Информационные потоки в системе оценки инновационного бизнеса методами доходного подхода

Зайцев А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (44), Август 2010

Цитировать:
Зайцев А.В. Информационные потоки в системе оценки инновационного бизнеса методами доходного подхода // Креативная экономика. – 2010. – Том 4. – № 8. – С. 48-55.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15118621

Аннотация:
Рассмотрен организационно-экономический механизм формирования прироста рыночной стоимости инновационного бизнеса предприятия. Обосновано, что решению задачи управления эффективностью должна предшествовать оценка рыночной стоимости инновационного бизнеса. Продемонстрирована необходимость формирования информационных потоков для определения индикаторов, количественно характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия. Предложен алгоритм создания подсистемы формирования информационных потоков для управления рыночной стоимостью инновационного бизнеса предприятия.

Ключевые слова: инновационный бизнес, венчурное финансирование, конкурентная стратегия, оценка рыночной стоимости, инновационные изменения, информационные потоки



Менеджмент предприятия, реализуя конкурентную стратегию на основе инновационных изменений, не только повышает эффективность, но и активизирует процессы интеллектуальной деятельности персонала. Совершенствование этой деятельности происходит по принципу непрерывной разработки, освоения и использования совокупности инноваций, включая новые продукты, технологические процессы, организацию производства и продвижение продукции к потребителю, оказание инжиниринговых услуг и т.д. Следовательно, конкурентная стратегия должна обеспечить стабильное функционирование предприятия и возможность сохранения его преимуществ на конкурентном рынке, которые позволят удержать созданную или сформировывать новую стоимость в условиях неопределённости внешней среды и высокого уровня риска инновационной деятельности.

Механизмы для развития

Формирование прироста рыночной стоимости предприятия, то есть переход его исходного состояния в состояние с более высокой стоимостью, требует затрат времени и ресурсов – материальных, финансовых и интеллектуальных. На практике с целью обеспечения устойчивого развития в долгосрочном периоде предприятие формирует эффективные механизмы управления различными элементами. Это касается как капитала предприятия (финансового и интеллектуального), так и его активов (материальных, финансовых и интеллектуальных, включая объекты интеллектуальной собственности). В этом случае использование механизмов и подходов к управлению предприятием на основе инновационных изменений позволит повысить эффективность и результативность инновационного бизнеса, совершенствовать и развивать структуру капитала, а также обеспечить рост рыночной стоимости в турбулентных экономических условиях.

Процесс управления изменениями и эффективностью инновационного бизнеса включает, во-первых, измерение фактических изменений, а во-вторых, оценку их влияния на стоимость реализуемых бизнес-процессов и рыночную стоимость предприятия в целом. Поэтому решению задачи управления эффективностью предшествует оценка рыночной стоимости инновационного бизнеса, поскольку управлять можно только тем, что поддается количественному измерению (оценке). На рис. 1 приведен организационно-экономический механизм формирования прироста рыночной стоимости инновационного бизнеса предприятия.

Однако невозможно оценить то, что нельзя описать (сформулировать, идентифицировать и т.д.). Поэтому анализ и система оценки инновационного бизнеса должны быть сопряжены с формированием информационных потоков. Они необходимы для определения индикаторов, количественно характеризующих финансово-экономическое состояние предприятия. Технология сбора, передачи, обработки и освоение информации является важной подсистемой в структуре управления предприятием и его функциональными системами. Поэтому, решая задачу оценки стоимости инновационного бизнеса, менеджменту предприятия необходимо спроектировать структуру управления, в которую будет включена подсистема формирования информационных потоков. Указанная подсистема тоже представлена на рис. 1.

Рис. 1. Организационно-экономический механизм формирования прироста рыночной стоимости инновационного бизнеса предприятия

Источник: авторское построение

Для решения задачи управления инновационными изменениями и эффективностью инновационного бизнеса менеджмент при создании подсистемы формирования информационных потоков должен ориентироваться на различные подходы к оценке стоимости бизнеса. Стандарты оценочной деятельности предполагают применение доходного, затратного или сравнительного подходов, а в рамках этих подходов соответствующих методов.

Доходный подход для инновационного бизнеса

При оценке инновационного бизнеса наиболее целесообразно применять методы доходного подхода, поскольку основной сферой использования этих методов является оценка стоимости бизнеса (действующего предприятия), приносящего доход. Этот подход объединяет совокупность экономико-математических методов оценки стоимости, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки в прогнозном периоде. Экономический смысл доходного подхода заключается в прогнозировании будущих доходов, получение которых предполагается в рамках оцениваемого бизнеса. С использованием операции дисконтирования эти доходы приводятся к текущей стоимости. Следовательно, стоимость бизнеса, то есть стоимость действующего предприятия, будет представлять собой сумму текущих стоимостей, рассчитанных на интервале прогнозного периода.

