Отраслевая специфика комплекса маркетинга и его составляющих

Стеценко А.В., Зайцев А.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7-2 (139), Июль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Стеценко А.В., Зайцев А.Г. Отраслевая специфика комплекса маркетинга и его составляющих // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 7. – С. 176-180.

Аннотация:
Эффективная реализация комплекса маркетинга в той или иной сфере означает овладение рынками внутри региона, удержание и расширение их числа за пределы региональной территории, что позволяет реализовывать в полной мере потенциал региона. В статье на примере Орловской области рассмотрено, какие факторы следует учитывать при построении регионального маркетинга.

Ключевые слова: маркетинг, отраслевая экономика, оценка природных ресурсов, региональный маркетинг, государственная региональная политика, региональная специфика маркетинга



Оценка природных ресурсов региона свидетельствует, что базовыми для его исходного позиционирования являются так называемые возобновляемые ресурсы. Экономика любой страны, любого региона проявляет свою цикличность в смене подъемов и спадов, повторяемости циклов. Она имеет свое проявление во всех отраслях народного хозяйства. В целом региональный маркетинг должен учитывать специфику каждой отрасли, при этом существует совокупность универсальных инструментов, применение которых унифицировано в целом, но может иметь специфику в зависимости от вида отрасли и периода ее развития.

В целом, отраслевую специфику, которая влияет на региональный маркетинг, можно проследить на примере Орловской области.

Отраслевая специфика региона

Оценка природных ресурсов региона свидетельствует, что базовыми для его исходного позиционирования являются так называемые возобновляемые ресурсы. Сельское хозяйство располагает обширными сельскохозяйственными угодьями, составляющими 11% от ЦЭР [4]. Специализация растениеводства — выращивание ржи, пшеницы, гречихи и зернобобовых и технических культур. В животноводстве развито скотоводство мясомолочного направления, свиноводство, овцеводство, коневодство и птицеводство. Орловская область богата залежами песка и глины, которые используются в производстве керамзита, кирпича, бетона.

Ведущие отрасли: машиностроение и металлообработка — 28,3%, пищевая промышленность — 19,7%, электроэнергетика — 12,2% и промышленность строительных материалов — 11,5%. [4].

Данное распределение наглядно демонстрирует преимущества и слабые места орловской экономики, определяет сегменты потенциального усиления маркетинговых исследований ресурсных рынков.

Целями регионального маркетинга Орловской области является построение оптимальной модели региона, а также совершенствование управления, повышение культурной привлекательности территории и улучшение инфраструктуры региона [3].

В Орловской области, как и в других регионах России, существует отраслевая специфика регионального маркетинга. Данную специфику необходимо учитывать при реализации маркетинговой стратегии в любой отрасли. Это поможет более эффективно и менее затратно достигать поставленной цели.

В довольно общем виде можно выделить общие и специфические черты для отраслей.

К общим чертам можно отнести: сезонность; погодные условия; цикличность; политические условия; внешнеэкономические условия. Данные характеристики сгруппированы на рис.

Рис. Отраслевая специфика и ее влияние на региональный маркетинг

Сезонность воздействует на все отрасли Орловской области: на сельское хозяйство, на промышленное производство, на оказание услуг и т.д. В сельском хозяйстве данная особенность проявляется более наглядно – неравномерность использования техники и рабочей силы, неравномерность поступления доходов, потребность в кредитах в зависимости от времени сезона. В промышленности это проявляется в виде смены упаковки (Coca-cola предоставляет в зависимости от времени года различные этикетки на своем товаре); увеличение производства одного товара и снижение производства другого товара (снижение производства мороженного Орловским заводом). В предоставлении услуг так же наблюдается различия в зависимости от времени года (ЖКХ предоставляет услугу по отоплению жилых помещений в зимнее (холодное) время года).

Направленность региональной политики

Погодные условия также воздействуют на все виды отраслей в Орловской области, так как это одна из сфер, которой человек пока не научился управлять. В сельском хозяйстве из-за погодных условий неизбежны колебания урожайности и валового сбора исходя из этого доходов и прибыльности. В предоставлении услуг по мойке машин населению можно проследить тенденцию: осенью, весной, зимой население обращается чаще на специализированные автомойки, летом большинство справляется собственными силами. Так же погодные условия диктуют свои принципы в продаже и изготовлении определенных видов товаров (теплая, холодная одежда, зонты).

Экономика любой страны, любого региона проявляет свою цикличность в смене подъемов и спадов, повторяемости циклов. Она имеет свое проявление во всех отраслях народного хозяйства. Цикличность является особенностью, как сельского хозяйства, производства так и сферы услуг, так как она непосредственно связана со всеми общими чертами отраслей (смена времен года, последовательность государственной помощи).

Направленность государственной политики на стимулирование и развитие той или иной отрасли в определенном регионе определяет развитие самого региона. Здесь можно привести такой пример, что Орловская область исторически считалась областью с сельскохозяйственной направленностью, хотя за последние десятилетия промышленность развивается более быстрыми темпами, поэтому область можно считать индустриальной. Увеличивается доля в общих объемах промышленного производства в машиностроении, черной металлургии, промышленности стройматериалов, цветной металлургии. Развивается так же исторически сложившаяся отрасль промышленности — легкая промышленность. Действуют швейные, обувные и трикотажные фабрики в Орле и Ливнах. Таким образом, направленность региональной (государственной) политики способна развивать одни отрасли и попутно тормозить другие.

Региональное воспроизводство

Существуют и уникальные для каждой отрасли специфические черты: для сельского хозяйства это использование земли как производственного ресурса; для маркетинга услуг специфичным является то, что услуга не имеет конкретной материальной формы и присутствует только в процессе ее оказания; для промышленности Орловской области большое значение имеет научно-технический прогресс, так как это основное условие динамичного развития всех отраслей промышленности.

Реализация маркетинговой политики тесно связана с понятием регионального воспроизводства. Важной особенностью регионального воспроизводства следует признать установление макроэкономических, региональных и внутрирегиональных пропорций. Наличие всех фаз воспроизводственного цикла и их законченность во времени позволяет говорить о существовании регионального воспроизводства, которое является одним из аспектов региональной экономической политики.

В целом, региональный маркетинг должен учитывать специфику каждой отрасли, при этом существует совокупность универсальных инструментов, применение которых унифицировано в целом, но может иметь специфику в зависимости от вида отрасли и периода ее развития. Если учитывать общие и специфические черты отраслей и правильно их использовать при реализации маркетинговой региональной политики, то можно значительно улучшить основные социально-экономические показатели региона.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:10:54