Управление системой современного образования с использованием инновационных методов обучения

Лехтянская Л.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (27), Март 2009

Цитировать:
Лехтянская Л.В. Управление системой современного образования с использованием инновационных методов обучения // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 3. – С. 82-87.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11838122

Аннотация:
На протяжении последнего времени конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXI века она стала определяющей в отношении дальнейших перспектив развития человечества. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства является как бы важнейшим генератором главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран, в том числе Российской Федерации. Образование – часть всего общества как целого, и это их нерасторжимое единство необходимым образом должно учитываться при решении проблем управления и развития, как самого общества, так и его отдельного фрагмента, каким является образование.

Ключевые слова: инновации, высшее образование, образование, образовательный процесс, инновации в образовании, инновационные методы обучения



На протяжении последнего времени конкурентная и экономическая роль образования стремительно возрастает, и в начале XXI века она стала определяющей в отношении дальнейших перспектив развития человечества. Образование как целенаправленный процесс обучения и воспитания человека в интересах личности, общества, государства является как бы важнейшим генератором главного ресурса человечества, поскольку именно оно формирует новый качественный состав населения различных стран, в том числе Российской Федерации. Образование – часть всего общества как целого, и это их нерасторжимое единство необходимым образом должно учитываться при решении проблем управления и развития, как самого общества, так и его отдельного фрагмента, каким является образование.

Органичная, сущностная связь целостного общественного, с одной стороны, и образовательного, с другой стороны, в современной Российской Федерации основательно разрушена. Применительно к решению проблем управления образованием возобладали исключительно ведомственные, отраслевые подходы и принципы, в отрыве от целей и задач развития общества, а также от нынешних реалий и перспектив на будущее всей страны. Практически полностью ушло общегосударственное начало в понимании сути деятельности образования, целостное единство социального и государственного радикально нарушено и даже разорвано. Разрыв между стремительно растущими объективными требованиями общественного прогресса и фактическим уровнем «продукта» системы образования становится все большим.

Все это приводит к тому, что нарушен и продолжает нарушаться баланс между сервисностью системы образования, то есть удовлетворением потребностей и интересов отдельной личности, отдельных социальных слоев и требованиями государственных интересов и основных национальных программ развития, причем процесс разрушения этого баланса развивается все большими темпами. Страна и ее проблемы развиваются сами по себе, образование как бизнес – само по себе. В отдельных случаях образование не обеспечивает конкурентоспособность выпускников на внешнем рынке труда.

Очевидно, что такое положение не может устроить то общество, которое хотело бы в образовании видеть настоящий и самый действенный инструмент социально-экономического целостного и интенсивного развития.

В практике образования Российской Федерации находят свое отражение происходящие в обществе как негативные, так и позитивные процессы. Наряду со значительным интересом к образованию и его ценностям в молодежной среде, к сожалению, наличествуют и социально неприемлемые явления: отклоняющееся саморазрушительное поведение учащихся; снижение жизненной устойчивости к культурному обустройству своей собственной жизни; дезадаптация, депривация, деиндустриализация, препятствующие успешной социализации молодежи, и другие важные моменты современной социальной практики. Несоответствие социальных запросов общества и фактических результатов образовательного процесса в современной России требует качественно иных подходов к конструированию школьного образования, обеспечивающего экономический комплекс страны выпускниками школ с качественным и прочным базовым образовательным потенциалом.

Системный анализ подобного рода граничных переходов содержит в себе необходимую информацию о необходимых инновационных изменениях всей системы образования. Эта информация тесным образом увязана как с образовательным, так и социальным содержанием переходных явлений и процессов в силу их двойственности и многофакторности. Следовательно, исследуя переходные процессы, можно одновременно исследовать и проблематику инновационных изменений, необходимых современному образованию во взаимосвязи с решением важнейших социальных задач, что позволит целостным образом преодолеть те важнейшие недостатки нынешнего образования, оторванность системы образования от социума и тех реалий, которыми этот социум, в данном случае – социум российский, живет.