К методам доходного подхода относятся, во-первых, метод дисконтирования денежных потоков, а во-вторых, метод капитализации прибыли. При практическом использовании этих методов для оценки инновационного бизнеса конечная величина стоимости будет включать в себя две составляющие: во-первых, сумму прогнозных дисконтированных величин текущих доходов, рассчитанных методом дисконтирования денежных потоков, а во-вторых, дисконтированную величину постпрогнозной стоимости, рассчитанную методом дисконтирования денежных потоков или методом капитализации прибыли.

Инновационные изменения приводят к использованию новых методов и форм управления бизнеспроцессами предприятия. Эти методы и формы ориентированы на нетрадиционные источники финансирования, например, механизмы венчурного финансирования. С этой целью создается венчурная структура, уставный капитал которой формируется за счет вкладов инициаторов создания технологической инновации и венчурных инвесторов. Вкладом инициаторов создания технологической инновации являются права интеллектуальной собственности на ранее полученные результаты инновационной деятельности. Все это предполагает формирование портфеля прав интеллектуальной собственности, наилучшим образом учитывающего интересы инициаторов инновационного процесса (в данном случае предприятия) и венчурных инвесторов, вкладывающих финансовые и материальные ресурсы в реализацию проекта.

Выпуск и все, что ему сопутствует

По завершении научно-исследовательских разработок, создания опытного образца, опытной и установочной серии организуется промышленный выпуск продукции. С этой целью высокотехнологичное предприятие приобретает оборудование и формирует организационно-производственные структуры (ОПС) для выпуска продуктовых инноваций. После окончания разработки осуществляется патентование инновационной продукции. Запатентованный объект интеллектуальной собственности (ОИС) может быть поставлен на баланс как амортизируемый нематериальный актив (НМА). Жизненный цикл создаваемой технологической инновации включает инновационную и инвестиционную стадии. Менеджмент при разработке стратегии управления эффективностью инновационного бизнеса должен определить финансовый механизм деятельности предприятия, а также выбрать алгоритм и методы оценки инновационного бизнеса, идентификации рисков. Поэтому при разработке и реализации стратегии целесообразно включать подсистему формирования информационных потоков в проектируемую структуру управления инновационным бизнесом предприятия (рис. 1). Созданию алгоритма подсистемы формирования информационных потоков должен предшествовать процесс определения основных элементов финансового механизма деятельности предприятия.

С учетом выявленных элементов финансового механизма деятельности предприятия, выбранных методов оценки инновационного бизнеса и идентификации рисков проектируется алгоритм подсистемы формирования информационных потоков. Для рассматриваемого нами примера управления стоимостью инновационного бизнеса предприятия (рис. 1) предлагается использовать подсистему формирования информационных потоков, которая представлена на рис. 2.

Рис. 2. Подсистема формирования информационных потоков в управлении инновационным бизнесом предприятия Источник: авторское построение

В данном алгоритме принимается во внимание, что с целью повышения эффективности инновационного бизнеса предприятие совершенствует технологический процесс, создавая при этом новый объект интеллектуальной собственности, который учитывается как нематериальный актив. В качестве финансового ресурса для создания этого актива предприятие использует инвестиционный налоговый кредит, предполагающий отсрочку платежей по налогу на прибыль. Поэтому в последовательность алгоритма включена операция с обратной связью, учитывающая новые условия деятельности предприятия при создании новых технологических инноваций и использовании инвестиционного налогового кредита в системе оценки инновационного бизнеса.

Вывод

Предложенные инструменты позволяют определить и управлять величиной роста стоимости инновационного бизнеса за счёт созданной совокупности инноваций и использования различных источников финансирования. Созданная совокупность инноваций, являясь продуктом воздействия инновационных изменений на конкурентную стратегию предприятия, наполняет его интеллектуальные активы новым содержанием и фокусирует деятельность предприятия на генерировании инновационных разработок.


Источники:

1. Баранов В.В., Зайцев А.В. Управление инновациями: Учебное пособие. – М.: Издательский дом «Комсомольская правда», 2010.
2. Зайцев А.В Особенности управления инновационными изменениями на высокотехнологичных предприятиях // Вестник университета. ГОУВПО «Государственный университет управления», 2009. – № 1.
3. Николаев С.Д., Зайцев А.В. Концепция управления высокотехнологичным предприятием на основе инновационных изменений в конкурентной стратегии // Креативная экономика, 2010. – № 3.
4. Эванс Фрэнк Ч., Бишоп Дэвид М. Оценка компаний при слияниях и поглощениях: Создание стоимости в частных компаниях / Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:14:34