Психолого-педагогические основания формирования устойчивых образовательных интересов в юношеском возрасте

Шилова Н.П.
Psychological and pedagogical bases of formation of stable educational interests in youth age - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Шилова Н.П.1
1 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

 Скачать PDF

Аннотация:
Развитие современных технологий и общественного устройства изменило подход к профессиональному выбору, имеющему огромное значение для юношеского возраста. В наше время юноши и девушки должны не только выбрать свою будущую профессию, но и научиться, основываясь на своих, в том числе образовательных интересах, делать профессиональные выборы постоянно в течение своей жизни.
В рамках данной статьи рассмотрены теоретические предпосылки относительно задач юношеского возраста в современных контекстах, а так же представлены результаты и ключевые выводы исследования о взаимосвязи между высокой устойчивостью выбора предметов образования и ощущением собственного контроля над своей жизнью и самостоятельностью сделанного выбора. Выводы исследования, основываются на данных, полученных на выборке более шестисот испытуемых от 13 лет до 21 года. Показано, что переживание относительно ситуации выбора и результата сделанного выбора в юношеском возрасте, а так же того, насколько жизнь соответствует желаниям индивида, демонстрирует уровень его ответственности за сделанный выбор, а соответственно успешность решения задач юношеского возраста.

Ключевые слова:

образовательное пространство, юношеский возраст, устойчивость образовательных интересов, юношество, старшая школа, образовательные интересы
Цитировать публикацию:
Шилова Н.П. Психолого-педагогические основания формирования устойчивых образовательных интересов в юношеском возрасте // Живая психология. – С. 95-106. – doi: 10.18334/lp.5.2.39219

Shilova, N.P. Psychological and pedagogical bases of formation of stable educational interests in youth age. Russian Journal of Humanistic Psychology , 95-106. doi: 10.18334/lp.5.2.39219 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Божович Л.С. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М.: «Просвещение», 1968. – 212 с.
Васильева Н.П., Кужабекова М.М., Никитина Е.В., Хасан Б.И. Исследование динамики и особенностей детских образовательных интересов // Педагогика развития: образовательные интересы и их субъекты: Материалы 11 научно-практической конференции / Красноярский государственный университет. Красноярск, 2005. – С. 158-167.
Васильева Н.П., Никитина Е.В., Хасан Б.И. Четыре четверти. / (методическая разработка). - Красноярск: Красноярский государственный университет, 2005. – 39 с.
Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах / Гл.ред. А.В. Запорожец. — М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 4 : Детская психология / Под ред. Д.Б. Эльконина. — 1984. — 433 с
Давыдов В.В. Виды общения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогические общество России, 2000. – 480 с.
Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. - М. : «Дом педагогики», 1996. – 208 с.
Дьюи Дж. Демократия и образование. - М.: Педагогика – Пресс, 2000. – 384 с.
Леонтьев Д.А. Личностный потенциал как основа детерминации // Ученые записки кафедры общей психологии МГУ им. М.В. Ломоносова: Выпуск 1 / под общ. ред. Б.С. Братуся, Д.А. Леонтьева. М., 2002. – С. 56-65.
9. Леонтьев Д.А., Мандрикова Е.Ю., Фам А.Х. Разработка методики диагностики процессуальной стороны выбора // Психологическая диагностика. – 2007. – № 6. – С. 4-25.
10. Павленко Е.С. «Взрослый» как категория в работе по построению жизненного пути молодежью // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2014. – № 6(124). – С. 141-152. – doi: 10.14515/monitoring.2014.6.11 .
11. Поливанова К.Н. Детство в меняющемся мире // Современная зарубежная психология. – 2016. – № 2. – С. 5-10. – doi: 10.17759/jmfp.2016050201.
12. Попов Д.С., Тюменева Ю.А., Кузьмина Ю.В. Современные образовательные траектории школьников и студентов // Социологические исследования. – 2012. – № 2. – С. 135-142.
Собкин В.С., Абросимова З.Б., Адамчук Д.В., Баранова Е.В. Подросток: нормы, риски, девиации. Труды о социологии образования. / Том X. Выпуск XVII / Под ред. В.С. Собкина. - М.: Центр социологии образования РАО, 2005. – 359 с.
Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. / Книга для учителя. - М.: Просвящение, 1990. – 192 с.
Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. - М.: Прогресс, 1996.
16. Arnett J.J. Conceptions of transition to adulthood: perspectives from adolescence through midlife // Journal of Adult Development. – 2001. – № 2. – С. 133-143.
17. Arnett J.J. High Hopes in a Grim World: Emerging Adults' Views of their Futures and "Generation X" // Youth & Society. – 2010. – № 31(3). – С. 267-286.