Концептуальный подход к обеспечению налоговой безопасности организаций

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В данной статье рассматривается вопрос обеспечения налоговой безопасности коммерческой организации, роль консалтинговых организаций в обеспечении данного процесса.

Ключевые слова:

налоги, консалтинг, налоговая безопасность
Цитировать публикацию:
Концептуальный подход к обеспечению налоговой безопасности организаций – С. 180-185.

Kontseptualnyy podkhod k obespecheniyu nalogovoy bezopasnosti organizatsiy. , 180-185. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Мировая практика показывает, что государство не ставит перед собой задачу по обеспечению экономической безопасности хозяйствующих субъектов как институциональных единиц. Оно только создает условия для нормативно-правового, информационного, научного и иного обеспечения деятельности институциональных единиц, снижения уровня внешних угроз и рисков.

Понятие безопасности в отечественной литературе многозначно. В «Толковом словаре» В.И. Даля безопасность определяется как «отсутствие опасности; сохранность, надежность [1]. В словаре С.И. Ожегова безопасность трактуется как «состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности» [2]. На основе этих представлений формировалась как доктрина национальной безопасности, так и методологическая основа общественной безопасности. С конца 1990-х годов начал развиваться новый подход к определению сущности категории безопасности, рассматривающий ее как непрерывный и динамичный процесс.

Традиционно безопасность подразделяется на безопасность личности, безопасность общества и безопасность государства. Так, в Федеральном Законе «О безопасности» закрепляются правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяется система безопасности и ее функции, устанавливаются порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

В Законе категория безопасности раскрывается, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства [3].

В Государственном стандарте РФ ГОСТ Р 51898-2002 «Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты» безопасность определяется как «отсутствие недопустимого риска». В том же стандарте также установлено, что «безопасность достигается путем снижения уровня риска до допустимого, определенного в настоящем стандарте как допустимый риск». Следовательно, управление риском (снижение уровня риска) можно рассматривать как инструмент обеспечения безопасности путем системно организованных процедур (процессов) по минимизации величины риска до определенного предела.

Существуют различные подходы к видовой классификации экономической безопасности, среди которых можно выделить наиболее распространенные - уровневый и функциональный.

Уровневый подход заключается в выделении экономической безопасности организации, региона и национальной экономической безопасности в целом [4].

Функциональный подход строится на основе признака сферы действия, при этом выделяются такие виды экономической безопасности, как продовольственная безопасность, экономическая безопасность производства, банковской сферы и т.п. [5].

В последние годы проблеме исследования налоговой безопасности организации не уделяется должного внимания. В условиях дальнейшего становления и реформирования налоговой системы России налоговая безопасность организации, подвергающейся налоговым рискам в результате минимизации налоговой нагрузки, приобретает особую актуальность.

По утверждению Н.А. Пименова, вопросы налоговой безопасности должны в обязательном порядке включаться в концепцию экономической безопасности государства и хозяйствующего субъекта. Налоговая безопасность является составной частью понятия «экономическая безопасность», поскольку без противодействия налоговым рискам, напрямую влияющим на финансовое состояние хозяйствующего субъекта, невозможно достижение состояния, при котором обеспечивается финансовая стабильность, а также поступательное, позитивное развитие хозяйствующего субъекта [6].

Следовательно, основным сегментом экономической безопасности будет являться налоговая безопасность. Налоговая безопасность определяется положением защищенности государства и организации как налогоплательщика от финансовых и иных потерь налогового характера.

И.Ю. Тимофеева считает, что понятие налоговой безопасности должно консолидировать налоговые интересы, как государства, так и бизнеса, общественных организаций и каждого отдельного гражданина, и дает доктринальное понятие налоговой безопасности: «Под налоговой безопасностью предлагается понимать такое состояние налоговой системы, при котором обеспечивается гарантированная защита налоговых интересов государства, бизнеса и общества от внутренних и внешних угроз» [7].

Б.В. Воронцов определяет налоговую безопасность организации как «финансово-экономическое состояние налогоплательщика, обеспеченное минимизацией налоговых рисков, при котором со стороны хозяйствующего субъекта полностью и своевременно уплачиваются начисленные налоги, а со стороны исполнительных и законодательных органов обеспечивается предусмотренная законом защита налогоплательщика» [8].

