Competencies Development of Higher Professional Education Graduates Highly Sought for Development of Innovation Economy

Питухина М.А.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 1 / January, 2012

Please, cite as:
Pitukhina M.A. Razvitie kompetentsiy u vypusknikov vysshego professionalnogo obrazovaniya, vostrebovannyh v usloviyakh razvitiya innovatsionnoy ekonomiki // Kreativnaya ekonomika. – 2012. – Tom 6. – № 1. – S. 84-88.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=17310486

Abstract:
Article is dedicated to research of topical question of higher professional institutions graduates competencies development. The basis of research are documents forming innovative policy of Russia (Letter of President of Russia, Instructions of President of Russia, Strategy of innovation development of Russia, etc.) which allow to make conclusion about increasing role of competence-based approach.

Keywords: labor market, innovation economy, educational policy, graduates’ competencies



В докладе на пленарном заседании Социального форума «Рынок труда и политика занятости: состояние и перспективы развития» 10 ноября 2011 года в Москве руководитель Федеральной службы по труду и занятости РФ Ю.В. Герций отметил, что для России самая главная проблема заключается в несбалансированном спросе и предложении по профессионально-квалификационной структуре. Представляется, что единственное решение данной проблемы – в развитии компетенций выпускников.

Профессионализм по приоритетам

Развитие компетенций выпускников в настоящее время обуславливается:

• переходом на стандарты Болонской системы в образовании и, в частности, оптимизацией ФГОСов III поколения;

• формированием инновационной экономики. Так, вопросы развития компетентностного подхода в России актуализируются в Стратегии инновационного развития на период до 2020 года («Инновационная Россия–2020»); Указе Президента №899 от 7 июля 2011 «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации»; Послании Президента РФ Дмитрия Медведева Федеральному собранию Российской Федерации от 12.11.2009; Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 (ВТСЭ).

В Поручении Президента РФ от 9 сентября 2010 Пр-2663 говорится об обеспечении с учетом международной практики разработки профессиональных квалификационных стандартов по приоритетным направлениям модернизации и технологического развития. В Поручении Президента РФ от 30 марта 2011 Пр-3011 отмечена необходимость разработки квалификационных рамок с набором требований к специалистам инженерно-технического профиля, соответствующих приоритетным направлениям модернизации. В проекте стратегии «Инновационная Россия–2020» отмечается, что ключевыми компетенциями «инновационного человека» должны стать:

• способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;

• способность к критическому мышлению;

• способность и готовность к разумному риску, креативность и предприимчивость, умение работать самостоятельно и готовность к работе в команде, готовность к работе в высококонкурентной среде;

• широкое владение иностранными языками как коммуникационными инструментами эффективного участия в процессах глобализации, включая способность к свободному бытовому, деловому и профессиональному общению на английском языке.

Сколько живешь – столько и обучаешься

Одним из наиболее важных аспектов при изучении компетентностного подхода в России, в частности в высшем профессиональном образовании, является взаимодействие различных факторов на рынке труда: федеральных органов исполнительной власти (ФОИВов), работодателей, институтов системы профессионального образования (рис.1). После окончания образовательных учреждений на рынок труда поступает определенное количество выпускников с соответствующим качеством подготовки. Причем, количественные и качественные показатели определяются ФОИВами (Минобрнауки России) и федеральными государственными стандартами (ФГОСами ВПО) соответственно. В идеале они должны соответствовать требованиям работодателей и профстандартам, однако, в реальности на рынке труда существует серьезный дисбаланс.

Рис.1. Взаимодействие на рынке труда

Кроме этого, в настоящее время в России имеются следующие сложности в ходе внедрения компетентностного подхода:

• работодатели большое внимание уделяют высокому профессионализму работника и компетенциям, но в узкоспециализированных направлениях;

• зарплата по ряду видов экономической деятельности не соответствует основам инновационной экономики.

В связи с этим, например, в науку молодые люди не идут;

• в России в послевузовском образовании или на курсах повышения квалификации участвует небольшой процент населения.

Для сравнения в странах Северной Европы, где компетентностный подход был внедрен несколько десятилетий назад, процент трудоустройства выпускников остается самым высоким в Европе, в Норвегии этот уровень превышает 90%. Обучение там не заканчивается с получением диплома о высшем образовании, и многие выпускники продолжают повышать квалификацию в течение всего периода своей деятельности. Ежегодно по программам дополнительного профессионального образования обучаются от 60% в Швеции и Финляндии, в то время как в остальной Европе лишь 40%. Также, образовательный процесс в Дании и Финляндии в среднем длится 8-9 лет, в других странах – 6-8 лет. Все это вкупе с компетентностным подходом приводит к тому, что продолжительность безработицы в Северной Европе составляет в среднем меньше 6 месяцев.

Вывод

В заключение можно отметить, что актуальность развития компетентностного подхода в России возрастает в условиях перехода системы образования на Болонские стандарты и формирования инновационной экономики.


Страница обновлена: 05.05.2024 в 02:46:40