Управление социально-экономической эффективностью инновационной образовательной системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров

Аксенова Е.И.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (75), Март 2013

Цитировать:
Аксенова Е.И. Управление социально-экономической эффективностью инновационной образовательной системы профессиональной подготовки квалифицированных кадров // Креативная экономика. – 2013. – Том 7. – № 3. – С. 42-46.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=18963469

Аннотация:
Представлен авторский подход к классификации методик оценки эффективности деятельности структурных элементов инновационной образовательной системы; охарактеризована методология оценки социально-экономической эффективности инновационной образовательной системы; выявлены и систематизированы социально-экономические факторы и риски, влияющие на экономическую эффективность инновационной образовательной системы; разработаны рекомендации по повышению социально-экономической эффективности инновационной образовательной системы.

Ключевые слова: профессиональное образование, кадровый потенциал, интеллектуальные ресурсы, инновационная образовательная система, стратегический менеджмент в образовании, управление социально-экономической эффективностью

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Мониторинг социально-экономической эффективности развития социальной отрасли является одной из ключевых задач управления государственной системой. Существуют разные подходы к управлению социально-экономической эффективностью.

Откуда исходит эффект?

В связи с поэтапным переходом управления государственной системой на программно-целевой метод управление эффективностью стало обязательным разделом целевых программ начиная с 2000 года (Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2005 № 239 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»). Суть управления эффективностью состоит в определении группы ключевых показателей, индикаторов, позволяющих определить достигнуты ли контрольные значения по развитию того или иного объекта. В качестве этих показателей в зависимости от характера программы могут выступать: показатели бюджетной эффективности, отражающие соотношение финансового результата (экономия бюджетных средств, дополнительные поступления налогов и платежей в бюджет города и другие показатели) и затрат из бюджета города, связанных с реализацией программы; показатели экономической эффективности в виде прироста объема производства продукции и оказания услуг; показатели экологической эффективности, отражающие снижение степени негативного воздействия различных факторов на окружающую среду, на здоровье населения; показатели социальной эффективности, то есть уровень и качество жизни через удовлетворение материальных, духовных, социальных потребностей населения города или отдельных его групп.

Методология оценки социально-экономической эффективности инновационной образовательной системы включает принципы проведения оценки; методы проведения оценки; систему показателей для проведения оценки, порядок проведения. Целью проведения оценки социально-экономической эффективности инновационной образовательной системы является формирование эффективной системы, увеличение вклада в социально-экономическое развитие национальной инновационной системы и повышение эффективности принятия управленческих решений.

Принципы оценки социально-экономической эффективности инновационной образовательной системы: комплексность, программность, целесообразность, контролируемость, эффективность, результативность, устойчивость результатов, измеримость.

Направления оценки социально-экономической эффективности инновационной образовательной системы строятся на основе анализа эффектов: экономического, научно-технического, финансового, ресурсного, социального, образовательного. Система показателей оценки социально-экономической эффективности инновационной образовательной системы включает девять направлений (структура ИОС; конкурентоспособность на мировом рынке и в масштабах национальной инновационной системы; кадровый потенциал инновационной образовательной системы; мировое и национальное признание; финансовая и экономическая устойчивость; влияние на социально-экономическое развитие; ресурсная обеспеченность; социально-экономическая, технологическая и инновационная интеграция; качество функционирования инновационной образовательной системы), 25 групп показателей и 116 показателей. Отобранные показатели позволяют оценить эффективности функционирования инновационной образовательной системы как структурного элемента НИС.

Решения по направлениям

Порядок проведения оценки социально-экономической эффективности инновационной образовательной системы предлагается следующий:

1. Оценка эффективности инновационной образовательной системы учитывается федеральными органами исполнительной власти при подтверждении типа образовательного учреждения, а также формировании перечня научных учреждений и организаций предпринимательского типа в инновационной образовательной системе; оптимизации сети структурных элементов инновационной образовательной системы; формировании плана финансирования структурных элементов инновационной образовательной системы из средств государственного бюджета; мониторинга эффективности реализации комплекса мер по реформированию системы профессионального образования.

2. Оценка эффективности инновационной образовательной системы проводится на основе утвержденной Министерством образования и науки РФ методики оценки эффективности инновационной образовательной системы.

3. Оценка эффективности инновационной образовательной системы проводится не реже одного раза в год.

4. Оценка эффективности инновационной образовательной системы осуществляется на основании системы показателей по направлениям: Структура инновационной образовательной системы; Конкурентоспособность на мировом рынке и в масштабах национальной инновационной системы; Кадровый потенциал инновационной образовательной системы; Финансовая и экономическая устойчивость; Влияние на социальное развитие национальной инновационной системы; Ресурсная обеспеченность инновационной образовательной системы; Качество функционирования инновационной образовательной системы; Мировое и национальное признание; Социально-экономическая, технологическая и инновационная интеграция инновационной образовательной системы.

5. Оценка эффективности инновационной образовательной системы осуществляется специальной Комиссией, созданной и утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ. В состав Комиссии входят независимые эксперты, имеющие компетенции в области образования, науки, коммерциализации, а также представители реального сектора экономики, органов исполнительной власти. В целях осуществления деятельности Комиссии утверждается положение об их деятельности Министерством образования и науки РФ. В целях оптимизации деятельности Комиссии могут быть созданы Рабочие группы, осуществляющие оценку эффективности инновационной образовательной системы, распределенные по типам структурных элементов системы.

6. По итогам проведения оценки составляется заключение по оценке эффективности инновационной образовательной системы. Заключение передается в Министерство образования и науки РФ.

7. Результаты оценки используются для принятия управленческих решений по оптимизации инновационной образовательной систем и корректировке направлений развития национальной инновационной системы.

Вывод

Таким образом, разработанные рекомендации по повышению эффективности инновационной образовательной системы можно классифицировать следующим образом:

1. Стратегия формирования и последующего развития.

2. Управление инновационной образовательной системой.

3. Связи и взаимоотношения участников инновационной образовательной системы.

4. Развитие структурных элементов инновационной образовательной системы (образования и науки, государства и бизнеса).


Источники:

1. О`Лири Д. Управление корпоративными знаниями [Текст] // Открытые системы, 1998. № 4.
2. Захаров П.Н. Синергия стратегии развития современного российского университета [Текст]. – Владимир: Изд-во ВГПУ, 2007.
3. Государственная политика в области формирования национальной инновационной системы: проблемы и решения [Текст]. – М.: ИПРАН РАН, 2008.
4. Ицковиц Г. Тройная спираль. Университеты – предприятия – государство. Инновации в действии [Текст]. – Томск, 2011.

Страница обновлена: 29.03.2024 в 09:57:51