Конкурентное мышление

Бережнов Г.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (19), Июль 2008

Цитировать:
Бережнов Г.В. Конкурентное мышление // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 7. – С. 11-21.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=11394891
Цитирований: 9 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Характер современного экономического развития в условиях скачкообразных и быстрых перемен, противоречивых и непредсказуемых процессов, глобализации и гиперконкуренции предполагает отказ от поиска и использования универсального средства или единой формулы выработки концепции развития. Необходимо объединять не только различные, но и подчас крайние, и даже взаимоисключающие позиции, то есть сегодня требуется действовать адекватно складывающимся ситуациям и действительности.

Ключевые слова: инновационное развитие, креативная деятельность, конкурентное мышление



Характер современного экономического развития в условиях скачкообразных и быстрых перемен, противоречивых и непредсказуемых процессов, глобализации и гиперконкуренции предполагает отказ от поиска и использования универсального средства или единой формулы выработки концепции развития. Необходимо объединять не только различные, но и подчас крайние, и даже взаимоисключающие позиции, то есть сегодня требуется действовать адекватно складывающимся ситуациям и действительности.

Конкурентное мышление включает в себя основной принцип, который сводится к исходной равноценности и полярности различных вариантов и альтернатив развития. Этот принцип означает отказ от дихотомического деления вариантов на основе закона исключенного третьего («или-или») и утверждение принципа полярности («и-и»). Принцип полярности и равноправности альтернатив реализуется в виде следующих правил:

1) исходное предположение о множественности и равноправности позиций;

2) ориентация на максимальное использование и продуктивное сочетание противоположных, имеющихся или возможных подходов;

3) исключение отбрасывания альтернатив и их исходная оценка как в равной степени необоснованных, предполагаемых, гипотетичных и не исчерпывающих иных возможных вариантов, т.е. правило открытого списка;

4) поиск совместимых характеристик и выработка превосходящей интегрирующей позиции.

В конкурентном мышлении взаимодействуют два подхода: позитивный и креативный.

Позитивный (эволюционный) подход означает, что сложившиеся, оправдавшие себя направления развития и формы управления ими, воспринимаются как положительные или позитивные.

Креативный (созидательно- творческий) подход не является отрицанием позитивного, а его продолжением, дополнением, преобразованием или, в предельном случае, не связанным с ним, но в любом случае не исключающим правомерности первого.

Позитивный принцип лежит в основе всех форм устойчивого управляемого развития, креативный – в основе направленно созидательных, ориентированных на творчество и неустойчивость внутренних и внешних условий деятельности предприятия. Именно он составляет основу конкурентного мышления.

Проблема конкурентного мышления заключается не в отрицании позитивного настоящего подхода с позиций креативного будущего, а в выработке непротиворечивой формулы их взаимодействия, что является весьма творческой задачей.

Базовой характеристикой конкурентного мышления является творчество. Как задача, конкурентное мышление должно представлять собой связующее звено между творчеством и интеллектом, сочетать принципы рационального принятия решений, основанного на формально-логических процедурах, фактах, знаниях и информации, а также на интуиции, чувствах и опыте. В этом случае творческие процессы служат генерации оригинальных идей, которые затем классифицируются, проходят отбор, организуются и проверяются с применением рационального и логического мышления.

Конкурентное мышление есть способность к рассмотрению всех точек зрения, а также к стимулированию выдвижения нетрадиционных и творческих предложений. Это - решение проблемы, связанное с преобразованием неконтролируемого фактора в контролируемый или снятия проблемы за счет средства, которое принималось ранее за недопустимое.

Формирование конкурентного мышления предполагает минимизацию или устранение ложных установок сознания с помощью различных методов, в том числе:

1) применение нескольких разных сценариев, ужесточение худшего до экстремального;

2) допущение неопределенности;

3) определение рисков сохранения статус-кво;

4) стремление к уникальности в рамках общей тенденции;

5) отказ от оценки последствий любых перемен как однозначно негативных;

6) формирование культуры восприятия неожиданных решений.

Конкурентное мышление должно сочетать противоположные принципы и методы решения проблем, быть диалектическим, то есть допускать противоречие в одно и то же время и в одном и том же отношении.

