Влияние принципов организационной культуры предприятия и ценностных ориентаций общества на развитие социально-культурной сферы

Кучин С.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 8 (68), Август 2012

Цитировать:
Кучин С.П. Влияние принципов организационной культуры предприятия и ценностных ориентаций общества на развитие социально-культурной сферы // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 8. – С. 114-121.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17829091
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Исследуется проблема социального партнерства и организационной культуры под влиянием трансформации мировоззренческих, ценностных ориентиров развития общества. Предложена концепция «Организационная культура – Социальная ответственность – Социально-культурная сфера». Сделана попытка показать, что мировоззрение человека, организационная культура и социальное партнерство являются одними из определяющих факторов эффективного процесса общественного воспроизводства в социально-культурной сфере.

Ключевые слова: бизнес, экономика, организационная культура, социальная сфера, ценности, культура, развитие, ответственность, ориентации



На современном этапе развития мировой социально-экономической системы концепция организационной культуры получила статус одного из самых актуальных и перспективных направлений научных исследований. По мере прогресса материального производства создаются условия для развития социальной сферы, что требует все большего сосредоточения на проблеме формирования в обществе материальных и духовных ценностей.

Человек в ракурсе ценностей

Мы ставим задачу показать изменение степени развития организационной культуры под влиянием трансформации мировоззренческих, ценностных ориентаций развития общества, проанализировать взаимосвязь мировоззрения человека, организационной культуры, социального партнерства и социальной ответственности бизнеса.

Предприятия социально-культурной сферы преимущественно занимаются нематериальным производством, охватывают области, в которых создают нематериальные блага, а также предоставляются нематериальные услуги [1].

Основные задачи деятельности подобных организаций существуют в двух разных направлениях. Это рыночные или экономические задачи и художественные или неэкономические задачи. Именно этой специфической характеристикой подчеркивается отличие подобных организаций от других экономических субъектов, ориентированных только на рынок, основная цель которых, зачастую, находится только в экономической плоскости.

В начале анализа обратимся к проблеме ценностных ориентаций в современном обществе. Личные нужды (их наличие, степень удовлетворения, качественные характеристики) являются в совокупности одним из решающих компонентов по формированию общественного спроса и построению устойчивой системы ценностных ориентаций. Именно на организации и предприятия социально-культурной сферы во многом возложена одна из решающих ролей в формировании соответствующей системы ценностных ориентаций общества.

Ценностные ориентации выражают отношение человека к социальной действительности, оказывают существенное влияние на все стороны его деятельности. Система ценностных ориентаций составляет основу взглядов личности на окружающий мир, в других индивидов. В ценностях собран опыт прошлых поколений. В зависимости от того, какие конкретные ценности входят в структуру ценностных ориентаций личности можно обнаружить, на какие цели в жизни направлена деятельность человека.

Как отмечает А. Балакирева, ценностные ориентации изменяются, потому меняется мир, меняется культура, человек уже совсем по-другому видит то, что для нее когда-то было важным [5]. Ценности меняются со временем. Идет трансформирование как человека так и общества в целом. Но то, что было ценным для человека ранее, не исчезает полностью, а рядом возникает нечто другое. И тогда человек уже решает, что именно для него важнее. Таким образом, ценностные ориентации – это отражение в сознании человека ценностей, которые считаются стратегическими жизненными целями и общими мировоззренческими ориентациями, это сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, обусловливающий общий подход человека к миру, к себе с приданием смысла и направления личностным позициям, поведению, поступкам. Вместе с изменениями кардинального характера в современном обществе происходит переоценка ценностей. Если раньше существовала определенная преемственность в передаче ценностей от старшего поколения к младшему, то сейчас таковой не наблюдается. Уже нарушилась связь «родители-дети» в силу того, что ценности «отцов» теряют свое практическое значение, они не наследуются «детьми». Как отмечает В. Лисовский: «Молодое поколение оказалось в ситуации, когда оно логикой истории призвано продолжать развитие на базе наследования материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, чаще всего самостоятельно» [10].

Бизнес и культура: только вместе

Отдельной важной проблемой развития современно общества является социальная ответственность бизнеса, формирование его образа в сознании реальных и потенциальных потребителей. Субъекты хозяйствования в условиях экономики рыночного типа так или иначе заботятся о своем месте в обществе, общественном мнении о своей деятельности, что заставляет их прилагать определенные усилия на поддержку и развитие положительного имиджа своей организации. Социальная ответственность подразумевает определенный уровень добровольного отклика на социальные проблемы общества со стороны организации.

