Гуманизация образования студентов технических направлений в Польше

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Статья описывает методы гуманизации технического образования в Польше.
Авторы подчеркивают важность объединения гуманитарных и общественных наук в процессе обучения будущих технократов, а также приводят примеры сочетания обучения компьютерным наукам и искусству, возможности сотрудничества между представителями технических и гуманитарных наук при подготовке новой учебной программы.
Кроме того, отмечается необходимость использования в программах элементов, представляющих технические достижения гуманистического обучения.

Ключевые слова:

гуманизация, техническое образование
Цитировать публикацию:
Гуманизация образования студентов технических направлений в Польше – С. 208-217.

Gumanizatsiya obrazovaniya studentov tekhnicheskikh napravleniy v Polshe. , 208-217. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




После того, как в 1989 году в Республике Польша произошли изменения социального строя, страна вступила в период трансформации политической системы. На смену прежней системе, в которой государство было единственным организатором всех социальных и экономических процессов, пришла система рыночной регуляции экономических процессов. Политический плюрализм и приватизация фундаментально изменили как политическую сцену, так и условия функционирования экономики [1].

В новой ситуации сделалась возможной приватизация образования на всех уровнях. За короткое время в Польше возникло большое количество частных общеобразовательных и высших учебных заведений. Развитие этого сегмента образования явилось величайшим успехом. В настоящее время в Польше в 458-ми учебных заведениях – 132-х публичных и 326-ти непубличных, получает образование почти 2 миллиона студентов (в 1990 году было приблизительно 400 тысяч студентов), что дает Польше один из самых высоких в мире показателей сколяризации, а также самое большое количество учебных заведений в Европе [2].

Таблица 1

Динамика роста количества высших учебных заведений в Польше

Учебный год
Общее количество высших учебных заведений
Непубличные высшие учебные заведения
1992/93
124
18
1995/96
179
80
2000/2001
310
195
2005/2006
445
315
2008/2009
458
326
Источник: www.mnis.gov.pl, 1.08.2011.

Это количественное изменение произошло без затрат со стороны государства и было финансировано за счет частных средств основателей непубличных учебных заведений. Таким образом, динамическое развитие непубличного образования свидетельствовало об огромных нуждах в области университетского образования в Польше после 1989 года. Следует также подчеркнуть, что в этом секторе появилось большое количество рабочих мест, связанных с обслуживанием дидактического процесса. В этом секторе работает почти 17 тысяч научных работников [3], а также большое количество административных и лабораторных работников, информатиков и специалистов по PR. Были построены и отлично оснащены современные дидактические здания, аудитории, лаборатории. Появился целый ряд новаторских форм и направлений обучения, таких как e-learning, биоинформатика и даже танец.

В секторе непубличного образования большинство представляют собой учебные заведения, дающие образование на первом уровне обучения (бакалавриат). Многие из них имеют право давать образование второго уровня обучения (магистратура). Некоторые из них предоставляют возможность обучения в аспирантуре (Phd), и только некоторые имеют право проведения процедуры, связанной с присвоением самого высокого в Польше ученой степени – доктора наук [4]. В числе самых лучших непубличных учебных заведений можно перечислить такие, как: Польско-Японский Институт Компьютерных Технологий, Институт Менеджмента в Варшаве, Академия Леона Козьминского. Процесс получения разрешения на открытие учебного заведения на определенном уровне регулируется законом и положениями Министра науки и высшего образования. Учебные заведения обязаны отвечать определенным требованиям, связанным с трудоустройством научных работников, осуществлением стандартов по программам, установленных в 2007 году для всех направлений и уровней образования5, а также требованиям, связанным с проведением дидактической и научной деятельности.

По статистическим данным Министерства науки и высшего образования «в настоящее время в Польше студенты получают образование по более чем 200-м направлениям, в том числе уникальным, а также по макронаправлениям. Самое большое количество студентов учится на экономических и административных факультетах – 23%, общественных – 13,9%, педагогических – 12%, гуманитарных – 8,8%, инженерно-технических – 6,8%, медицинских – 5,8%, информационных – 4,9%, услуг для населения – 3,7%, юридических – 3,1% и охраны окружающей среды– 1,4% (категория «остальные факультеты» – это 16,4%)» [5].

