Построение сегментации на основе модифицированного RFM-анализа для повышения лояльности потребителей

Цой М.Е.1, Щеколдин В.Ю.1, Лежнина М.Н.1
1 Новосибирский Государственный Технический университет

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
Том 18, Номер 21 (Ноябрь 2017)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Цой М.Е., Щеколдин В.Ю., Лежнина М.Н. Построение сегментации на основе модифицированного RFM-анализа для повышения лояльности потребителей // Российское предпринимательство. – 2017. – Том 18. – № 21. – С. 3113-3134. – doi: 10.18334/rp.18.21.38506.

Аннотация:
В статье рассматривается метод сегментации потребителей при помощи модифицированного RFM-анализа с применением кластерного подхода. Проанализирована клиентская база компании, работающей на рынке транспортно-логистических услуг. Полученные результаты были подтверждены применением матрицы выбора стратегии лояльности В. Рейнарца и В. Кумара, что позволило разработать адресные программы лояльности для каждого выделенного сегмента потребителей.

Ключевые слова: кластерный подход, сегментация, потребительская лояльность, программы лояльности, RFM-анализ, модифицированный RFM-анализ, матрица выбора стратегии лояльности

JEL-классификация: M31, M37, M30

Источники:

Барышев А.Ф. Маркетинг. / Учебник. - 2 изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2002. – 208 с.
2. Герия И.А. Программы лояльности и оценка их эффективности // Управление и экономика в XXI веке. – 2015. – № 1. – С. 47-52.
Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - М.: Финпресс, 2005. – 464 с.
4. Джинджодия О.А. Программа лояльности как метод обеспечения финансовой устойчивости малого предпринимательства // ФЭС: Финансы. Экономика. Стратегия. – 2011. – № 3. – С. 67-70.
Дымшиц Μ.H. Потребительская лояльность: механизмы повторной покупки. - М.: Вершина, 2007. – 289 с.
Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб: Питер, 2006. – 464 с.
Котлер Ф. Маркетинг от А до Я. / Пер. с англ. под ред. Т. Р. Тэор. - СПб: ИД «Нева», 2003. – 224 с.
Факторный, дискриминантный и кластерный анализ / Ч.У. Мьюллер, У.Р. Клекка, Дж.О. Ким [и др.]; пер. с англ. А.М. Хотинский, С.Б. Королева. – М.: Финансы и статистика, 1989. – 216 с
Рейтинг транспортных компаний РоссТрансЭкспедиция [Электронный ресурс] // Rosstrans.ru. – URL: http://rosstrans.ru/rejting-transportnyh-kompanij/ (дата обращения: 09.09.2017)
Сегментация клиентов при помощи RFM-анализа [Электронный ресурс] // Crosssellguide.com. – URL: https://crosssellguide.com/rfm-segmentatsiya-poshagovaya-instruktsiya-how-to/ (дата обращения: 11.10.2017)
Словарь основных маркетинговых терминов [Электронный ресурс]. – URL: http://glossostav.ru/ (дата обращения: 10.09.2017)
12. Сысоева С., Нейман А. Насильно мил не будешь, или что такое лояльность покупателей // Маркетолог. – 2004. – № 2. – С. 32-35.
13. Титова Н.А., Щеколдин В.Ю. Разработка адресных маркетинговых стратегий на основе модифицированного RFM-анализа // Практический маркетинг. – 2015. – № 4. – С. 8-16.
14. Фасхиев Х.А. Удовлетворенность потребителей и ее оценка // Маркетинг в России и за рубежом. – 2012. – № 2. – С. 28-37.
Хьюз А. М. Маркетинг на основе баз данных. / Пер. с англ. В. Баранова. - М.: Гребенников, 2008. – 448 с.
Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. Применение кластерного анализа для сегментации детской и подростковой аудитории при посещении торгового центра // Российско-корейская научная конференция: Сборник материалов нуачной конференции. Новосибирск, 2013. – С. 136-140.
Цой М.Е., Щеколдин В.Ю. RFM-analysis as a tool for high-tech products' consumers’ segmentation // Актуальные проблемы электронного приборостроения (АПЭП–2016): Сборник трудов 13 международной научно-технической конференции. В 12 т. Т. 11. Новосибирск, 2016. – С. 177-181.
Щеколдин В.Ю. Выявление потребителей услуг интернет-магазинов на основе АВС-модификации факторного анализа. Ч. 2. – Красноярск: Издательство КГАУ, 2011. – С. 186-192
Щеколдин В.Ю. Логистика. - Новосибирск: Издательство НГТУ, 2013. – 54 с.
Щеколдин В.Ю., Долгих И.В. Применение концепции ABC при использовании факторного анализа в задаче оценки персонификации бренда // Логистика – евразийский мост: Сборник материалов 11 международной научно-практической конференции. Ч. 1. Красноярск , 2016. – С. 373–377.
21. Miglautsch J. R. Application of RFM principles: What to do with 1-1-1 customers? // The Journal of Database Marketing. – 2002. – № 4. – С. 319-324.
Reinartz W., Kumar V. The Mismanaging of Customer Loyalty // Harvard Business Review. - 2002. - P. 88
The Loyalty Guide. Volume II. - Wise Research Ltd, 2005

Страница обновлена: 09.12.2023 в 17:33:49