Именно поэтому важным является исследование инновационных возможностей граничных переходов «школа–вуз», «школа–производство», «школа–армия», соединяющих в себе в некое целостное единство социальное и образовательное в их связи и развитии. Фактически все эти граничные переходы в той или иной степени представляют собой только единственный переход – «образование – реальная жизнь, реальное общество», переход «образование–социум».

Определяющим сущность содержания понятия «образование» в данном случае может служить то, что оно представляет собой процесс подготовки подрастающего поколения к будущей активной жизни, в то время как понятие «социум» является процессом самой этой реальной жизни и, следовательно, переход «образование–социум» есть на самом деле переход «подготовка к реальности – реальность». Иначе говоря, сутью перехода является степень соответствия уровня качества образования требованиям той социальной реальности, на особенности которой и была нацелена вся образовательная деятельность, как подготовительная и подготавливающая.

Фактически инновационные возможности данного перехода – это инновационные возможности повышения качества образования с общей направленностью всех этих инноваций на все большее соответствие самому главному – требованиям и реалиям самой жизни общества.

Важными являются экономико-управленческие аспекты осуществления инновационного перехода «школа–социум» в контексте широкого распространения необходимости повышения значимости непрерывного образования в современном информационном мире. Необходимо исследовать инновационные возможности данного перехода для модернизации отечественного образования и повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов.

Для осуществления перехода «школа–социум» нужно применить систему инновационных методов для повышения конкурентоспособности выпускников вузов; необходим переход к принципиально другому, нормативному управленческому подходу данным звеном единой непрерывной системы образования; использовать инновационные возможности совершенствования отечественного образования за счет организационно-управленческих изменений образовательной деятельности на переходе «школа–социум» на основе новой нормативной концептуальной модели управления переходом «школа–социум».

Важную роль может играть инновационный потенциал управления переходом «школа–социум» на нормативной методологической основе, который фактически состоит в переходе всей системы образования на принципиально иной путь развития и функционирования – на переход к утверждению нанотехнологий в образовании.

Одним из важных инновационных элементов модернизации российского образования является переход «школа–социум», воздействуя на который можно целенаправленно изменять (а значит и особым образом управлять) ценностно-целевые, организационно-управленческие, структурные, экономико-социальные, демографические, культурные и иные аспекты деятельности образования, а через него и самого социума.

Необходимо уделить внимание общественной теоретической модели перехода «школа–социум» на новой, нормативной концептуальной основе, так же инновационные возможности этого перехода для совершенствования и модернизации системы отечественного образования в целях повышения конкурентоспособности выпускаемых специалистов.

Мы видим важнейшую зависимость управления системой образования от методологического подхода к управлению граничным переходом «школа–социум». При утверждении предложенного нормативного методологического подхода происходит качественный и масштабный переход всей системы образования из ее нынешнего обычного функционирования в принципиально инновационный процесс функционирования образования. Развитие кадрового потенциала, отвечающего потребностям и масштабам конкретных перемен современного общества, стало важнейшей структурной составляющей механизма реализации стратегии экономического развития страны.

Решение задач эффективного функционирования, обеспечения конкурентоспособности любой организации тесно связано с развитием его кадрового потенциала, приобретающего не только возрастающее значение для организации, но и оказывающего возрастающее влияние на самих сотрудников: профессионально развиваясь, работники обеспечивают свою конкурентоспособность на рынке труда, что укрепляет их статус в организации. В свою очередь, укрепление позиции работника создает предпосылки для дальнейшего профессионального роста, поскольку, проявив свои способности и возможности к обучению, сотрудник становится выгодным объектом инвестирования средств, направленных на развитие кадрового персонала.

