Проблемы развития инновационного предпринимательства в Молдове

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Проблема развития инновационного предпринимательства вызвала к жизни различные концепции, исследующие его сущность. В целом эти концепции развивают теорию инновационного развития и предпринимательства. Инновационное предпринимательство – это особый вид предпринимательской деятельности, предоставляющий клиентам новые решения их проблем (новые изделия, услуги, технологии и др.), а также выявляющий новые инновационные возможности для собственного бизнеса, т.е. решения внутренних проблем (структурные изменения, реинжиниринг бизнеса и знаний и т.п.).
Основным фактором позитивного роста экономики является инновационное предпринимательство, где новшества формируют рынок новаций, инвестиции - рынок капитала, инновации - рынок конкуренции инноваций. Инновационное предпринимательство обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или улучшенной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости.

Ключевые слова:

инновации, инновационное предпринимательство, Молдова, инновационный предприниматель
Цитировать публикацию:
Проблемы развития инновационного предпринимательства в Молдове – С. 102-110.

Problemy razvitiya innovatsionnogo predprinimatelstva v Moldove. , 102-110. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Широкое освоение инновационных технологий во всех сферах промышленного производства для большинства индустриально развитых стран мира является ключевым направлением достижения экономического роста и повышения качества жизни людей.

Инновационная деятельность в экономическом контексте – это любой новый способ создания экономической добавленной стоимости, например, с помощью нового производственного или распределительного процесса, новой бизнес-модели, нового способа организации работы или посредством создания новых рынков либо изыскания новых источников поставок (ресурсов). А инновационная политика – это любая мера политики или механизм, оказывающие влияние на инновационный процесс.

Какой бы ни была экономическая обстановка в Молдове и в мире, новые идеи, изобретения всегда найдут свою нишу и принесут доход. Более того, кризис широко открывает двери для нововведений, позволяющих экономить.

В Молдове низкий уровень внедрения инноваций. В то же время, в Молдове очень плохие возможности для развития инноваций. В республике недостаточные условия для исследовательской деятельности, низкий уровень сотрудничества университетов с частным сектором и с исследовательскими компаниями и т.д. Молдова занимает 129-е место. Также в Молдове очень низкий уровень использования финансовых и инвестиционных инструментов. По этому показателю она занимает 122-е место в рейтинге. Достаточно низкий уровень и использования технологических новшеств, в том числе и частными компаниями в своей деятельности. В этом плане она занимает 125-е место. Лучше всего в Молдове дела обстоят дела с использованием информационных технологий. По этому показателю Молдова занимает 59-е место. Также в республике достаточно эффективно используются способности рабочих (56-е место) в соответствии с их работоспособностью и эффективностью и не столь низкое качество образования (58-е место).

Государство Республики Молдова осознает, что для выживания в условиях конкуренции с западными производителями, необходимо резкое увеличение инвестиционной и инновационной активности, которое должно занимать центральное место в государственной политике страны. Для этого, Парламентом республики был принят Закон – Кодекс о науке и инновациях (N.259-XV от 15.07.2004), который регламентирует правовые отношения, связанные с разработкой и осуществлением государственной политики в области науки и инноваций, деятельностью в области научных исследований, инноваций и трансфера технологий, научно-технологической информации, аккредитацией организаций в области науки и инноваций, аттестацией научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации, защитой интеллектуальной собственности, с правовым статусом субъектов в области науки и инноваций. Высшим органом административной власти в области науки и инноваций стала Академия Наук. Академии Наук делегируются полномочия Правительства в области научных исследований и разработок, а также координирующая роль в области продвижения инноваций и трансфера технологий. Академия Наук заключает с Правительством Договор о партнерстве сроком на четыре года [3].

Поддержка научных исследований и разработок, а также стимулирование устойчивого инновационного климата являются стратегическим приоритетом социально-экономического развития Республики Молдова. Государство осуществляет стимулирование, материально-техническую и финансовую поддержку деятельности в области науки и инноваций, создает благоприятные условия для абсорбции инноваций. Основной целью государственной политики в области науки и инноваций является устойчивое социально-экономическое и человеческое развитие Республики Молдова, основанное на стимулировании и максимально широком использовании научного, научно-технического и технологического потенциала, ориентированного на ценности открытого демократического общества, для создания и реализации конкурентоспособных и экологически чистых продуктов, услуг, процессов.