Подобная ответственность лежит вне обусловленных законом требований о деятельности предприятий в сфере социальной политики в отношении своих работников и общества в целом. Кроме системы общеобязательного государственного страхования, организации безопасных и достойных условий труда, регулируемых законодательством норм оплаты труда, предприятия могут брать на себя дополнительные обязательства по повышению уровня социальных стандартов. Кроме того, имидж публичных людей не в последнюю очередь связан с их «социальным» вкладом в развитие общества. От них ожидают заинтересованного отношения к проблемам людей, желания им помочь. Чрезвычайно важны их деловая репутация и стремление к процветанию собственного дела, которое не должно вытеснять в их сознании общечеловеческие ценности. Одним из инструментов достижения этого является спонсорство и меценатство.

Формирование принципа социальной ответственности бизнеса может стать тем рычагом финансово-экономического развития учреждений социально-культурной сферы, с помощью которого подобные предприятия смогут построить устойчивую финансово-материальную базу для обеспечения своего эффективного функционирования. Именно такого рода изменения при взвешенной социально-экономической политике государства дадут толчок к развитию социально-культурной сферы, когда та сможет оказывать соответствующие услуги и удовлетворять требования работодателей относительно повышения уровня социальных стандартов на предприятии. Расширение спроса на продукцию учреждений социально-культурной сферы увеличит поступление оборотных средств, расширит возможности самофинансирования и укрепит их материальную и финансовую базу, увеличив, соответственно, долю в ВВП.

Ценности отражаются в целях

Обратимся к понятию «организационная культура». Организационная культура – это нематериальная сторона деятельности организации, специфические для каждой организации ценности, отношения, поведенческие нормы, сложившиеся в деловой практике и сознании работников.

Так М. Армстронг определяет организационную культуру как модель ценностей, норм, убеждений, установок и предположений, которые формируют то, как люди ведут себя и как они действуют [2]. Э. Шейн высказывается по поводу организационной культуры следующим образом: «Культура организации может быть определена как система базовых представлений, приобретаемых группой при решении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность и поэтому рассматривается как ценность и передается новым членам группы как правильная система восприятия, мышления и чувствования относительно названных проблем» [12]. Изучая работы, посвященные проблеме развития организационной культуры, мы поддерживаем мнение, относительно неоднозначности ее определения [3; 7; 9; 11]. То есть по своему содержанию организационная культура – это совокупность ценностей и достижений во всех направлениях деятельности организации, соблюдения ею и ее составными частями моральных, юридических, организационных, экономических, технологических, технических и эстетических норм.

Организационная культура влияет на социальнокультурную сферу непосредственно через два своих уровня, а именно: наглядный, то есть официально задекларированный, формализованный, и неофициальный, скрытый на подсознательном уровне. К наглядному уровню можно отнести так называемые ежедневные процессы, лозунги, цели, стратегии, правила, авторитеты, связи, организационный климат. Что касается неофициального уровня и его влияния, то он проходит через, мысли, убеждения и чувства [9].

Для большинства организаций, ценности – это нематериальные явления, они воспринимаются сотрудниками через весь комплекс их взаимодействия с организацией, работой, руководителями, коллегами и подчиненными. Влияние организационной культуры на результаты работы очень значительно – в случае несоответствия организационных целей, структуры организации ценностям и поведенческим нормам сотрудников возникает внутренний конфликт, который может перерасти в глубокий кризис. Организационная культура предприятия постоянно меняется, она эволюционирует естественным путем под воздействием изменений во внешней среде и может быть сознательно изменена руководством или группой сотрудников.

Среди факторов, влияющих на формирование организационной культуры предприятия можно выделить следующие компоненты: история и юридический статус, размеры, технология производства, цель и задачи, внешняя среда, сотрудники организации, форма сотрудников, режим общения сотрудников на предприятии и вне рабочего времени. Различные типы организаций имеют различные идеи, убеждения и традиции, они отличаются внешним видом, атмосферой и методами работы. Организационная культура стимулирует или вынуждает работников создавать позитивный имидж корпорации, направляет ежедневную деятельность на достижение не только материальных, но и духовных целей, которые поддержаны внешним окружением.

Стремительные социально-культурные, политические и экономические преобразования на постсоветском пространстве привели к заимствованиям целого ряда западных аналогов, которые зачастую являются недейственными и рыночно не адаптированными к национальной экономической и социальной среде. Персонал учреждений и организаций социально-культурной и других сфер до сих пор воспринимают понятие «организационная культура» только как модную тенденцию, а значит, снижают и обесценивают ее творческий потенциал.