По мнению автора, налоговая безопасность организации – это налоговая оптимизация, при которой обеспечивается жизнестойкость налогоплательщика и возможность сохранять признаки полноценного экономического субъекта в условиях изменяющейся налоговой среды, с эффективными механизмами управления налоговыми рисками.

Налоговая безопасность необходима для организации действий экономических субъектов по уплате налогов и налоговому проектированию с учетом фактора безопасности (получения положительных финансовых результатов, не отягощенных отрицательными последствиями).

Налоговая безопасность организаций нефтегазовой отрасли должна рассматриваться налоговым консультантом с позиций двух аспектов: экономического и правового.

В основе налоговой безопасности экономического аспекта организации лежит оценка налоговых рисков и налоговый анализ, что обусловлено уровнем организации учетного процесса и качеством фиксации всех сторон финансово-хозяйственной деятельности.

Правовой аспект определяет законную экономию на налоговых платежах путем выстраивания налоговых схем. Комбинации заключаемых договоров позволяют сделать работу экономического субъекта более эффективной и менее рисковой, снизить неоправданную экономической реальностью налоговую нагрузку, не выходя при этом за рамки действующего законодательства.

Сегодня реалии таковы, что бизнес консультирования в области налогообложения, поскольку проблемы, связанные с применением налогового законодательства, учета и управления финансами по своей значимости сопоставимы с проблемами, которые возникают непосредственно в ходе осуществления производственной деятельности.

Сущностью налогового консалтинга в обеспечении налоговой безопасности организаций является оказание профессиональной помощи клиентам в развитии их конкурентных преимуществ путем оптимизации налогообложения и прогнозирования налоговых рисков с целью их снижения.

В целях большей эффективности функционирование сегмента экономической безопасности, а именно налоговой безопасности, организаций нефтегазовой отрасли должно осуществляться на основе ряда принципов:

1) принцип законности. Вся деятельность организаций нефтегазовой отрасли, безусловно, должна строиться на законности. В качестве негативных последствий могут быть различного рода санкции со стороны контрольных структур, привлечение в качестве ответчика в суд;

2) принцип определенности. Размер налога, сроки и способ его уплаты должны быть известны как самому налогоплательщику, так и другим пользователям, в частности налоговому консультанту;

3) принцип регулирования. В налоговой политике организации задействуются положения договорной и учетной политики, регулирующие ее налоговый потенциал путем формирование оптимальной системы налогообложения организации;

4) принцип добросовестности. Данный принцип является необходимым критерием для оценки действий налогоплательщика при заключении сделок, их действительности, а также имеет основополагающее значение при разрешении налоговых споров и применении конкретных налогово-правовых норм;

5) принцип соблюдения баланса жизненно важных циклов бизнеса в налогообложении (учет, налоговый анализ, налоговое проектирование, налоговый контроль);

6) принцип транспарентности (прозрачности). Сущность принципа транспарентности состоит в том, чтобы обеспечить доступ налоговых консультантов к процессу налогообложения, а также к иным сведениям о принятых решениях в сфере налогообложения организации.

Стабильное финансовое положение организаций во многом определяется величиной налоговых обязательств и существенностью налоговых рисков, что предопределяет необходимость проведения комплексной диагностики налоговой безопасности. Главной целью данной диагностики является изучение деятельности организации, позволяющее установить уровень налоговой безопасности и предложить возможные рекомендации по повышению эффективности ее обеспечения. В рамках рассматриваемой проблемы объектом диагностики выступает состояние системы налогообложения организации в текущем и перспективном периодах, а субъектом диагностики – налоговые консультанты, которые осуществляют свою деятельность на основе определенной стратегии и тактики, освоившие методику ее проведения и заинтересованные в результатах.

Система учета создает информационную базу для непрерывного мониторинга диагностики состояния бизнеса в целях управления его налоговой безопасностью.

[1005. № 2. С. 44.

[2] Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений; - 4-е изд., дополн. М.: Азбуковик, 1999. С. 41.