Одними из главных принципов государственной политики в области науки и инноваций являются:

  • признание науки и инноваций основой социально-экономического развития Республики Молдова;
  • ориентирование деятельности в области науки и инноваций на социально-экономические, культурные и образовательные потребности общества;
  • преобразование объектов интеллектуальной собственности в конкурентоспособные на внутреннем и внешнем рынках продукты, услуги, процессы;
  • проведение благоприятной финансовой, налоговой и таможенной политики в области науки и инноваций;
  • обеспечение взаимодействия науки, образования, производственной и финансовой сфер;
  • соответствие деятельности в области науки и инноваций международным нормам и принципам.
  • Государственная политика в области науки и инноваций предусматривает концентрацию ресурсов на стратегических направлениях деятельности в этой области, а также организацию такой деятельности. Стратегические направления деятельности в области науки и инноваций определяются с учетом имеющихся тенденций на международном уровне, национального потенциала и потребностей социально-экономического развития страны.

    Большинство проблем государство успешно решает путем финансирования, которое обеспечивается с помощью программ Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Законодательство постепенно корректируется, кадровая проблема также со временем находит свое решение. Самый значительным является психологический барьер, который невозможно преодолеть традиционными путями - только сами ученые могут заставить себя заниматься бизнесом и стать успешными предпринимателями.

    Для построения инновационной экономики в республике Молдова необходимо развить инновационное предпринимательство и стремиться к стандартам развитых стран, где доля активных инновационных предприятий составляет 60-80%. Сейчас для Молдовы актуально развивать именно малые инновационные предприятия (компании), поскольку собственные крупные компании и корпорации на рынке высокотехнологичной продукции в республике ещё не сформировались.

    Основой инновационной экономики являются малые и средние предприятия, как наиболее гибкие и восприимчивые.

    В Молдове насчитывается около 43,7 тыс. предприятий, из которых 97,8% малые и средние. В них работает 316,2 тыс. человек. Причем в разных отраслях - разная эффективность труда. Например, 20 тыс. человек работают в сфере информационных технологий. Эта отрасль создает 10 процентов ВВП, еще 9% дают телекоммуникации. То есть определенный прогресс в сравнении с традиционными видами бизнеса налицо. Однако инновационная экономика рассчитана не только на сферы IT или нанотехнологий. Необходимость в новых разработках есть везде, в том числе и в областях строительства и строительных материалов, виноделии и пр.

    Главными мотивами инновационного предпринимательства в республике являются: возможность реализации собственных творческих проектов; высокая степень самостоятельности и свободы в принятии решений; укрепление имиджа и творческое признание успеха в инновационной сфере и др.

    Инновационное предпринимательство на сегодняшний день в экономике Молдовы развито слабо: мало хозяйствующих субъектов, которые ведут в полной мере инновационную предпринимательскую деятельность.

    В Молдове инновационное предпринимательство, как бизнес-процесс, включает в себя следующие стадии: поиск инновационной идеи и ее оценка; составление бизнес-плана инновационного проекта; поиск необходимых ресурсов созданным предприятием.

    В настоящее время приоритетными для инновационного предпринимательства в Молдове считаются 11 отраслей: IT, продовольствие, сельское хозяйство, туризм, телекоммуникации, виноделие, производство строительных материалов, нанотехнологии и новые материалы, дизайн и индустрия красоты, биотехнологии, медицина.

    Все приоритеты инновационного развития экономики Молдовы основаны на трех существенных направлениях:

  • развитие потенциала для эффективного замещения импорта товаров и услуг;
  • развитие потенциала производственной технологии, продуктов и услуг для проникновения на иностранные рынки;
  • развитие инфраструктуры экономической (дорог, систем водоснабжения и канализации, электроснабжения и других элементов инфраструктуры) и социальной (государственной системы поддержки предпринимательства).
  • Развитие малого инновационного предпринимательства целесообразно осуществлять посредством следующих взаимосвязанных этапов:

    а) интенсивное развитие малого инновационного бизнеса: формирование сети технопарков, инновационных центров, бизнес инкубаторов, научных центров, создание венчурных фондов;

    б) дальнейшее совершенствование инновационного законодательства и развитие инновационной инфраструктуры;

    в) укрепление межрегиональных и международных связей, привлечение иностранных инвестиций в инновационную сферу региона.

