Особенность феномена «торговая инновация»

Смоловщикова Н.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 6 (54), Июнь 2011

Цитировать:
Смоловщикова Н.В. Особенность феномена «торговая инновация» // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 6. – С. 63-66.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=16355498
Цитирований: 4 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье обосновывается необходимость разграничения терминов «инновация в промышленности» и «инновация в торговле». Рассмотрен основной критерий отличия в предложенных понятиях – «потребительская ценность». Сформулировано определение термина «торговая инновация».

Ключевые слова: торговля, промышленность, инновации в промышленности и торговле, потребительская ценность услуги и товара



Современная торговля представляет собой сложную и динамично развивающуюся организационно-экономическую систему рыночной экономики. Развитие торговых предприятий, как и любых других, невозможно без инноваций. Однако нововведения в промышленности и торговле имеют различные особенности, это обусловлено тем, что существуют отличия в сущности этих экономических категорий. Так, торговля выступает как отрасль народного хозяйства, в основе которой лежат два основных элемента – товарообмен и обслуживание потребителей в процессе продажи товаров [5].

Отличительные черты инноваций в торговле

Для сравнения рассмотрим экономическое содержание термина «промышленность». Экономические словари дают одни и те же трактовки данного понятия. Так к промышленности относятся отрасли народного хозяйства, связанные с материальным производством, а именно занимающиеся «добычей сырья, производством и переработкой металлов и энергии, изготовлением машин» [5].

Из приведенных выше определений следует, что промышленность связана с материальным производством, то есть только с овеществленными продуктами; а торговлю следует рассматривать как способ создания комплексного предложения, которое будет включать в себя и товары и услуги, то есть торговля связана и с товарами и с обслуживанием покупателей.

Соответственно экономическая сущность инноваций в промышленности и торговле будет различна. Инновации в промышленности, как правило, связаны с появлением новых товаров, изменением характеристик уже существующих товаров или технологий их изготовления, в итоге потребители здесь получают новую или дополнительную потребительскую ценность товара.

Отметим, что в экономической литературе для промышленности представлены различные трактовки понятия «инновации» и подходы к нему (например, процессный, объектный). Представим, на наш взгляд, более полное толкование данного экономического феномена. «Инновация – это оригинальное проявление научно-технического прогресса, обладающее элементом новизны, результат творческого труда, воплощенный в виде нового или усовершенствованного продукта, нового технологического процесса, обладающего совокупностью функций по производству товара, удовлетворяющего потребностям рынка и приносящего эффект» [1].

Под товаром понимается «продукт труда, произведенный для обмена» [7]. А потребительская ценность продукта представляет собой «оценочное суждение потребителя о способности товара удовлетворить его потребности» [4].

В торговле же инновации касаются появления новой, изменения свойств уже существующей услуги или технологии ее предоставления, здесь покупатели получают новую или дополнительную ценность услуги. Сущность торговой услуги как экономической категории заключается «в посреднической деятельности по продвижению товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи».

Можно выделить основные отличительные характеристики услуги от товара – интегративность и неосязаемость [2].

Интегративность означает, что услугу необходимо рассматривать как системную категорию, так как происходит одновременное ее «производство» и потребление. А так как ни исполнитель, ни потребитель услуги не являются ее собственником, и не происходит переход прав на нее – она обладает свойством неосязаемости.

«Водные услуги»

Если в промышленности потребительская ценность связана с ожидаемой выгодой потребителя в результате приобретения и использования товара в сопоставлении с затратами на его приобретение, то в торговле – потребитель плюс ко всему прочему хочет получить выгоду и от процесса покупки, то есть здесь не маловажное значение играет обслуживание. Соответственно потребительская стоимость услуги не имеет вещественной формы. Для наглядности представим все вышесказанное в табличном виде (табл.1).

Таблица 1

Отраслевые особенности промышленного и торгового предприятий

По данным таблицы следует, что инновационная деятельность торгового предприятия направлена на повышения потребительской ценности услуги, и этот факт необходимо учесть при формировании трактовки понятия «инновация в торговле».

На торговых предприятиях происходят некие изменения, связанные с появлением новых торговых услуг, новых элементов торгово-технологического процесса или иных методов продвижения и продаж товаров. Примером новой торговой услуги может служить популярная в настоящее время так называемая «вводная услуга». «Это то, что предшествует основной услуге и позволяет потребителям лучшее ее понять» [3].

Например, в автосалоне стандартная вводная услуга – это тест-драйв, а в парфюмерном магазине – это тестовые флакончики с духами, или дегустации вин (и вообще продуктов питания) в специализированном магазине.

Посредством такой инновационной услуги потребитель ближе знакомится с товаром.

Еще примеры нововведений в торговле – автоматические системы энергетического контроля, которые тщательно следят за температурой в магазинах; компьютеризированные программы для выбора мест размещения магазинов, которые позволяют оценивать большое число потенциальных расположений; компьютеризированные системы инвентарного контроля, которые уменьшают потребность в физических инвентаризациях.

Подобные изменения на предприятиях торговли происходят под воздействием макросреды торговой организации.

Наиболее значимыми факторами внешней среды, оказываемыми влияние на функционирование предприятий торговли, являются – потребители, кон-куренты, правительство, НТП и производители товаров. Привнося новизну в свою коммерческую деятельность, ритейлеры рассчитывают получить дополнительную прибыль. Это означает что все новшества коммерциализируются, а это и есть «инновации» [6].

Вывод

Из проведенных выше исследований, следует, что торговля выступает как целостная структура, ориентированная на эффективное обслуживание всей цепи движения товаров от производителей к потребителям посредством внедрения инноваций. Поэтому следует различать нововведения в торговле и промышленности.

Торговые инновации представляют собой целенаправленные изменения в деятельности предприятия, которые происходят в результате постоянного реагирования торговой организации на внешнюю среду, ведущие не только к увеличению коммерческой прибыли, но и к созданию или увеличению потребительской ценности услуги.


Источники:

1. Асаул А.Н. Модернизация экономики на основе технологических инноваций / А.Н. Асаул и др. – СПб: АНО ИПЭВ, 2008. – 606 с.
2. Ватолкина Н. Услуга как социально-экономический феномен и объект управления // Проблемы теории и практики управления. – 2011. – №3. – С. 101-109
3. Донченко М. Вводная услуга // Современная торговля. – 2010. – № 8. – С. 29 - 31
4. Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. – 2-е европ. изд. – М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2002. – 944 с.: ил.
5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 480 с.
6. Смоловщикова Н.В. Инновации в торговле: сущность и классификация // Проблемы теории и практики управления. – 2010. – №6. – С. 108-115.
7. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./ Под общ. ред. проф. Л.А.Брагина и проф. Т.П.Данько. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 560 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:14:21