Креативность как необходимая профессиональная компетенция и элемент образовательного стандарта: проектно-ориентированный подход

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Не вызывает сомнения факт, что качественные образовательные стандарты должны ориентироваться на реальные профессиональные стандарты, многофункциональные нормативные документы, определяющие требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям специалистов, изложенные в виде структурированных характеристик их деятельности.

Ключевые слова:

высшее образование, креативность, вуз, высшая школа, образовательные стандарты, профессиональные квалификации
Цитировать публикацию:
Креативность как необходимая профессиональная компетенция и элемент образовательного стандарта: проектно-ориентированный подход – С. 281-284.

Kreativnost kak neobkhodimaya professionalnaya kompetentsiya i element obrazovatelnogo standarta: proektno-orientirovannyy podkhod. , 281-284. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Не вызывает сомнения факт, что качественные образовательные стандарты должны ориентироваться на реальные профессиональные стандарты, многофункциональные нормативные документы, определяющие требования к содержанию и условиям труда, квалификации и компетенциям специалистов, изложенные в виде структурированных характеристик их деятельности. В настоящее время Национальным центром сертификации управляющих разработан проект профессионального стандарта «Управление (руководство) организацией», который четко определяет по уровням квалификации должностные обязанности, профессиональные компетенции, требования к образованию, стажу работы и сертификации управляющего (руководителя). Изучив вышеуказанный документ, мы убедились, что в соответствии с требованиями современной институционально-экономической среды, характеризующейся динамичностью и неопределенностью, текущими потребностями рынка труда в списке требуемых знаний, умений и навыков профессионального стандарта достаточно часто встречается слово «творчество». А именно, на 8 квалификационном уровне (председатель совета директоров, член совета директоров, корпоративный директор, председатель (член) попечительского (наблюдательного) совета) необходимо «мыслить творчески». На 7 квалификационном уровне (генеральный директор, директор, управляющий, управляющий директор, исполнительный директор, руководитель организации) необходимо быть способным критически оценивать творческие идеи и задачи, поощрять использование сотрудниками различных творческих технологий, повышающих эффективность деятельности организации. На 6 квалификационном уровне (заместитель генерального директора (директора, управляющего, управляющего директора, руководителя), главный (по специальности, направлению, дивизиону), директор филиала организации, директор портфеля проектов) и на 5 квалификационном уровне (Менеджер (по функции), руководитель (начальник, заведующий) (функционального) подразделения, руководитель проекта) необходимо демонстрировать творческий подход при разработке проектов и инициативу. Также специалист 5 квалификационного уровня должен организовывать проведение семинаров, лекций и консультаций по вопросам своей зоны ответственности, участвовать в разработке условий конкурсов профессионального мастерства и мероприятий по развитию творческой активности сотрудников распространению передового производственного опыта, руководить работой по совершенствованию системы материальных, социально — культурных и нравственно — психологических стимулов повышения трудовой и социальной активности работников, творческого отношения к делу, групповой и индивидуальной ответственности за результаты совместной деятельности, участвовать в разработке мер по созданию условий для повышения удовлетворенности трудом, обеспечению роста престижности профессий, усилению творческого характера труда. Интересно то, что требования по креативности на 4 квалификационном уровне (Менеджер (базовый, линейный), начальник смены (цеха, участка); старший мастер, мастер, бригадир, прораб, старший группы (проекта), менеджер проекта) не предъявляются, при этом предполагается, что специалисты этого ранга принимают решения в стандартных ситуациях. Хотя по стандарту они, например, должны строить предположения относительно улучшения результатов, организовывать разработку предложений по использованию внутрихозяйственных резервов повышения эффективности и т.п. И здесь системно-креативный подход им явно не помешал бы. С точки зрения сопряжения профессионального и образовательного стандартов должностные обязанности представляют собой детализацию задач или компетенций образовательного стандарта, а знания, умения и навыки профессионального стандарта могут быть сопряжены на уровне дисциплин образовательного стандарта. Результатом обучения является приобретение определенной компетенции. Но тогда и образовательные программы должны строиться с фокусом на формирование определенных компетенций. Таким образом, комплексы логически выстроенных дисциплин, целенаправленно формирующих конкретные заданные компетенции и есть образовательная программа. Модуль компетенции — это комплекс дисциплин образовательной программы содержательно организованных в логической последовательности, освоение которых приводит к формированию у обучаемого качественно нового интегративного умения — компетенции. Стандарт образовательной программы включает перечень компетенций, организован из модулей компетенций и структурно-логических схем — траекторий их достижения. Результатом освоения программы профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности в том числе профессиональными и общими