Процесс социализации личности молодого специалиста в ведущих университетах Российской Федерации

Минзарипов Р.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (80), Август 2006
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Минзарипов Р.Г. Процесс социализации личности молодого специалиста в ведущих университетах Российской Федерации // Российское предпринимательство. – 2006. – Том 7. – № 8. – С. 88-90.

Аннотация:
Социализация личности молодого специалиста – это не только сложная система, но и противоречивый и длительный социальный процесс, развертывающийся в условиях трансформации гуманитарной среды классических университетов на макро- и микро- уровне. Рассмотрим его содержание и структуру, осмыслим особенности процесса социализации личности молодого специалиста в классических университетах Российской Федерации на базе результатов авторских конкретно-социологических исследований.

Ключевые слова: высшее образование, вуз, социализация личности



Социализация личности молодого специалиста – это не только сложная система, но и противоречивый и длительный социальный процесс, развертывающийся в условиях трансформации гуманитарной среды классических университетов на макро- и микро- уровне. Рассмотрим его содержание и структуру, осмыслим особенности процесса социализации личности молодого специалиста в классических университетах Российской Федерации на базе результатов авторских конкретно-социологических исследований.

Универсальность процесса социализации означает, что он присущ любой социальной системе, любому историческому этапу развития. Он не относится к частным процессам лишь одной системы, сферы, отдельных этапов ее развития. Имея общность в коренных узловых системообразующих признаках, он имеет конкретно-социальную форму проявления своего содержания, характер реализации.

При социализации люди в ходе социального взаимодействия обучаются соблюдению социальных норм, с их помощью общество передает культуру от поколения к поколению. Это процесс обмена действиями между обществом и индивидом. Таким образом, при решающей роли личности в процессе социализации не меньшую роль играют и другие уровни системы - группа, общность, институты, общество в целом. Они ‑ участники социализации как взаимодействия, которая изначально подразумевает наличие обеих сторон. Этот процесс настолько же личностный, насколько групповой, внутриобщностный, институциональный и социетальный.

Процесс как социальное явление характеризует динамику социальной системы. С.С. Фролов [1] под ним понимает совокупность однонаправленных и повторяющихся социальных действий, которые можно выделить из множества других. Рассмотрим социализацию молодых специалистов как совокупность социальных процессов: кооперации, общения, конкуренции, адаптации - и выделим их особенности в рамках гуманитарной среды классических университетов (на примере Казанского и Саратовского государственных университетов).

Кооперация, по мнению Р.Э. Парка и Э. Берджесса [2], протекает в группах из двух человек (диадах), малых, больших группах, таких как социальный слой, в организациях и означает сотрудничество между людьми с взаимной пользой. Социализация происходит в ходе кооперации и является содержанием данного взаимодействия. Общение индивидов в малой группе, организации идет через кооперацию и ведет к созданию своего «Я», к идентификации.

В малой группе индивид становится ее частью, и кооперация в ее рамках ‑ путь к кооперации на другом уровне. Индивид в ходе кооперации включается в личностные взаимосвязи, идентифицирует себя с малой группой. Как показывают исследования группы В.А. Ядова [3] ‑ прежде всего с семьей, компанией, коллективом. Исследования автора также показывают, что личность усваивает, прежде всего, ценности малой группы, социальной общности.

Вместе с тем, кооперация есть и при достижении общих целей в представительных учреждениях, фирмах, религиозных организациях, институтах или, еще шире, в региональных и общенациональных масштабах. Университет как часть социального института образования является сознательно организованным и управляемым учреждением – формой совместной деятельности совокупности людей (преподавателей, студентов, административных руководителей, вспомогательного персонала), целенаправленно организующих и обеспечивающих процесс обучения и воспитания молодых специалистов, передачи им социально значимых ценностей науки, культуры, морали.

Как социальный институт, классический университет реализует свои функции формирования социально зрелых граждан, образованных и воспитанных людей именно через взаимодействие преподавателей и студентов в рамках организации. При этом каждая из сторон взаимодействия имеет не только общую с другими цель, но и свой социальный статус, свои ролевые функции и ожидания.

Университет существует в определенном конкретно-историческом социальном окружении, и совместная деятельность людей по обучению и воспитанию будущих специалистов детерминирована социокультурными факторами – уровнем общественного сознания, состоянием общественной нравственности, науки и научных знаний, других социальных институтов (от политики до религии).

Кооперация деятельности преподавателей, студентов, администрации имеет системный характер, т.е. университет как организация больше суммы своих частей за счет объединения усилий всех компонентов на основе целей, принципов, норм, содержания образования. Кроме этого, есть и другие составляющие университетской жизни, такие как материально-техническая база вуза, оборудование учебных помещений, учебная литература, технические средства, условия для обеспечения интеллектуальных и физических потребностей и т.д.

Университет строит свою учебно-воспитательную деятельность на основе принципов целесообразности, историзма, координации и субординации, дифференциации и интеграции, комплексности, преемственности и выполняет социально значимые функции: культурно-образовательную, регулятивно-воспитательную, организационно-управленческую, коммуникативную, социально-интегративную, социально-трансляционную, а также функции саморазвития личности и социального наследования. Процесс социализации личности молодого специалиста реализуется через различные формы общения преподавателей со студентами: групповую – индивидуальную, формальную – неформальную, аудиторную – внеаудиторную, организованную в рамках учебной и внеучебной деятельности студентов и преподавателей и системы управления ими.

Эффективность образования и воспитания во многом зависит от того, на какой основе осуществляется это общение (свободное или вынужденное, добровольное или принудительное, бессистемное или целенаправленное и т.д.) Внеучебная деятельность есть неотъемлемая часть воспитательной работы в вузе, столь же приоритетная, как и учебная. Ее специфика связана с тем, что она осуществляется в свободное от учебы и от удовлетворения насущных потребностей время, в рамках которого студент свободно выбирает тот или иной вид занятий.

Для студентов внеучебная деятельность сугубо добровольна, для образовательного учреждения – это часть выполняемых им функций. Степень участия преподавателей во внеучебной работе со студентами может служить показателем полноты и ответственности в выполнении должностных обязанностей и в этом качестве оцениваться. Рассматривается участие в организации внеучебной деятельности студентов как часть должностного функционала руководителей организации и как проявление нравственно-профессиональной позиции преподавателей вуза.

Студенты – это, прежде всего, молодежь (а потом уже профессионалы), для которой наиболее значимым видом деятельности является общение с другими студентами, преподавателями в учебное и не учебное время. В этом смысле внеучебная деятельность может осуществляться и вне сферы воспитательного воздействия, и с другими целями.

В свою очередь, сегодняшние преподаватели – одна из «проблемных» социальных групп (вынужденная дополнительно работать и т.п.), чье непосредственное влияние на студентов ослабевает. Как показывают исследования последних лет, их общение постепенно сводится к минимуму. В классическом университете взаимоотношения «преподаватель – студент», каковы бы они ни были, неизбежно будут транслироваться на профессиональную деятельность. И поэтому сами по себе служат обучающим и воспитывающим фактором.

[1] См.: Фролов С.С. Социология. ‑ М.:1994. ‑ С. 274

[2] См.: Park, R., Burgess, E . Introduction to the Science of Sociology, Chicago, 1924. ‑ p.89

[3] См.: Ядов В.А. Социальная идентификация личности в условиях быстрых социальных перемен // Социальная идентификация личности... Указ соч., кн.2., 1994. ‑ С. 276


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:43