Процессный подход к управлению предприятием: преимущества и перспективы

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Рассмотрение какого-либо явления как процесса практикуется во многих отраслях современной науки. Приверженцы процессного подхода полагают, что всё – будь то физические явления, химические реакции или биологические взаимодействия - имеет смысл рассматривать как процессы.

Ключевые слова:

управление предприятием, процессный подход к управлению
Цитировать публикацию:
Процессный подход к управлению предприятием: преимущества и перспективы – С. 110-111.

Protsessnyy podkhod k upravleniyu predpriyatiem: preimushchestva i perspektivy. , 110-111. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Рассмотрение какого-либо явления как процесса практикуется во многих отраслях современной науки. Приверженцы процессного подхода полагают, что всё – будь то физические явления, химические реакции или биологические взаимодействия - имеет смысл рассматривать как процессы.

Под процессами понимаются логически упорядоченные последовательности этапов (шагов, элементов), преобразующих входы в выходы. Процессный подход отличается тем, что открывает широкие возможности для моделирования и визуализации. Процессный подход приобретает все большую значимость ещё и потому, что в некотором смысле понимание процессов близко к представлению об алгоритмах – основе информационных технологий, играющих огромнейшую роль в современном мире.

Процессный подход многогранен и универсален, и он не обошел стороной и экономические дисциплины.

Основатели процессного подхода в экономике предприятия - британские менеджеры М.Хаммер и Дж.Чампи, в 1989 г. рассмотревшие в своей книге «Реинжиниринг корпорации» новый подход к представлению деятельности предприятия.

Процессы, относящиеся к хозяйственной деятельности предприятия, несомненно, имеют свои отличительные особенности. Наиболее важными как для производителей материальных благ, так и для их потребителей являются бизнес-процессы.

Бизнес–процесс ‑ процесс, изначальной целью которого является удовлетворение потребностей внешних потребителей, готовых платить за результаты бизнес-процесса.

Назначение каждого бизнес-процесса состоит в том, чтобы предложить клиенту продукцию, удовлетворяющую его по стоимости, качеству, долговечности. Бизнес-процессы существуют до тех пор, пока есть потребитель, готовый платить за их результаты. Их организация и систематизация осуществляются не так, как удобно производителю, а в соответствии с принципом ориентации на потребителя. Это, как правило, приводит к разрушению традиционной организационной структуры. Ей на смену приходит проектный подход и командная форма работы.

Современные компании при построении и осмыслении своей деятельности зачастую основываются на принципах, вытекающих из теории Адама Смита, созданной более 200 лет назад для систематического описания стихийно сложившихся способов организации производства, возникших за несколько столетий до него. Сформулированные в фундаментальном труде «Благосостояние нации» (1776 г.), эти принципы организации труда в промышленности оказались революционными для своего времени. Производственный процесс предполагалось делить на простейшие задания - работы, каждую из которых мог выполнить один работник, не имеющий высокой квалификации. Идея Смита легко применима и поэтому до сих пор весьма эффективна в массовом производстве типовой продукции с использованием многочисленной рабочей силы и простого оборудования.

В наше время продукция перестает быть массовой, производители вынуждены ориентироваться на узкие группы потребителей. Рынок продукции стал намного шире, а конкуренция – значительно агрессивнее. Новые информационные технологии стали важнейшей составляющей товаров и услуг, поставляемых компаниями. В связи с этими глобальными изменениями принципы, заложенные Смитом, не соответствуют требованиям современной индустрии.

Процессный подход – отвечающая современным требованиям альтернатива традиционному структурному подходу. Преимущество использования процессного подхода состоит в том, что процесс всегда ориентирован на производство ценностей для конечного пользователя, в то время как значительная часть работы, выполняемая в рамках традиционной структуры, не связана с созданием потребительских ценностей и с повышением конкурентоспособности, а решает внутренние проблемы компании.

В понятии процесса нет ничего нового. У каждой компании были, есть и будут свои процессы. Тем не менее, в большинстве организаций эти процессы никем не управляются, и никто за них не отвечает.

Можно выделить следующие преимущества процессного подхода:

- позволяет перейти на методы прямого учета затрат (АВС-костинг) и пересмотреть подходы к анализу деятельности организации

- позволяет преодолеть сложившиеся в организации барьеры между структурными подразделениями

- ориентирует участников на достижение общей цели, а не на решение отдельных задач

- ориентирует на удовлетворение ожиданий потребителей и других заинтересованных сторон и позволяет предугадать (опередить) эти ожидания

- позволяет каждому участнику иметь ясное представление о конечном результате процесса и его вкладе в этот процесс, то есть позволяет повысить степень вовлеченности каждого участника в деятельность организации

- позволяет ускорить подготовку специалистов, в том числе вновь принятых

Применение процессного подхода позволяет создать систему управления соответствующую масштабам и характеру деятельности организации и оптимизировать организационную структуру.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: Филинь, 1997
2. Кардаш В.Я. Товарна інноваційна політика: Навчальний посібник. – К.: КНЕУ, 1999
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996