Затепякин Олег Аркадьевич – профессор кафедры менеджмента и отраслевой экономики, доктор экономических наук (Сибирский государственный индустриальный университет)
Ясинский Дмитрий Юрьевич – аспирант кафедры менеджмента и отраслевой экономики. главный специалист дирекции по информационным технологиям ООО «РУК» (Сибирский государственный индустриальный университет Общество с ограниченной ответственностью «Распадская угольная компания»)
В рассматриваемой статье авторами предлагается анализ и критика компетентносного содержания профессионального практикоориентированного явления «World Skills», а также паспорта формирования компетенций выпускников ВУЗов. В первой части авторы анализируют информационное наполнение регламентирующего документа чемпионата по стандартам «World Skills» под названием «Техническое описание компетенции» и существующий вариант «Skills Passport». Авторы определяют компетенцию как готовность и стремление к определенному виду деятельности, из которых вытекает способность человека к реализации знаний и умений для эффективных трудовых действий в конкретной профессиональной среде, и делают выводы о том, что существующее техническое описание: определяет компетенцию как профессиональный навык; отождествляет понятие квалификации работника с его компетенцией и т.д. Отмечается то, что Skills Passport по версии «World Skills Russia» является суммарным отражением содержания вышеупомянутого технического описания. По мнению авторов, категория «компетенция» определяется участниками движения «World Skills Russia» как результат практической демонстрации навыков, основанный на применении ограниченного объёма знаний и умений, которыми обладает индивид, достаточного для реализации поставленной трудовой задачи. В данном случае прослеживается попытка формирования требований к качеству рабочей силы, не используя категорию «компетенция». Во второй части статьи предлагается содержательный анализ паспорта формирования компетенций выпускников ВУЗов на конкретном примере. Делается заключение о том, что в данном случае присутствует категорийное несоответствие подчинённости понятий «компетенция», зафиксированное в ФГОС (в контексте образовательного процесса) и предлагаемого авторами (в условиях существования человека в процессе труда). В действующем ФГОС компетенция не рассматривается в удельно-весовом состоянии, что не предполагает её цифрового содержания. Отмечается отсутствие математической формализации компетентностной составляющей, которая бы позволила привести к зарождению дискретного состояния оценки качества рабочей силы, как одного из важнейших аспектов развития цифровой экономики.
Tel : +7 495 648 6241
Fax : +7 495 648 6241
E-mail : info@idbg.ru
Address : 101000, Москва. ул. Мясницкая, д. 13, стр. 2
Сейчас у нас проходит акция - издание научной монографии стоит всего 15 т.р.
Подробнее