  • Институт государственных гарантий.
  • Расширение роли финансовых институтов и их совершенствование - основа для решения амбициозных задач развития, стоящих перед российской экономикой. Это один из ключевых компонентов национальной инфраструктуры, определяющий эффективность трансформации сбережений в инвестиции и конкурентоспособность российской экономики. Но в существующем виде она неадекватна потребностям российской экономики и общества.

    В условиях современной экономики миссия финансовых институтов – обеспечение высоких темпов инновационного экономического роста, поддержание социальной стабильности и высокого уровня жизни населения и сохранение экономического суверенитета страны.

    Для достижения поставленных задач совершенно необходим переход к инновационной модели финансовых институтов, прежде всего в виду следующих причин:

    Во-первых, и российские банки, и небанковские финансовые институты малы в сравнении с масштабами экономики: совокупные активы финансовых институтов на 01.01.08 составили примерно 70% ВВП, годом ранее - только 60%, что существенно меньше уровня развитых стран.

    Во-вторых, они становятся более зависимыми от иностранного капитала: его приток за счет внешних займов, прямых и портфельных инвестиций в 2007-2008 гг. покрывал около трети прироста ресурсной базы российских банков.

    В-третьих, в действующей модели финансовых институтов существуют институциональные и ресурсные ограничения, которые создают препятствия для формирования устойчивой и конкурентоспособной банковской системы. Среди них - неэффективность антиинфляционной политики, практика аутсорсинга финансовой системы, низкий уровень сбережений населения, неблагоприятная институциональная среда (прежде всего, в части правового и информационного обеспечения) и отсутствие правовых механизмов, обеспечивающих защиту финансового суверенитета.

    Поэтому сейчас крайне необходима разработка концепции к переходу на инновационную модель финансовых институтов (рис.2).

    Для обеспечения ускоренного инновационного экономического роста финансовые институты должны:

  • Предоставить всем отраслям экономики необходимые ресурсы.
  • Обеспечить эффективное перераспределение капитала и управление рисками.
  • Способствовать снижению территориального и социального неравенства, эффективно распределять ресурсы и доходы.
  • Осуществление всего вышеприведенного комплекса задач неосуществимо без качественного усовершенствования финансовых институтов.

    Под ударом существующей глобальной экономической нестабильности в первую очередь оказалась банковская сфера, за 4 квартал 2008 года капитализация многих банков как российских, так и зарубежных значительно снизилась, а некоторые банковские учреждения были вынуждены признать свое банкротство. Банки являются первым звеном в цепочке, отвечающей за стабильность всей социально-экономической системы. Вопрос совершенствования банковской сферы в России во многом для некоторых видится перспективой будущего, но это не так, определенные изменения, в том числе и по поддержанию капитализации банков необходимы уже сейчас.

    В современном экономическом кризисе финансовые институты, а в частности банки должны стать своеобразными точками опоры антикризисных мер.

    Сегодня политика правительства по поддержанию финансовых институтов, а в частности выделение кредитов Центральным банком осуществляются согласно перечню так называемых системообразующих банков с государственной поддержкой: Сбербанк, Газпромбанк, ВТБ, Россельхозбанк.

    Совершенно необходимым условием стабильного развития финансовых институтов является построение четкой системы межбанковского кредитования. С этой точки зрения политика Правительства РФ осуществляется в верном направлении по созданию определенной «вертикали» банковского кредитования.

    В дальнейшем в рамках развития банковских институтов предлагается построение системы межбанковского кредитования по схеме, представленной на рисунке 3.

    Параметры и критерии отнесения того или иного банковского учреждения должны быть разработаны ЦБ РФ и законодательно закреплены.

    Необходимо создать систему рейтинговой оценки финансового состояния банков (рис.4). Особое внимание при этом следует уделять анализу денежных потоков, так как движение денежных средств невозможно уловить в бухгалтерских отчетах. Предлагается осуществлять сводную рейтинговую оценку на основе анализа главных финансовых показателей деятельности банка. По каждому из проведенных аналитических исследований необходимо присваивать определенный бал, что в сумме составит сводный рейтинг банковского учреждения.

    Рис.4. Порядок составления рейтинговой оценки ЦБ РФ

    Малым и средним региональным банкам необходим доступ к ресурсам. Для этого могут быть использованы дополнительные схемы принудительного перераспределения ликвидности внутри банковского сектора: обязательный выкуп крупными банками облигационных займов малых банков; внедрение системы субординированных кредитов от крупнейших банков средним и малым; заключение долгосрочных соглашений о выкупе крупными банками части кредитных портфелей малых банков. На место изолированных эшелонов межбанковского рынка должна прийти «вертикаль» межбанковского кредитования, благодаря которой избыточная ликвидность крупнейших банков будет переходить менее крупным специализированным банкам.

