Раскрытие информации в торговых сетях

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В сфере корпоративного управления заметно выделяется проблема неуклонного следования принципу открытости информации в отношении корпорации. В целях эффективного управления необходимо иметь представление о среде функционирования корпорации, а также о влиянии на деятельность корпорации факторов ее внешнего окружения. Раскрытие информации о корпорации является основным принципиальным направлением эффективного корпоративного управления.

Ключевые слова:

информация, корпорации, торговые сети, раскрытие информации
Цитировать публикацию:
Раскрытие информации в торговых сетях – С. 69-72.

Raskrytie informatsii v torgovyh setyakh. , 69-72. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




В сфере корпоративного управления заметно выделяется проблема неуклонного следования принципу открытости информации в отношении корпорации. В целях эффективного управления необходимо иметь представление о среде функционирования корпорации, а также о влиянии на деятельность корпорации факторов ее внешнего окружения. Раскрытие информации о корпорации является основным принципиальным направлением эффективного корпоративного управления. Особенно актуальным в современных условиях является выполнение вышеуказанного принципа для российских корпоративных структур, так как акционеры, наемный персонал, общество в целом не располагает в достаточном объеме должной информацией о деятельности этих субъектов отечественной экономики. Основными участниками корпоративных отношений являются менеджеры, собственники (акционеры), наемный персонал и иные заинтересованные группы. Эти группы могут включать в себя кредиторов компании, местные органы самоуправления и пр. Интересы основных групп участников корпоративных отношений обычно различаются. Принцип раскрытия информации о корпорации подразумевает доведение до заинтересованных лиц информации в отношении финансового состояния корпорации, принимаемых высшим менеджментом решений и осуществляемых мероприятий.

Для соблюдения принципа раскрытия информации высшему менеджменту целесообразно организовать и обеспечить контроль за осуществлением публичного раскрытия информации по следующим основным направлениям:

‑ структура совета директоров (состав и профессиональная квалификация членов совета, комитеты);

‑ структура менеджмента корпорации (обязанности, подотчетность, квалификация и опыт работы);

‑ организационная структура управления корпорации, включая и ее обособленные структурные подразделения;

‑ информация об используемой в корпорации системе материального поощрения (политика в области оплаты труда, вознаграждения, премии, права на приобретение акций);

‑ дивидендная политика корпорации;

‑ характер и объем операций с аффилированными лицами и связанными сторонами, то есть структурами, способными контролировать или существенно влиять на деятельность корпорации.

Так, в ходе исследования доступности информации о торговых корпорациях, было обнаружено, что значительная часть торговых сетей FGCM придерживается данного принципа. К таким можно отнести, например, сети «Дикси», «Карусель», «Пятерочка», «Виктория», «Копейка», «Магнит», «Седьмой континент» и др. На официальных сайтах этих компаний (чаще — в разделе «инвесторам») можно обнаружить рубрику «раскрытие информации», где компании публикуют ежеквартальные отчеты, сообщение о сведениях, которые могут оказать существенное влияние на стоимость ценных бумаг корпорации; изменения, произошедшие в списке аффилированных лиц; финансовую отчетность по международным стандартам. Однако информацию об используемой в корпорациях системе материального поощрения и дивидендной политике найти в открытом доступе на сайтах ни в одной компании не удалось. Вероятно, в этих вопросах торговые корпорации придерживаются принципа конфиденциальности.

Кроме этого, многие торговые корпорации, такие, например, как «Лента», «О'Кей», «Рамстор», «Ашан», «Метро», «Мосмарт» в доступных широкому кругу лиц источниках не публикуют и не предоставляют информацию о финансово-хозяйственном и организационном положении корпорации, ограничиваясь в некоторых случаях только указанием организационной структуры, миссии и целей компании, чего явно не достаточно для участия заинтересованных лиц в делах корпорации.

В торговых сетях можно выделить две социальные группы персонала: базисный персонал (рядовой персонал сетей, менеджеры и руководители отделов) и топ-менеджеры (члены правления и директора магазинов). В данном случае классификационным признаком являются властные полномочия и обусловленная ими степень доступности информации о доходах и расходах предприятия. Высшие руководители обладают полным объемом такой информации, остальной персонал не располагает ею во всей полноте. Таким образом, в торговых корпорациях всегда есть достаточно существенная асимметрия информации о распределении доходов.

Согласно рекомендациям Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета, раскрытие информации в отношении связанных с корпорацией сторон должно включать:

1) характер отношений в случае наличия контроля, даже если между корпорацией и связанными сторонами не проводилось сделок;

2) характер и размер сделок со связанными сторонами, сгруппированными соответствующим образом.

Система раскрытия информации о корпорации представлена на рисунке 1.

Раскрытие информации крайне важно для оценки деятельности корпорации всеми заинтересованными лицами и способствует привлечению капитала, поддержанию доверия к корпорации и вовлеченности персонала в процесс принятия решений. Недостаточность, а иногда и противоречивость информации, получаемой из различных источников и средств массовой информации, напротив, может помешать формированию объективного мнения о корпорации и поддержанию деловых отношений.

Заинтересованным лицам для контроля исполнительных органов корпорации, оценки их деятельности и принятия компетентных решений требуется доступная, регулярная и надежная информация. С другой стороны, крайне важно, чтобы требования по раскрытию информации не вступали в противоречие с интересами корпорации и не приводили к раскрытию конфиденциальной информации, так как это может причинить значительный вред.

Одним из условий успешного функционирования корпорации является обеспечение экономической безопасности деятельности, главной составной частью которой является информационная безопасность. Как известно, безопасность документов, содержащих конфиденциальную информацию, определяется степенью их защищенности.

К конфиденциальным относятся документы, содержащие сведения, которые их собственник или владелец в соответствии с законодательством имеет право отнести к коммерческой тайне, документы и базы данных, фиксирующие любые персональные (личные) данные, профессиональную тайну, технические и технологические незапатентованные инновации. Однако любое ограничение в раскрытии информации должно быть строго регламентировано.

Целью раскрытия информации о корпорации является донесение этой информации до сведения всех заинтересованных в ее получении лиц в объеме, необходимом для принятия взвешенного решения об участии в корпорации или совершении иных действий, способных повлиять на финансово-хозяйственную деятельность корпорации.

Крупные корпорации оказывают воздействие на общество на национальном и международном уровнях. Именно поэтому их деятельность находится под пристальным вниманием различных организаций и групп заинтересованных лиц, включая властные государственные структуры и средства массовой информации.

Важной составляющей организации процесса раскрытия корпоративной информации является разработка и реализация информационной политики корпорации, цель которой — обеспечение возможности свободного доступа к информации о корпорации. В целях наиболее эффективной реализации процесса раскрытия информации о корпорации необходимо наличие внутреннего корпоративного нормативного документа, содержащего правила и подходы к раскрытию информации. Таким нормативным документом является Положение об информационной политике.

Доступность необходимой информации для персонала корпорации способствует более интенсивному вовлечению наемных работников в дела организации, в которой они работают.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Могилевский С.Д., Самойлов И.А. Корпорации в России: Правовой статус и основы деятельности. – М.: Дело, 2006.
2. Орехов С.А., Селезнев В.А. Современное корпоративное управление: проблемы теории и практики. – М.: ООО «Маркет ДС Корпорайшн», 2004.
3. Горфинкель В.Я. Коммуникации и корпоративное управление: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.