Principles of industrial policy oriented on the economical growth

Печерский М.Б.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 / March, 2011

Please, cite as:
Pecherskiy M.B. Printsipy promyshlennoy politiki, orientirovannoy na ekonomicheskiy rost // Kreativnaya ekonomika. – 2011. – Tom 5. – № 3. – S. 85-90.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15600394

Abstract:
The article presents and analyses different conceptions of industrial policy realization, shows the evolution of approaches. The author proves that modernization of modern Russian economy requires industrial policy which is based on the cooperation of state and business, ensuring of growth of competitiveness between domestic producers, creation of conditions for development of high technological segments of economy.

Keywords: marketing, competitiveness, industrial policy, innovations, economic growth, competition, globalization, modernization of economy, structural changes



В последние годы в научной литературе сложилось двойственное отношение к вопросу о необходимости и принципах проведения промышленной политики. Большинство отечественных специалистов подчеркивают важность проведения в Российской Федерации промышленной политики, направленной на восстановление и модернизацию производства, переход к инновационному типу экономического развития. Отмечается, что промышленная политика должна быть направлена на совершенствование отраслевой и товарной структуры производства.

Вместе с тем встречается и другая точка зрения, сводящаяся к тому, что промышленная политика приводит лишь к нерациональному и неэффективному использованию ресурсов, распылению государственных средств, снижению эффективности деятельности частного бизнеса. Квинтэссенция такой точки зрения выражена известным польским политиком, «отцом» польских реформ Лешеком Бальцеровичем, утверждавшим: «Самая лучшая промышленная политика – это отсутствие таковой».

Политику обусловливают возможности

Сегодня промышленная политика определяется как совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, связанная с регулированием приобретения факторов производства, организации производства, распределения и реализации товаров и услуг на разных фазах жизни хозяйствующего субъекта и жизненного цикла продукции [2].

Одновременно подчеркивается, что нужна не «традиционная» или «ортодоксальная» промышленная политика, основанная на предоставлении выборочных преимуществ одной группе участников рынка за счет ограничения возможностей другой, а по сути, ее новый тип, предполагающий существенно большую степень гибкости инструментов регулирования.

Очевидно, что в понимании сущности промышленной политики у разных специалистов наблюдаются заметные различия. Отчасти эти различия связаны с исторической эволюцией данного понятия.

Сегодня применительно к реализации промышленной политики выделяются два этапа: этап «жесткой промышленной политики» – с ХIХ века до 70-х гг. ХХ века – и этап «мягкой промышленной политики», типичный для двух последних десятилетий ХХ века. Современная промышленная политика часто характеризуется как мягкая промышленная политика, так как государство в меньшей степени вмешивается в процесс принятия хозяйственных решений, в частности в сферу регулирования структуры и объемов производства. Принципиальным становится акцент на создание условий для повышения конкурентоспособности национальных компаний в условиях глобального рынка [3].

На наш взгляд, данная типологизация подходов к реализации промышленной политики принципиальна для определения контуров и принципов поддержки приоритетных секторов экономики в современном мире. Реализовывать прежнюю, жесткую промышленную политику сегодня не представляется возможным. Сегодня правительства обладают существенно меньшими возможностями по перераспределению производственных ресурсов.

Определимся с приоритетами

В современных условиях, в отличие от эпохи индустриализации, существенно сложнее предугадывать будущие перспективные направления развития национальной экономики. Наконец, принципиальным фактором, способным повлиять на характер проводящейся экономической политики, стал процесс глобализации и расширения хозяйственных связей, приводящий к обострению процессов конкуренции уже не на национальном, а на глобальном уровне.

В подобных условиях, несомненно, акцент должен переноситься на решение вопроса о повышении конкурентоспособности национальных производителей, создании возможностей для равной конкуренции отечественных компаний с более крупными и более опытными иностранными конкурентами.

Раскрывая особенности подходов к реализации промышленной политики на современном этапе, необходимо подчеркнуть, что многие авторы, поддерживая идею проведения промышленной политики в условиях России, подчеркивают специфичность экономической ситуации в стране и обусловленность проведения активной промышленной политики именно особенностями российской экономики. Так, одной из причин более активной роли государства в регулировании экономических процессов в Российской Федерации называют то обстоятельство, что экономический кризис «особенно сильно затронул страны с не вполне самостоятельной экономической политикой, страны максимально открытые внешним рынкам и не отличающиеся высокой диверсификацией производства» [5].