    Особое внимание внедрению инноваций в банковском секторе уделено в основном потому, что именно банковская система в случае экономических колебаний и нестабильности принимает на себя удар первой. Но не нужно забывать о других финансовых институтах. В таблице 1 приведены основные тезисы по вопросам дальнейшего развития финансовых институтов для перехода к инновационной модели.

    Другим важным аспектом в инновационной модели финансовых институтов должно стать развитие и совершенствование института пенсионного обеспечения.

    Российская экономика в последние годы значительно отстала от ведущих экономик мира по целому ряду наиболее важных показателей. Так, например, на начало 2009 года по данным IMF World Economic Outlook Data Base и Центрального банка Российской Федерации, в России соотношение активов финансового сектора и ВВП составляло 64% ВВП. По сравнению с экономически развитыми странами данный показатель выглядит более чем скромно. К примеру, в экономически развитых странах отношение активов финансовых институтов к ВВП – 400-600%, причем порядка половины – это институциональные долгосрочные инвестиционные фонды (пенсионные, по страхованию жизни и т.д.). Пусть в России существует прирост 30-50 %, но даже эти цифры являются слишком слабой базой для инвестиционного роста. Что касается «длинных денег», то ситуация просто катастрофическая. Всего лишь 2,1% ВВП – это активы негосударственных пенсионных фондов и страховщиков жизни. Поэтому российской экономике в современных условиях необходим резкий рост пенсионных резервов, так как сегодня развитая индустрия пенсионных инвестиций оказывает существенное влияние на финансовые рынки. Пенсионные накопления — это по своей природе едва ли не самый «длинный» инвестиционный ресурс в рыночной экономике, поскольку формирование этих накоплений осуществляется на протяжении всего срока трудовой жизни человека, то есть на протяжении десятилетий.

    Ключевым в развитии институтов негосударственного пенсионного обеспечения является придание им более рыночного характера, преодоление свойственной им в настоящее время кэптивности, а также их институциональное развитие.

    Исходя из проведенного исследования, наиболее приемлемое соотношение между резервами негосударственных пенсионных фондов и капитализацией составляет 15–20%. При этом в абсолютном выражении резервы негосударственных пенсионных фондов должны достичь 840–1080 млрд. долларов.

    Рассмотрим меры, которые могли бы быть приняты в рамках данного направления:

    1. Налоговое стимулирование деятельности НПФ требует освобождения их от налога на прибыль от операций с активами, в которые инвестируются пенсионные резервы и доходов по ним.

    2. Расширение круга активов, в которые могут быть инвестированы пенсионные накопления, находящиеся под управлением государственной управляющей компании по инвестированию пенсионных накоплений.

    3. Расширение круга лиц, участвующих в накопительных пенсионных системах.

    4. Стимулирование работников и предприятий к добровольным отчислениям в накопительные пенсионные системы путем перечисления бюджетных средств на счета граждан, добровольно делающих взносы (в интересах которых такие взносы делает работодатель) в накопительные пенсионные системы как государственную, так и частные, сумму, соответствующую или превышающую сумму средств, перечисленных гражданином или его работодателем.

    5. Увеличение возраста работников, принимающих участие в накопительных пенсионных системах в обязательном порядке. В настоящее время из процесса формирования пенсионных накоплений оказались исключены граждане возрастов, которые наиболее склонны к созданию пенсионных накоплений возраст (после 40 лет), и при этом имеют наибольший (в рамках возрастной структуры) доход. Увеличение возраста лиц, участвующих в обязательной накопительной пенсионной системе, до 50 лет, может привести к значительному увеличению объема средств, сконцентрированных в накопительной пенсионной системе и являющихся источниками для среднесрочных и долгосрочных инвестиций на финансовом рынке.

    Увеличение роста инвестиций иностранных портфельных инвесторов должно стать приоритетной задачей государства в развитии института инвестиций и института фондового рынка. Российский фондовый рынок должен быть доступен для операций всех категорий инвесторов, действующих на мировом рынке. Только в том случае, когда инвесторы будут рассматривать российский рынок как реальную альтернативу для проведения своих операций на других рынках, они смогут сделать выбор в пользу российского.

    В качестве приоритетных задач по совершенствованию института инвестиций и института фондового рынка, стоящих перед национальной экономикой можно выделить следующие:

    1. Налоговое стимулирование инвестиций иностранных инвесторов в российские инвестиционные фонды, доходов от операций иностранных инвесторов с облигациями и доходов по ним.