Таблица 2

Студенты в соответствии с формой обучения


Общее количест-во
В том числе женщины
Форма обучения
стационарная
нестационарная
общее количест-во
в т.ч. женщины
общее количест-во
в т.ч. женщины
Общее количество
1 927 762
1 098 351
928 133
520 026
999 629
578 325
Публичные ВУЗ-ы
1 268 366
708 178
807 615
449 039
460 751
259 139
Непубличные ВУЗ-ы
659 396
390 173
120 518
70 987
538 878
319 186
Источник: http://www.nauka.gov.pl/szkolnictwo-wyzsze/dane-statystyczne-o-szkolnictwie-wyzszym/, 1.08.2011.

Таблица 3

Набор студентов на 2009/2010 учебный год


I-й степени
II-й степени (магистр)
Общее количество
итого
в т.ч. стацио-нарное
итого
в т.ч. стацио-нарное
итого
в т.ч. стацио-нарное
Итого
436 732
242 147
138 631
43 710
575 363
285 857
Публичные ВУЗ-ы
303 632
216 393
95 646
41 619
399 278
258 012
Непубличные ВУЗ-ы
133 100
25 754
42 985
2 091
176 085
27 845
Источник: http://www.nauka.gov.pl/szkolnictwo-wyzsze/dane-statystyczne-o-szkolnictwie-wyzszym/, 1.08.2011.

1 октября 2011 года вступил в силу закон, реформирующий высшее образование в Польше. Его основной предпосылкой было повышение конкурентоспособности дидактического предложения, а также приведение польской системы высшего образования в соответствие со стандартами ЕС. Кроме этого, существенным элементом реформы является изменение прежней структуры набора студентов, ведущее к увеличению количества студентов на факультетах точных и технических наук. Этому способствует введение особой стипендиальной системы для студентов этих факультетов, а также поддержка создания таких факультетов в высших учебных заведениях. Действия, предпринятые ранее Министерством науки, способствовали повышению интереса к точным и техническим наукам среди студентов. По данным за июль 2011 года, касающимся набора на I год (курс) обучения, самыми популярными направлениями являются: управление, строительство, педагогика, юриспруденция, информатика, экономика, финансы. На более отдаленных местах оказались филологические науки, журналистика, туризм, геодезия, биотехнология. Впервые самыми популярными стали технические высшие учебные заведения [6].

Популярность технических направлений связана со спросом на специалистов в области точных и технических наук, у которых после окончания ВУЗ-а нет проблем с нахождением работы как в Польше, так и за ее пределами. Программы технических ВУЗ-ов, установленные на базе стандартов Министерства Науки от 2007 года, содержат предметы из сферы общественных и гуманитарных наук в той том соотношении, которое зависит от направления обучения. Кроме этого, свыше 30 % предметов из программы высшего образования ВУЗ-ы разрабатывают самостоятельно для того, чтобы обеспечить самый высокий уровень подготовки будущих специалистов.

В Польше программы обучения I степени (бакалавриат) как правило распределены на 3 года (в гуманитарных ВУЗ-ах и в большинстве случаев обучения точным наукам), а также на 3,5-4 года в случае технических ВУЗ-ов (несколько иначе выглядит ситуация в медицинских высших учебных заведениях). Программа обучения, завершающаяся получением титула магистра, длится, как правило, 2 года.

В программах технических ВУЗ-ов находятся гуманитарные предметы и предметы из области общественных наук, а, кроме этого, студенты получают знания, касающиеся защиты интеллектуальной собственности. Высшее учебное заведение принимает решение о том, какой набор знаний передается студентам в процессе преподавания тематических блоков. Кроме этого, приблизительно 30% в программах обучения – это те занятия, которые студент выбирает самостоятельно из того количества предметов, которые представлены в программе обучения. Таким образом, в зависимости от индивидуальных интересов студент частично сам составляет себе программу обучения, в которой предметы из области общественных и гуманитарных наук присутствуют в разных соотношениях.