компетенциями. Дисциплины «креативный менеджмент», «креативные технологии» сейчас преподаются в единичных ВУЗах. В сфере высшего профессионального образования, к сожалению, отсутствует широкая практика, а главное понимание, актуальности креативного мышления. Без этого существующие образовательные программы, с нашей точки зрения, не в полной мере обеспечивает реализацию требований профессионального стандарта и высокую конкурентоспособность на рынке труда выпускаемых практических специалистов, бакалавров и магистров. Современные мировые тенденции диктуют необходимость приведения в соответствие качества подготовки выпускников ВУЗов требованиям экономики знаний, которые заключаются в том, что выпускник должен не только обладать набором необходимых знаний, но и умением генерировать их в течение всей жизни. Эта задача может быть решена в стенах Учебного ситуационного центра системно-креативного мышления, в котором на базе постоянно-действующего учебно-методического игрового комплекса можно внедрить проектный метод обучения студентов, а также создать лабораторию инновационного мышления, в рамках которой с использованием специальных когнитивных технологий можно разрабатывать инновационные проекты, заниматься творческим проектированием. В Центре участники проектных групп, погружаясь в проблематику и атмосферу инновационной экономики, получают навыки эффективной командной работы и управленческого проектирования, обучаются эффективной ориентации и поведению в сложных проблемных ситуациях. То есть становятся обладателями тех компетенций, которые наиболее дефицитны на современном рынке труда. Всегда ориентируясь на новейшие образовательные технологии и следуя инновационному пути развития, Казанский государственный финансово-экономический институт уже разработал коммуникационные и образовательные программы, направленные на повышение уровня инновационной культуры студентов и предпринимателей, их креативность, осведомленность в инновационных технологиях, технологиях системно-креативного мышления, кадровое обеспечение инновационной экономики. Следует отметить, что творческие способности и инновационное мышление лучше развиваются в рамках проектного метода обучения. Проектный подход позволяет эффективно ориентировать учебную деятельность студентов на приобретение необходимых профессиональных компетенций, востребованных на рынке труда. В этой связи целесообразно обратить внимание на необходимость адаптации структуры управления ВУЗом к реализации проектной формы обучения, перехода к проектно-ориентированной системе управления. Развитие методов внедрения и реализации проектно-ориентированной модели управления в ВУЗе может способствовать повышению эффективности принятия управленческих решений, в т.ч. при управлении учебным процессом, научной деятельностью и коммерциализации интеллектуального потенциала образовательного учреждения. При этом, сохраняя функциональную департаментализацию вуза и дисциплинарную образовательную деятельность, возможно введение дополнительно к ней элементов матричной (многомерной) организации, что всегда есть результат совмещения двух организационных альтернатив — функциональной и проектной. «Серийная» деятельность вуза по реализации традиционных образовательных программ должна быть дополнена проектно-продуктовым подходом, направленных на выполнение рисковых, разовых и «малосерийных» заказов рынка образовательных и научных услуг, ориентированных на развитие актуальных, уникальных и дефицитных профессиональных компетенций, как, например, творческое мышление и креативность решений. Новое в организации вуза заключается в институциализации неформальных горизонтальных связей между сотрудниками и подразделениями, которые сложились в результате формирования коллективов с целью выполнения внешних и внутренних заказов образовательного, научного и производственно-технологического характера. Таким образом, появляется возможность формирования структуры образовательной программы с учетом междисциплинарного подхода, позволяющего объединить в учебные модули (курсы) материал, традиционно относимый к разным академическим дисциплинам, но необходимый для формирования у специалистов определенных компетенций. Междисциплинарный подход хорошо реализуется в рамках Учебного ситуационного центра системно-креативного мышления, например, рассматривая историческую проблему, можно оценить институциональные основы ее формирования, процесс принятия управленческих решений, особенности формирования и реализации стратегии и коммуникационные процессы. Социально-экономические изменения внешней среды вынуждают ВУЗы трансформироваться в сторону клиентоориентированности, предпринимательства. Одной из управленческих технологий, обеспечивающих реализацию вышеуказанных требований, является проектно-ориентированный подход к управлению вузом. Рассматриваемый подход подразумевает смешанное финансирование высшей школы на основе государственных, частных и общественных источников денежных средств, и состоит в том, что ВУЗ должен в значительно большей степени, чем прежде, отзываться на конкретные запросы личности, общества и государства, организуя для этого соответствующие образовательные, научные, социальные и культурные проекты.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Коротков Э.М. Управление качеством образования. – М.: Академический проспект: Мир, 2006 г.
2. Ловецкий Г.И., Детюк В.И., Ловецкий Н.Г. Методология инновационного развития системы профессионального образования региона на примере Калужской области. – Калуга: Полиграф-Информ, 2005.
3. Филатова М., Волкова Л. Социальные компетенции и современное образование// Высшее образование в России. - 2007, №11.