    Эффективными мероприятиями для развития инновационного предпринимательства и формирования положительного образа инновационного предпринимателя могут стать следующие:

  • усиление роли саморегулируемых и общественных организаций в определении направлений поддержки инновационного предпринимательства и повышении социальной ответственности бизнеса;
  • популяризация инновационных идей среди населения и повышения социальной ответственности бизнеса через механизм социальной отчетности и морального поощрения;
  • повышение эффективности инфраструктуры инновационного предпринимательства путем обучения ее специалистов в рамках региональной системы бизнес - образования;
  • расширение финансовой и имущественной поддержки субъектов инновационного предпринимательства за счет привлечения ресурсов банковско-финансовой сферы и крупного бизнеса на взаимовыгодной основе.
  • Анализируя сегодняшнюю ситуацию в стране, можно сделать вывод, что в ней практически нет компаний, которые могли бы ассимилировать новые технологии. Сдерживающими факторами для развития инновационного предпринимательства в Молдове являются падение доли наукоемкого производства, а также процесс старения основных производственных фондов – это порядка 50%, а обновление основных фондов идет очень низкими темпами около 4% в год. Также немало важными факторами являются несовершенство законодательства, несовершенство налогообложения и финансово-кредитных механизмов, слабая производственно-техническая и ресурсная база, высокие цены на энергоресурсы и коммунальные услуги, низкий платежеспособный спрос большинства населения.

    В анализе SWOT, проведенном Институтом экономики, финансов и статистики АНМ, указывается, что для развития инновационного предпринимательства в стране имеется определенная законодательная и материально-техническая база. Принят Кодекс о науке и инновациях и Закон о научно-технологических парках и инновационных инкубаторах [3]. Внедряется государственная стратегия по поддержке развития малых и средних предприятий на 2009 - 2011 гг. [1].

    Сильными позициями страны в области развития инновационного предпринимательства являются наличие научного потенциала, развитую систему высшего образования, наличие элементов инновационного менеджмента и инфраструктуры, наличие нормативной базы и доступ к европейским фондам.

    К минусам относят слабую связь между наукой и бизнесом, недоверие инвесторов, ограниченность финансовых возможностей (например, отсутствие венчурных фондов), а также отсутствие инновационной статистики, методов учета этой деятельности и инновационной культуры у предпринимателей.

    К рискам относятся традиционные проблемы, такие, как налоги, административные и бюрократические барьеры. И проблемы специфические. Например, финансовый барьер из-за отсутствия возможностей для кредитования. Или барьер кадровый, ввиду отсутствия опытных в инновациях менеджеров. И барьер психологический: ученые не особо мечтают об открытии собственного бизнеса, а предприниматели ищут более простые возможности для зарабатывания денег.

    Инновационный путь развития является для Молдовы наиболее перспективным и востребованным. А вот сами показатели инновационного развития в нашей стране сегодня пока намного ниже среднего мирового уровня. Инновационный путь развития страны предполагает серьезную активизацию инновационного предпринимательства, расширение практики создания соответствующих компаний, реализацию механизмов «инновационного лифта».

    В условиях глобализации экономики и начавшегося перехода на инновационный путь развития, роль технологического фактора в обеспечении экономического роста и повышении благосостояния населения резко возрастает.

    Сегодня в развитых странах до 80% ВВП производится на основе освоения результатов научных исследований и нововведений. Реалии современной экономики таковы: сегодня лучше живет та страна, которая обладает более высокими технологиями. В XXI веке, по прогнозам, значимость современных технологий и других инноваций в социально-экономическом развитии еще более усилится.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Hotărîre cu privire la Programul de stat de susţinere a dezvoltării îtreprinderilor mici şi mijlocii pentru anii 2009-2011, Nr. 123 din 10.02.2009, Monitorul Oficial Nr. 37-40.
    2. Hotărîre cu privire la aprobarea Acordului de parteneriat între Guvern şi Academia de Ştiinţe a Moldovei pentru anii 2009-2012 Nr. 27 din 22.01.2009, Monitorul Oficial Nr. 19-21 art Nr: 79.
    3. Сodul cu privire la ştiinţă şi inovare al Republicii Moldova, nr. 259-XV din 15.07.2004 Monitorul Oficial al R.Moldova nr.125-129/663 din 30.07.2004.
    4. В.Г. Медынский, Л.Г. Шаршукова. Инновационное предпринимательство: учебное пособие. М.: ИНФРА - М, 1997.
    5. Р.Г. Потемкин. Возможности активизации инновационной деятельности в России. М.: Москва, 2000.
    6. Хойер В. Как делать бизнес в Европе. М.: Прогресс, 1990.
    7. Шумпетер И. Теория экономического развития (Исследование предпринимательской прибыли, капитала, кредита, процента и цикла конъюнктуры). —М.: Прогресс, 2002.