    2. Освобождение от налога на прибыль и доходы от операций с ценными бумагами, совершенными на российских фондовых биржах.

    3. Совершенствование инфраструктуры. Привлечению иностранных портфельных инвесторов будет содействовать обеспечение обычных для развитых рынков условий торговли и расчетов на финансовом рынке. Кроме того, создание централизованной депозитарной системы желательно центрального депозитария, будет содействовать приобретению российских финансовых инструментов теми из иностранных инвесторов, для кого хранение своих активов в таких национальных институтах является требованием собственного регулятора.

    4. Введение административной ответственности за манипулирование рынком и ужесточение административной ответственности за использование инсайдерской информации. Данная мера является важным шагом для устранения образа российского фондового рынка как рынка инсайдерского и манипулятивного, который иногда используется иностранными финансовыми и инфраструктурными организациями для оправдания преимуществ торговли российскими активами за рубежом. Контроль за данными правонарушениями должен осуществляться ФСФР и саморегулируемыми организациями, в том числе на основе правил наилучшей практики, разработанными последними.

    Таблица 1

    Развитие финансовых институтов: важнейшие тезисы

    Банковские институты
    - введение в оборот некапитализированных элементов национального богатства;
    - масштабная капитализация, привлечение частного капитала;
    - активизация процессов межотраслевого перетока ресурсов;
    - развитие «вертикали» межбанковского кредитования;
    - развитие внутреннего рынка секьюритизации;
    - расширение дифференцированного риск-ориентированного регулирования
    Страховые институты
    - минимизация уровня недострахования рисков в экономике;
    - повышение уровня капитализации страховых компаний;
    - сохранение суверенитета российского страхового рынка;
    - активизация борьбы с демпингом на страховом рынке;
    - ужесточение наказания за нарушение страхового законодательства;
    - развитие инфраструктуры страхового рынка;
    - создание благоприятной среды рынка и снижение трансакционных издержек
    Институциональные инвесторы
    - устранение структурного дисбаланса и кэптивной направленности рынка;
    - совершенствование законодательства и нормативной базы рынка;
    - комплекс мер по увеличению емкости фондового рынка;
    - информационная прозрачность отрасли и качества управления рисками в УК;
    - вложения УК в инструменты секьюритизации и инфраструктурные облигации;
    - УК – значимый элемент системы управления бюджетными средствами;
    - повышение финансовой грамотности населения;
    - реформирование пенсионной системы;
    - расширение рынков НПФ и долгосрочного страхования жизни
    Институты лизинговых услуг
    - лизинг – условие масштабной модернизации экономики;
    - устранение нестыковок и недоработок в законодательстве;
    - развитие операций лизинга недвижимости;
    - упрощение налогообложения лизинговых операций
    Только внедрение всех перечисленных мер в рамках единого комплекса и четко организованной программы может способствовать качественному прорыву в развитии финансовых институтов в России.

    Ключевая идея концепции перехода к инновационной модели финансовых институтов– дать финансовому рынку необходимые для прорыва ресурсы и обеспечить их доступность и эффективное использование. Система решений, позволяющих осуществить Концепцию, требует политической воли и достаточно интенсивной работы законодателей, монетарных властей и, конечно, самих финансовых институтов.

    Концепция развития и совершенствования финансовых институтов четко вписывается в концепцию 4-х «И», обозначенную президентом России Д.А. Медведевым в качестве одного из основных ориентиров социально-экономической политики: 1) конкурентоспособность (инновации); 2) удлинение финансовых ресурсов (инвестиции); 3) усложнение банковской системы (институты); 4) повышение доступности и охвата, решение социальных задач: преодоление общественного и территориального неравенства (инфраструктура)

    При осуществлении всех мер необходимо обеспечение более тесной интеграции самих финансовых институтов между собой.

    Влияние финансовых институтов на социально-экономические отношения в обществе бесспорно. К сожалению, сегодня из-за ряда ограничений многие финансовые институты во многом не осуществляют той роли, которую должны.

    Переход на инновационную модель финансовых институтов позволит решить целый ряд социально-экономических целей:

    - гарантии высокого уровня жизненных стандартов (потребления, здравоохранения, образования);

    - предоставление ресурсов и инструментов для развития (эффект «социального лифта», формирование среднего класса, рост малого предпринимательства).