С точки зрения представителей бизнес-сообщества, промышленная политика должна предполагать выделение приоритетных отраслей; создание равных условий конкуренции для отраслей и продуктов, получивших высокий приоритет; четкую публичную стратегию по созданию, развитию и приватизации корпораций с государственным участием; разумную налоговую политику; международную политику, основанную на учете экономических интересов партнеров [5].

Без маркетинга стратегия неполная

Поскольку современное экономическое развитие является чрезвычайно стремительным и динамичным и современные рынки в большей степени являются рынком покупателя, а не продавца, то при реализации промышленной политики должны учитываться изменения в потребительском спросе и, следовательно, могут использоваться стандартные методы, применяемые в корпоративном управлении. В частности, по мнению А.Г. Комарова, в основу развития стратегии промышленности важно положить маркетинговый подход к формированию промышленной политики [4]. Такой подход представляется нам рациональным, поскольку позволяет ориентировать промышленные предприятия, получающие государственную поддержку, на выпуск востребованной рынком продукции.

Очевидно, изменение условий конкуренции на современном рынке, переход развитых стран к постиндустриальной стадии развития, будет предполагать существенную трансформацию методов реализации промышленной политики. Большее значение в таких условиях приобретают механизмы и методы, способствующие активизации возможностей бизнеса. Это должно предполагать:

• консенсус в реализации частных и государственных интересов, создание лучших условий для развития предпринимательства;

• акцент на косвенные методы регулирования, способствующие повышению конкурентоспособности производства национальных производителей.

Обратимся к зарубежному опыту

Принципиально важно учитывать мировой опыт, прежде всего в части реализации промышленной политики, направленной на поддержку современных, высокотехнологичных сегментов экономики.

На наш взгляд, наиболее успешным опытом в этом плане обладают восточноазиатские государства.

Отдельные элементы промышленной политики использовали и некоторые восточноевропейские страны.

Реализация промышленной политики за рубежом в современных условиях, как правило, характеризуется:

• выделением ключевых отраслей и сегментов производств, перспективных для экономического развития страны либо с точки зрения будущего потенциала роста, либо с точки зрения критерия стратегической важности (Китай, Южная Корея и др. страны);

• акцентом на целесообразности развития высоко-технологичных производств;

• формулировкой задачи сглаживания структурных диспропорций в развитии страны;

• созданием льготных условий для привлечения иностранных инвестиций в избранные отрасли и виды деятельности;

• частичной защитой на некоторых этапах внутреннего рынка за счет таможенных пошлин и административных ограничений;

• использованием на некоторых этапах реализации промышленной политики прогнозирования и по сути индикативного планирования экономики;

• приоритетом в использовании на более поздних этапах реализации промышленной политики мягких методов управления, нередко заимствованных из сферы бизнеса, направленных на обеспечение роста конкурентоспособности производства в приоритетных отраслях.

В Российской Федерации государственная поддержка особенно важна для развития инновационных производств. Опыт показывает, что принципиальную роль в реализации конкурентных преимуществ играют такие факторы, как вертикальная интеграция; сервис, подстраивающийся под изменяющийся потребительский спрос; постоянные инновации; управление эффективностью производства; значительные масштабы деятельности.

Вывод

Для интенсификации развития инновационных сегментов экономики принципиально наличие платежеспособного спроса, доступного финансирования и инфраструктуры, квалифицированных кадров, комфортного налогообложения, защищенности прав собственности и отсутствие административных барьеров.

Очевидно, необходима последовательная работа по созданию таких условий в рамках национальной экономики. Зарубежный опыт показывает, что модернизационный рывок предполагает территориальную локализацию наилучших условий инвестирования и ведения бизнеса: создание бизнес-оазисов – индустриальных центров и технопарков. Государство может локализовать наилучшие условия, создавая «зонтики» поддержки.


Страница обновлена: 02.05.2024 в 07:57:43