[3] О безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 дек.2010 г. № 390-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[4] Гончаренко Л.П. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия; Кирьянов А.Ю. Экономическая безопасность как особое направление обеспечения региональной безопасности в современном Российском государстве // Адвокатская практика. 2006. № 1. С. 37-41; Хунтуа З. Международная конкуренция и национальная экономическая безопасность // Общество и экономика. 2004. № 2. С. 69-85.

[5] Лысоченко А.А. Теоретический аспект концепции обеспечения продовольственной безопасности // Региональная экономика. 2009. № 3. С. 64-68.

[6] Пименов Н.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства [Электронный ресурс]. // Налоги. 2010. № 4. С. 10-13. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

[7] Тимофеева И.Ю. Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений // Экономический анализ. 2010. № 25. С. 23.

[8] Воронцов Б.В. Налоговая безопасность государства и экономических систем [Электронный ресурс]. // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2199 (дата обращения 23.12.2011)



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Гончаренко Л.П. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия // Справочник экономиста. 2005. № 2. С. 44.
2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений; - 4-е изд., дополн. М.: Азбуковик, 1999. С. 41.
3. О безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 дек. 2010 г. № 390-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. Гончаренко Л.П. Критерии и показатели экономической безопасности предприятия.
5. Кирьянов А.Ю. Экономическая безопасность как особое направление обеспечения региональной безопасности в современном Российском государстве // Адвокатская практика. 2006. № 1. С. 37-41.
6. Хунтуа З. Международная конкуренция и национальная экономическая безопасность // Общество и экономика. 2004. № 2. С. 69-85.
7. Лысоченко А.А. Теоретический аспект концепции обеспечения продовольственной безопасности // Региональная экономика. 2009. № 3. С. 64-68.
8. Пименов Н.А. Фискальные риски в системе налоговой безопасности предприятий и государства [Электронный ресурс]. // Налоги. 2010. № 4. С. 10-13. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантП-люс».
9. Тимофеева И.Ю. Экономический анализ, классификация и оценка налоговых рисков в период декриминализации налоговых отношений // Экономический анализ. 2010. № 25. С. 23.
10. Воронцов Б.В. Налоговая безопасность государства и экономических систем [Электронный ресурс]. // Проблемы современной экономики. 2008. № 3. URL: http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=2199 (дата обращения 23.12.2011)
11. Брызгалин А.В. и др. Из практики налогового консультирования: налогообложение и учет сложных хозяйственных операций / А.В. Брызгалин, В.Р. Берник, А.Н. Головкин. Екб. : Налоги и финансовое право, 2009.
12. Вестник СамГУПС. 2009. Т. 1. № 6. С. 132a-138.
13. Вестник СамГУПС. 2009. Т. 17. № 5-часть1. С. 82a-85. 2009. Т. 1. № 6. С. 132a-138.
14. Горлова О.В. Внутриотраслевые Стандарты Корпоративной Отчетности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2010. № 2. С. 36-41.
15. Горлова О.В. Корпоративная социальная отчетность // Вестник СамГУПС. 2010. № 3. С. 26-32.
16. Горлова О.В. Методологические основы формирования рейтинга эмитента в системе корпоративной отчетности // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 3. С. 180-183.
17. Горлова О.В. Снижение информационных рисков по средствам повышения прозрачности финансовой отчетности кредитных организаций // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 3. С. 73-76.
18. Кривцов А.И. Аутсорсинг как инструмент минимизации влияния нестабильной окружающей среды на бизнес процессы транспортных компаний // Вестник Сам-ГУПС. 2009. Т. 1. № 6. С. 45a-49.
19. Кривцов А.И. Использование внешней инвестиционной отчетности для рейтинга транспортной организации // Вестник СамГУПС. 2010. № 4. С. 137a-144.
20. Кривцов А.И. Корпоративная отчетность как механизм защиты интересов инвесторов // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2010. № 2. С. 222-225.
21. Кривцов А.И. Корпоративная финансовая отчетность // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 1. № 6. С. 40a-45.