Таким образом, можно проследить четкую взаимосвязь всех исследуемых факторов. А именно, развитие социального партнерства и социальной ответственности бизнеса будет способствовать формированию соответствующих потребностей работников. В основном эти потребности находятся в сфере влияния и удовлетворения социально-культурных потребностей. Развивая и формируя устойчивую парадигму социальных ориентиров и ценностных ориентаций общества, можно получить устойчивый рычаг для развития социально-культурной сферы.

Выводы

На основе вышеизложенного мы предлагаем концепцию «Организационная культура – Социальная ответственность – Социально-культурная сфера», которая раскрывает непосредственную взаимосвязь развития социально-культурной сферы и таких явлений, как социальная ответственность бизнеса и организационная культура субъектов экономической деятельности.

Особое внимание сегодня уделяется изучению изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях перелома переоценка ценностей, их кризис более всего проявляется в сознании этой социальной группы. В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях изучается структура и динамика ценностных ориентаций личности, роль ценностных ориентаций в механизме социальной регуляции поведения, взаимосвязи ценностных ориентаций с индивидуальными и характерологическими особенностями личности.

Проблема исследования – это кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах общества, которые существенно отражаются на ценностях и поступках людей [4; 6; 10].

Система взаимосвязи организационной культуры, социального партнерства и социальной ответственности бизнеса постоянно находится под воздействием, с одной стороны, регулирующего влияния социальной системы, а, с другой – стихийных факторов социальной жизни. Именно поэтому на основе ценностных ориентаций, общественных моральных ценностей необходимо строить принципы организационной культуры внутри предприятия, а также мотивировать адекватную политику социальной ответственности бизнеса, который будет содействовать развитию именно социально-культурной сферы, ибо будут удовлетворены социально-культурные нужды индивида.

Развитие принципов эффективной организационной культуры и социального партнерства сопровождает современное социально-экономическое развитие общества. А изменение ценностных ориентаций непосредственно влияет на всю совокупность отношений в социуме.


Источники:

1. Андреев С.Н. Маркетинг некоммерческих субъектов [Текст]. – М.: Финпресс, 2002.
2. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами [Текст] / Пер. с англ. под. ред. С.К. Мордвина. – СПб.: Питер, 2007.
3. Бабаєв В. Організаційна культура керівника: Навч. посібник для спец. «Адміністративний менеджмент» / В. Бабаєв, Н. Шаронова. – Х.: НТУ «ХПІ», 2005.
4. Бакума І.М. Ціннісні орієнтації особистості в детермінації девіантної поведінки молоді: Автореферат диссертации канд. філос. наук: 09.00.03. – О., Південноукраїнський держ. педагогічний ун-т ім. К.Д. Ушинського, 2009. – 20 с.
5. Балакірєва О. Трансформація ціннісних орієнтацій в українському суспільстві // Український соціум, 2002, №1.
6. Варій М.Й. Колективні ціннісні орієнтації і моральні-психологічні установки: Наук.-метод. посібник. – Львів: Державний ун-т «Львівська політехніка», 1997.
7. Дороніна М. Організаційна культура: конспект лекцій. – К.: Наумік; Х.: Вид. ХНЕУ, 2006
8. Єрьоменко В. Дослідження впливу глобалізації економіки на організаційну культуру підприємства // Соціально-економічні проблеми розвитку України (256). – К.: Вчені записки, 2008, Випуск №25.
9. Ібрагімова І. Сприятлива організаційна культура // Бюрократ, №№13-14.
10. Лисовский В.Т. Динамика социальных изменений // Социс, 1998, №5.
11. Усачова В.В. Організаційна культура в транзитивній економіці: політекономічний аспект: Автореферат диссертаци кандидата економ. наук: 08.01.01. – Донецьк: Донецький національний ун-т, 2003.
12. Шейн Э. Организационная культура и лідерство [Текст] / Пер. с англ. под ред. Т.Ю. Ковалевой. – СПб.: Питер, 2007.
13. Якокка Л. Карьера менеджера [Текст]. – М.: Прогресс, 1991.
14. Суева Ю.В. Корпоративная социальная ответственность бизнеса как фактор устойчивого развития экономики региона и страны в целом // Вопросы инновационной экономики, 2011, №10.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:43:13