Имеются различные методические подходы к выбору критериев и показателей оценки инновационного потенциала персонала организации. Во многих крупных корпорациях создают отделы инновационного развития. Кроме того, для инновационного поиска и усиления интеллектуализации принимаемых решений часто привлекают сторонних консультантов, специалистов и экспертов. И главный эффект инновации здесь состоит в том, что через осознанное инновационное развитие современное предприятие обеспечивает себе эффективное выживание и высокие темпы роста в долгосрочной перспективе.

Рассмотрим сущность понятия «инновация» с точки зрения требований современной науки. Наиболее существенное различие между разными определениями заключается в том, что в них присутствуют элементы двух принципиально разных подходов к понятию «инновация»: инновация как результат творческого процесса и инновация как процесс внедрения новшеств.

Инновационный процесс представляет собой процесс создания и обязательного внедрения в практику социума нововведений (инноваций). В общем виде модель инновационного процесса может быть представлена следующим образом (рис. 1).

Рис. 1. Модель инновационного процесса в системе образования

Экономичность процесса обучения (с позиции преподавателя) заключается в том, что усвоение нагрузки происходит в двух стадиях: аудиторных занятиях и самостоятельной подготовке студента. Чем выше доля самостоятельной подготовки, тем экономичнее обучение. Увеличение этой доли тесно связано с системой обеспечения обучения: соответствующими тестами, позволяющими осуществить управление и коррекцию самостоятельной работы, контроль, самоконтроль и самооценку результатов такой работы. Но главное заключается не в этом, а в наличии соответствующим образом оборудованных помещений, подготовленных и изданных учебниках и учебных пособиях, в целом – материальная база. В таком случае самостоятельная работа способна стать ведущей формой учебной деятельности студента.

Отталкиваясь от основных проблем развития российского общего и высшего образования, можно назвать основные тенденции инновационного развития современных российских вузов. Здесь большую роль могут играть носители интересов (стейкхолдеры) в образовании, инновационные возможности перехода «школа–социум» и инновационные возможности управления переходом «школа–социум» на нормативно-методологической основе для совершенствования отечественного образования:

Социально-экономическое развитие страны возможно только на основе тесного единства и органической увязки в целостные комплексы следующих процессов: с одной стороны, социального (планов, проектов, программ и т.д.) и, с другой стороны, образовательного (подготовки именно нужного кадрового потенциала). Это единство обеспечивает народное хозяйство страны необходимым кадровым потенциалом как в номенклатуре (профессий и специальностей) так и в объемах, причем под совершенно конкретные программы и проекты развития страны.

Исследуя особенности переходных процессов, мы получаем возможность исследовать проблематику тех инновационных изменений, которые необходимы современному образованию во взаимосвязи с решением важнейших социальных задач. Ведь сам переход «школа–социум» – это переход «образование–реальная жизнь», где действительно лучше всего представлены и перемешаны социальное и образовательное начала.

Это комплекс основных инновационных возможностей совершенствования отечественного образования за счет организационно-управленческих изменений образовательной деятельности на переходе «школа-социум» на принципах обоснованной замены господствующего ныне дескриптивного подхода управления образованием принципиально иным, нормативным управленческим подходом, что, в свою очередь, позволяет вскрыть и исследовать такие важные инновационные возможности образования, как его соответствие современной парадигме нанотехнологического развития всей человеческой практики, ее системность, целостность, принципиально востребованный индивидуальный характер обучения и т. д.

Важная роль перехода «школа-социум» для системы образования в целом: в зависимости от условно подаваемого на переход управленческого методологического подхода (дескриптивного или нормативного) вся система образования может «переключатся» на различные режимы своего функционирования и развития, включая режим инновациционного нанообразования при господстве на граничном переходе «школа-социум» нормативного методологического подхода к его управлению.


Источники:

1. Вифлеемский А.Б. Экономика образования: учебное пособие: в 2-х кн. / Вифлеемский А.Б. – М.: Народное образование, 2003.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 18:06:24