Управление рисками при осуществлении производственно-хозяйственной деятельности основа создания конкурентного предприятия
Ключевые слова:
конкурентоспособность предприятий, управление рисками, эффективность производственно-хозяйственной деятельностиПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Интерес к проблематике риска в управлении деятельностью предприятий заметно возрос за последнее время в связи с трансформационными процессами в российской экономике начавшимися в 90-х гг. До этого времени методы теории риска применительно к хозяйственной деятельности не имели развития.
Применительно к стратегическим решениям предприятия риск - это возможность таких последствий принимаемых стратегических решений, при которых поставленные цели частично или полностью не достигаются.
Следует различать две разновременные оценки уровня риска: оценку «стартового» риска - в идее, замысле и предложении и «финального» - в уже принятом решении (в котором учтены подстраховочные меры, резервные и запасные варианты и т. д.)
Кроме того, можно также придти к следующим заключениям: 1) риск - это управляемый параметр, на его уровень можно и нужно оказывать воздействие; 2) такое воздействие можно оказывать только на проанализированный риск.
В ходе разработки стратегии предприятия концепция приемлемого риска реализуется в виде двухстадийного комплекса процедур: оценки риска и управлении риском.
Оценка риска - совокупность регулярных процедур анализа риска, идентификации источников его возникновения, определения возможных масштабов последствий появления факторов риска и определения роли каждого источника в общем профиле риска данного предприятия.
Управление риском включает в себя разработку и реализацию экономически обоснованных для данного предприятия рекомендаций и мероприятий, направленных на уменьшение исходного уровня риска до приемлемого финального уровня.
Практическое использование концепции приемлемого риска в процессе формирования стратегии предприятия позволяет:
1. Выявить потенциально возможные ситуации, связанные с неблагоприятным развитием событий, результатом которых может быть не достижение поставленных целей;
2. Получить характеристики возможного ущерба, связанного с нежелательным развитием событий;
3. Заблаговременно при подготовке решения планировать и при необходимости осуществлять меры по снижению риска до приемлемого уровня;
4. Учитывать в принятии решений расходы, связанные с оценкой и управлением риском.
Связь основных стратегий предприятия с различными факторами риска моет быть представлена следующим образом:
1. Товарно-рыночная стратегия. Риски, вызванные неопределенностью: а) риск нереализации произведенной продукции; б) риск отказа покупателя от полученной и оплаченной продукт™; в) риск неполучения или несвоевременного получения оплаты за реализованную без предоплаты продукцию.
2. Ресурсно-рыночная стратегия. Риски, вызванные неопределенностью: а) риск недополучения исходных материалов из-за срыва заключенных договоров о поставке; б) риск невозвращения предоплаты поставщиком.
3. Технологическая стратегия. Риски, вызванные неопределенностью: а) риск нереализации профильной технологии.
4 Инвестиционно-финансовая стратегия. Риски, вызванные неопределенностью: а) риск неполучения внешних инвестиций и кредитов
5. Стратегия управления предприятием. Риски, вьвваяные неопределенностью: а) риск срыва собственных производственных планов или инновационных проектов;
б) риск неверного прогнозирования ситуации и получения неправильных исходных данных.
Таким образом, для создания конкурентного предприятия необходимо создать систему управления рисками способную работать в оперативном режиме. Это, в свою очередь, невозможно без возможности измерить уровень риска при принятии хозяйственных решений и построения экономико-математической модели.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. Дракер П. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000.
3. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.
Upravlenie riskami pri osushchestvlenii proizvodstvenno-khozyaystvennoy deyatelnosti osnova sozdaniya konkurentnogo predpriyatiya. , 63-65. (in Russian)