Конкурентное мышление трудно достижимо в силу противодействия ментальных моделей и трудно реализуемо в деятельности фирм и организаций в силу сопротивления, окружающих их систем.

Как известно, процесс мышления основывается на двух основных предпосылках: непрерывности и дискретности реальных процессов, которым соответствуют конвергентное и дивергентное мышление.

При относительно стабильных внешних условиях процесс принятия решений может быть рационализирован и систематизирован. Он включает в себя серию отдельных шагов:

‑ идентификацию проблемы и ее уточнение;

‑ задание приоритетов;

‑ получение возможных вариантов действий и их оценку;

‑ сравнение прогнозируемых исходов при применении каждого варианта с поставленными целями;

‑ выбор варианта, который наилучшим образом соответствует целям;

‑ обратную связь;

‑ корректировку.

Здесь востребовано конвергентное мышление.

В условиях неопределенности или хаоса востребовано калейдоскопное мышление, то есть умение неформально мыслить и создавать новые категории. Выход за пределы традиционных категорий мышления создает новые возможности, то есть является созидательным. Калейдоскоп есть символ постоянно меняющихся моделей мышления и бесконечных, новых возможностей, приводимых в движение силой воображения и творчества. Это – место приложения дивергентного мышления.

В реальной деятельности необходимо продуктивно сочетать конвергентное, или логическое мышление (рациональное, традиционное, аналитическое, сходящееся) и дивергентное мышление, которое характеризуется воображением, оригинальностью, интуицией, всесторонним отношением, то есть является расходящимся.

B сходящемся решении проблем существует одно и только одно решение, которое нужно найти в массиве существующих знаний. B расходящемся мышлении осуществляется поиск множественных вариантов решения каждой проблемы. Первый подход эффективен в отношении хорошо структурированных проблем. Второй направлен на изучение всех типов возможностей в каждой проблеме. Он основан не на анализе, а на поиске идей, в том числе на подсознательном уровне.

Однако проблема заключается в том, что творческий процесс не сводится к формальным правилам. Так, из четырех фаз индивидуального творчества (подготовка, созревание идеи, озарение и проверка) две решающие из них, созревание и озарение, не подлежат сознательно-волевому контролю, т.е. новая идея не может быть получена на основе логического вывода. Интеллект и творчество могут не совпадать…

Для человеческого разума вообще характерны иррациональные склонности:

‑ всезнайство, т.е. отношение к создавшейся ситуации как уже известной;

‑ доминирование отдельного над общим, когда человек фокусирует свое внимание на отдельном факте или событии, не принимая при этом во внимание общую картину;

несимметричность потерь и приобретений (степень удовлетворения человека от приобретения определенной суммы денег гораздо ниже степени расстройства от потери той же суммы);

‑ неверная оценка вероятности событий (недооценивается вероятность событий, которые, скорее всего, произойдут, и переоцениваются менее вероятные события).

Идеи и стратегии, способы понимания и руководящие принципы представляют собой построенные на основе собственного и воспринятого извне опыта модели мышления или ментальные модели.

Ментальные модели есть личный способ восприятия реальности, наделения ее смыслами и значениями, истолкования опыта. Это способ принципиальной координации человека и реальности: то, что воспринимается, как реальность, представляет собой в большей или меньшей степени порождение личного способа видеть.

Ментальные модели не имеют врожденного характера, они создаются, поддерживаются и изменяются четырьмя основными способами:

1) выборочным восприятием информации (замечаем только то, что хотим);

2) произвольным конструированием целостного восприятия (видим то, чего нет, но оно желательно);

3) искажением смысла и значения событий в желаемом направлении;

4) превращением единичного опыта в типичное явление.

Подчеркнем, что сами по себе эти четыре принципа — вычеркивание, конструирование, искажение и обобщение служат конструктивными инструментами мышления, основой всех представлений и убеждений человека, в том числе и позитивных. Однако, из сказанного ясно, ментальные модели как система убеждений могут давать как объективные объяснения и смысл опыту, так и нереалистичные и ложные.