22. Кривцов А.И. Критерии оценки инвестиционных проектов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 2. С. 73-75.
23. Кривцов А.И. Логика оценки инвестиционных проектов // Экономические науки. 2010. № 62. С. 80-85.
24. Кривцов А.И. Методология оценки внешней инвестиционной отчетности // Вестник СамГУПС. 2010. № 2. С. 33-37.
25. Кривцов А.И. Методология повышения инвестиционной привлекательности для предприятий транспортной системы // Вестник СамГУПС. 2010. № 1. С. 56-63.
26. Кривцов А.И. Методология построения внешней отчетности, отражающей инвестиционную деятельность // Вестник СамГУПС. 2010. № 3. С. 38-42.
27. Кривцов А.И. Методология построения внешней отчетности, отражающей инвестиционную деятельность // Экономические науки. 2010. № 62. С. 419-423.
28. Кривцов А.И. Многообразие форм сотрудничества инвестора и менеджмента // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. Т. 1. С. 224-229.
29. Кривцов А.И. Справедливая стоимость инвестиционного капитала // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 3. С. 240-243.
30. Кривцов А.И. Статистическое исследование инвестиционной привлекательности регионов диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук / Самара, 2003.
31. Никифорова Е.В., Кривцов А.И. Особенности стратегического инвестиционного анализа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2012. № 1. С. 86-94.
32. Никифорова Е.В., Кривцов А.И., Шнайдер В.В. Снижение информационных рисков в условиях финансового кризиса посредством интерпретации публичной отчетности // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 2. № 5. С. 94a-100.
33. Организация и методика налогового консультирования. Учебно-методическое пособие; [под ред. Т.А. Демишевой]. М.: Учебный центр МФЦ, 2007.
34. Рузанов Е.С. Анализ слияний и поглощений организаций как вида трансформации инвестиционного капитала // Вестник СамГУПС. 2010. № 4. С. 144a-149.
35. Рузанов Е.С. Исследование методов сравнительного инвестиционного анализа // Вестник СамГУПС. 2011. № 1. С. 92a-101.
36. Рузанов Е.С. Методология инвестиционной привлекательности дилерских организаций автопрома // Экономические науки. 2011. № 74. С. 165-16
37. Талаласова Е.А. Обзор состояния российского рынка налогового консультирования / Е.А. Талаласова // Актуальные вопросы экономики и управления: материалы междунар. заоч. науч. конф. (г. Москва, апрель 2011 г.). Т. II; [под общ. ред. Г.Д. Ахметовой]. М.: РИОР, 2011. С. 43-47.
38. Тарасова Т.М. Внедрение и развитие внутреннего контроля в условиях конвергенции российских и международных стандартов финансовой отчетности // Вестник СевКавГТИ. 2012. № 12. С. 164-167.
39. Тарасова Т.М. Организационная структура системы сквозного внутреннего контроля оператора подвижного состава // Экономические науки. 2011. № 78. С. 337-341.
40. Тарасова Т.М. Организация управленческого учета на предприятии в современных условиях // Международный бухгалтерский учет. 2012. № 29. С. 19-28.
41. Тарасова Т.М. Организация управленческого учета на предприятии в современных условиях // Экономический анализ: теория и практика. 2012. № 24. С. 50-58.
42. Управленческое консультирование: в 2 т.; [под ред. М. Кубра]. Пер. с нем. 2-е изд., перераб. М. : Интерэксперт, 1992. Т.2.
43. Чипуренко Е.В. Налоговый анализ: новое научное направление // Международный бухгалтерский учет. 2011. № 14. С. 28-36.
44. Шеремет А.Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. Учебник. М.: Инфра-М, 2006.
45. Шнайдер В.В. Значение рисков в неопределенности рыночных, технологических и природно-климатических факторах // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 1. № 6. С. 132a-138.
46. Шнайдер В.В. Значение экономического анализа для планирования и осуществления инвестиционной деятельности // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 17. № 5-часть1. С. 82a-85.
47. Шнайдер В.В. Инвестиционная, финансовая стратегия в условиях риска. анализ экономического потенциала // Вестник СамГУПС. 2009. № 3. С. 69-77.
48. Шнайдер В.В. Методологические аспекты инвестиционного анализа // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2010. № 2. С. 114-116.
49. Шнайдер О.В., Шнайдер В.В. Оценка производственного потенциала промышленного предприятия, как один из ключевых факторов инвестиционной привлекательности // Вестник СамГУПС. 2009. Т. 2. № 5. С. 129a-135.