    - обеспечение граждан механизмами приобретения или аренды доступного, качественного жилья, использование финансовых инструментов для стимулирования развития жилищного рынка в целом;

    - формирование механизма обеспечения социальных гарантий и достойной пенсии, предоставление максимальных возможностей для инвестирования средств;

    - создание возможностей для повышения качества жизни с использованием потребительского кредитования;

    - повышение ответственности граждан за свое благосостояние через формирование навыков управления личными накоплениями;

    - создание возможностей для повышения гражданами своей профессиональной ценности через использование образовательных кредитов;

    Содействие финансовых институтов в реализации задач государственной политики в социальной сфере подразумевает дальнейшую популяризацию финансовых услуг и повышение их привлекательности для населения.

    В современном мире финансовые институты выходят на новую ступень своего развития. Уже сейчас они играют роль источников централизации и перелива капиталов, формируют архитектуру современной мировой экономической системы. Благодаря успешному развитию финансовых институтов некоторые страны становятся мировыми финансовыми центрами, в которых концентрируются международные капиталы, а это в свою очередь является неоспоримым преимуществом в развитии национальных экономик этих государств.

    Необходимо выделить несколько критериев построения инновационной модели финансовых институтов:

    - создание благоприятного инвестиционного климата;

    - создание механизма банковских и страховых гарантий;

    - развитие и постоянное совершенствование инфраструктуры финансовых рынков;

    - государственная поддержка финансового сектора;

    - постоянное совершенствование законодательной базы в области регулирования финансовых правоотношений;

    - создание структурного механизма организации финансовых институтов.

    К сожалению, на сегодня российская экономика не может удовлетворять всем вышеперечисленным требованиям. Поэтому в России необходимо создание концепции по переходу к инновационной модели финансовых институтов, и чем скорее эта концепция будет разработана и приведена в жизнь, тем раньше российские финансовые институты смогут повысить свою конкурентоспособность на мировом рынке.

    Переход к инновационной модели финансовых институтов на сегодня предполагает и разработку концепции устойчивого развития, то есть это предполагает:

    - четкую разработку новых финансовых инструментов;

    - внедрение методов антикризисного регулирования экономики;

    - создание ясной и твердо определенной организационной структуры финансовых институтов с четким разграничением полномочий;

    - разработка механизмов взаимодействия финансовых институтов между собой;

    - создание специализированной группы контрольных и надзорных органов за деятельностью финансовых институтов.

    Увеличение численности людей на планете Земля, новый виток развития технологий и цивилизации в XXI веке, условия ограниченности основных производственных ресурсов – все эти факторы создают новые предпосылки в развитии социально-экономических отношений в обществе. Процессы глобализации и интернационализации требуют нового подхода к построению экономической системы государства как субъекта хозяйствования. Финансовые институты в современном обществе принимают на себя новую роль как главное звено социально-экономической системы любого общества.

    Российские финансовые институты должны в ближайшие 10 лет сделать качественный и количественный рывок, обеспечить ресурсами растущую экономику, дать гражданам социальные гарантии, а государству - эффективный инструмент геополитики и реализации макроэкономических решений. Россия обладает большой экономикой, ставит перед собой амбициозные задачи, стремится занять достойное положение в геополитическом раскладе и определять международную политику. Если будет упущен шанс войти в число мировых финансовых центров, обладающих самостоятельным, влиятельным и масштабным финансовым сектором, крайне сложно говорить о перспективах инновационного роста и стабильного экономического развитии в долгосрочной перспективе.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. «Концепция развития финансового рынка России до 2020 г.». - Совместный проект Ассоциации региональных банков (Ассоциация «Россия») и рейтингового агентства «Эксперт РА», 2009.
    2. Программа «Национальная банковская система России 2010–2020». - Ассоциация российских банков, 2008.
    3. «Российский фондовый рынок и создание международного финансового центра» (Идеальная модель фондового рынка России на долгосрочную перспективу) (до 2020 года) (при участии Центра развития фондового рынка, Ernst & Young, Thomas Murray), НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового Рынка), 2008.
    4. «Стратегия региональных банков». - Ассоциация региональных банков, 2008.
    5. Europe's Financial Vulnerability, Hannes Androsch, Project Syndicate, 2009.
    6. Global Macroeconomic Cooperation, Jeffrey D. Sachs, Project Syndicate, 2009.
    7. IMF. World Economic Outlook // www.imf.org, 2006.
    8. OECD. Financial Market Trends, № 90, 2006.
    9. The Roots of America’s Financial Crisis, Jeffrey D. Sachs, World Finance, 2008.
    10. Time to Nationalize Insolvent Banks, Nouriel Roubini, Project Syndicate, 2009.