Рис. 1. Формирование конкурентного мышления

Существуют три фактора, которые могут быть причиной ошибоч­ного толкования собственного опыта, когда возникает усиливающая обратная связь, укрепляющая существующие ментальные моде­ли, — регрессия (тяготение событий к средним значениям), пренебрежение фактором времени (интерпретация события как подтверждения наших предположений без учета времени, разделяющего возможную причину и предполагаемое следствие) и односторон­няя трактовка событий (тяготение к фиксации событий, подтверждающих наши убеждения, игнорирование опровергающих).

Негативной стороной ментальных моделей является то, что можно назвать антиконкурентным мышлением или самодостаточной логикой. Она опирается на самоочевидность для человека его предпосылок и выводов, на убежденность или веру в собственную правоту, которая не доказывается или проверяется, а подразумевается, является для человека самоочевидной. В результате возникает когнитивный диссонанс, означающий явное несоответствие между окружающим миром и представлением о нем. Самодостаточная логика реагирует на это защитным мышлением и поведением, а также поиском обходных путей, т.е. уклоняется от противоречий и проблем, необходимости их признания и решения.

Для ментальных моделей характерны определенные стереотипы мышления и поведения, когда ожидаемый исход определяет мышление и подавляет все остальные варианты развития событий; восприятие новых проблем осуществляется в свете своего прошлого опыта; прошлым успехам приписывается более высокая значимость, чем предположениям о будущем неблагополучном развитии событий. В целом подобные стереотипы заставляют предполагать несуществующие причинные связи и упускать из виду существующие.

Таким образом, антиконкурентная направленность ментальных моделей выражается в упрощенно – оптимистическом восприятии будущего, привязанности к сохранению статус – кво; предпочтении известному перед неизвестным; преимущественной привязке к ожидаемому исходу; переоценке прошлого опыта; иллюзии контроля; приоритета прошлых успехов над предположениями о будущих неудачах.

Предполагается, что человек принимает конкретные решения в зависимости от объективного анализа общего положения дел. Однако на самом деле человеческий разум тенденциозен, анализ отдельных категорий не учитывает другие. Мышление и поведение человека квазирационально, то есть предполагается, что человек старается вести себя рационально, но очень часто поступает иррационально.

Для преодоления негативного влияния ментальных моделей необходим анализ и коррекция собственных убеждений, исходя из

‑ недопущения типичных ошибок: пренебрежения законом регрессии, фактором времени и склонности к односторон­ней трактовке событий, а также

‑ взаимодействия с будущим по принципу: наши убеждения и поступки формируют наше будущее, которое влияет на настоящее, поскольку причинно-следственные связи образуют замкнутый круг, где причина и следствие меняются местами. То есть вера в предсказание и соответствующие действия формируют соответствующее будущее независимо от достоверности прогноза.

Поэтому формирование интеллектуальных предпосылок деятельности предприятия включает в себя решение следующих задач:

- формирование интеллектуального предприятия, что предполагает формирование творческой модели мышления, нематериальных активов, а также организационно-финансовых и производственно-коммерческих возможностей и условий обучающейся организации;

- развитие менеджмента в трех направлениях: системно-структурном, спонтанно-творческом и сетевом. При этом сетевая ориентация понимается как сочетание порядка и организованного хаоса или экспериментально ориентированного менеджмента и является основной формой конкурентного менеджмента предприятия;

- развитие маркетинга, сочетающего традиционный маркетинг как исследование рынка, индивидуальный маркетинг как сочетание изучения потребителей и продаж и сетевой маркетинг непосредственного знания поведения потребителей;

- создание интегрированного бренда как модели миссии предприятия, его ценностей и корпоративной культуры, ориентированной на ценности и интересы потребителя;

- анализ и коррекцию собственных убеждений, исходя из недопущения пренебрежения законом регрессии, фактором времени и односторон­ней трактовке событий, а также взаимодействие с будущим как следствием собственных убеждений и поступков.

Выводы

1. В современных условиях экономического развития необходим отказ от поиска и использования универсального и единственного средства решения проблем и переход к объединению не только различных, но и взаимоисключающих позиций. Это означает отказ от дихотомического деления вариантов по принципу «или-или» и утверждение принципа полярности («и-и»). Принцип полярности и равноправности альтернатив реализуется в виде правил, а именно:

- исходное предположение о множественности и равноправности позиций и ориентация на максимальное использование и продуктивное сочетание противоположных, имеющихся или возможных, подходов;

- правило открытого списка, т.е. рассмотрение разных подходов как в равной степени необоснованных, предполагаемых, гипотетичных, не исчерпывающих иных возможных вариантов и подлежащих экспериментальной проверке;

- поиск совместимых характеристик и выработка превосходящей интегрирующей позиции.

2. В конкурентном мышлении взаимодействуют два подхода: позитивный и креативный. Позитивный (эволюционный) принцип означает, что сложившиеся, оправдавшие себя направления развития и формы управления ими, воспринимаются как положительные или позитивные. Второй подход - креативный (созидательно- творческий) не является отрицанием позитивного, а его продолжением, дополнением, преобразованием, но в любом случае не исключающим правомерности первого. Позитивный принцип лежит в основе всех форм устойчивого управляемого развития, креативный – в основе направленно созидательных, ориентированных на творчество и неустойчивость внутренних и внешних условий деятельности предприятия. Именно он составляет основу конкурентного мышления.

Проблема конкурентного мышления заключается не в отрицании позитивного настоящего подхода с позиций креативного будущего, а в выработке непротиворечивой формулы их взаимодействия, что является творческой задачей.

3. Базовой характеристикой конкурентного мышления является творчество. Творчество персонала состоит их трех основных компонентов - творческих навыков, профессиональных навыков и внутренней мотивации к выполнению задания.

Конкурентное мышление должно представлять собой связующее звено между творчеством и интеллектом и сочетать принципы рационального принятия решений, основанного на фор­мально – логических процедурах, фактах, знаниях и информации, а также на интуиции, чувствах и опыте.

Таким образом, конкурентное мышление должно сочетать противоположные принципы и методы решения проблем, быть диалектическим, т.е. допускать противоречие в одно и то же время и в одном и том же отношении. Кроме того, если творческое мышление преимущественно является созерцанием, то логическое и, в особенности конкурентное, неотделимы от действия.

4. Конкурентное мышление трудно достижимо по причинам внутреннего характера, среди которых можно выделить ментальные модели.

Негативной стороной ментальных моделей является то, что можно назвать антиконкурентным мышлением или самодостаточной логикой. Она опирается на самоочевидность для человека его предпосылок и выводов, на убежденность или веру в собственную правоту, которая не доказывается или проверяется, а подразумевается, является для человека самоочевидной.

Таким образом, антиконкурентная направленность ментальных моделей выражается в упрощенно – оптимистическом восприятии будущего, привязанности к сохранению статус – кво; предпочтении известному перед неизвестным; преимущественной привязке к ожидаемому исходу; переоценке прошлого опыта; иллюзии контроля; приоритета прошлых успехов над предположениями о будущих неудачах.

5. Формирование интеллектуальных предпосылок деятельности предприятия включает в себя формирование интеллектуального предприятия, что предполагает формирование творческой модели мышления и условий обучающейся организации, а также развитие спонтанно-творческого, сетевого, экспериментально ориентированного менеджмента.


Источники:

1. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал. СПб.: Питер, 2001.
2. Букович У., Уилльямс Р. Управление знаниями: руководство к действию. М.: ИНФРА-М, 2002.
3. Желены М. Управление высокими технологиями. В кн. Информационные технологии в бизнесе. СПб.: Питер, 2002.
4. Нонака И., Такеучи Х. Компания – создатель знания. М.: Олимп-Бизнес, 2003.
5. О'Коннор Дж. Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем. М.: Альпина Бизнес Букс, 2006.
6. Прахалад К.К., Рамасвами В. Будущее конкуренции. Создание уникальной ценности вместе с потребителями. М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006.
7. Пузыня Н.Ю. Оценка интеллектуальной собственности и нематериальных активов. СПб.: Питер, 2005.
8. Рубинштейн М., Фирстенберг А. Интеллектуальная организация. М.: ИНФРА-М, 2003.
9. Цыганов В.В., Бородин В.А., Шишкин Г.Б. Интеллектуальное предприятие: механизмы овладения капиталом и властью (теория и практика управления эволюцией организации). – М.: Университетская книга, 2004.
10. Чен Ж. Интеллектуальные агенты. В кн. Информационные технологии в бизнесе. СПб.: Питер, 2002.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:39:39