Введенные в 2007 году стандарты обучения, как правило, не определяют конкретных названий предметов, оставляя этот выбор за высшими учебными заведениями. В то же время они определяют минимальное количество часов гуманитарных предметов для технических ВУЗ-ов в размере как минимум 60 часов на приблизительно 2000 часов в случае обучения I степени (бакалавриат / инженерное обучение). Кроме этого, во всех программах обучения I степени обязательными являются занятия по защите интеллектуальной собственности и по гуманитарным предметам, таким как философия, социология, элементы истории или политологии. В случае технических учебных заведений это – чаще всего – занятия по управлению, маркетингу, предпринимательству. Целью этих занятий является обратить внимание на уравновешенное развитие и холистический взгляд на окружение. В программных предпосылках заложено ознакомление будущих инженеров с различными последствиями развития техники (например, общественными, экологическими), а также показ исторической целостности развития человеческой цивилизации. Существенную роль в процессе образования играет также обучение иностранным языкам, а в особенности английскому языку. В программе высшего образования на всех не филологических направлениях в качестве минимального уровня предусматривается 120 часов занятий по иностранному языку. Во многих гуманитарных ВУЗ-ах обязательным является изучение второго по выбору иностранного языка. Знание иностранных языков является особо важным в связи с процессами глобализации, в связи с членством Польши в Европейском Сообществе и возможностями работы во всей Европе.

Технические ВУЗ-ы должным образом оценивают значение гуманизации образования и предлагают своим студентам различные расширенные методы получения знаний в области иностранных языков, а также общественно-культурных предметов отдают [7]. Эти цели осуществляются, например, посредством участия в программе Erazmus. В рамках этой программы студенты могут продолжать обучения в европейских учебных заведениях тех стран, которые тоже участвуют в этой программе. Участие в программе обусловлено выполнением учебным заведением целого ряда требований, в том числе касающихся качества образования, возможности участвовать в занятиях, проводимых на английском языке, обеспечения опеки, предоставляемой принимаемым студентам [8]. Осуществление программы предоставляет возможность принять единый принцип оценки изучаемых предметов в зачетных единицах, так называемой системы ECTS, устанавливающей количество зачетных единиц, необходимых для того, чтобы зачесть семестр или учебный год. Положительные результаты участия в такой программе необычайно важны для студента. К ним можно отнести повышение языковой компетенции, ознакомление с новыми системами образования, ознакомление с политическими и экономическими реалиями и культурой страны пребывания.

Элементом гуманитаризации точных направлений является также участие студентов в культурной жизни страны. В Польше существует традиция культурного студенческого движения, в особенности это касается музыки и развлекательных программ. Еще в период соцреализма в Кракове организовывался Фестиваль студенческой песни, а в Свиноустье Артистический Фестиваль Студенческой Молодежи. Во многих академических центрах существовали музыкальные коллективы, в том числе хоры, ансамбли народного танца, студенческие театры. В них принимали участие студенты разных учебных заведений и факультетов, которых объединяли артистические интересы. В период соцреализма зачастую это была единственная возможность выразить своё мнение в обход официальной идеологической цензуры. Одновременно в этот же период особое внимание уделялось идеологическому просвещению студенческой молодежи. Во всех высших учебных заведениях и на всех факультетах преподавались идеологические предметы. В зависимости от периода развития страны [9], количество этих предметов на технических направлениях было разным. В период сталинизма в Польше (1945 – 1956 гг.) очень сильной была идеологизация всего государства в целом, отсюда в программах высшего образования очень много говорилось об идеологии, о социализме, марксистской философии, идеях Сталина. После 1956 года уровень идеологии в программах ВУЗ-ов значительно понизился. С 1968 года в программы всех направлений высшего образования были включены политические науки также в качестве идеологического предмета, укрепляющего соцреализм. Однако в зависимости от дидактического центра и преподавателей, эти занятия очень часто превращались в дискуссии на политические темы, дискуссии о демократии, настоящей свободе, в большой степени вызывая критические настроения по отношению к тогдашнему социальному строю.

В настоящее время, спустя 20 лет после трансформации политической системы, большинство польских студентов во время учебы поступает на работу и стремится к тому, чтобы получить как можно лучшую профессиональную подготовку, что, в свою очередь, даст им хорошую стартовую позицию на сложном рынке труда. Поэтому деятельность студентов, выходящая за рамки учебы, весьма ограничена. Это порождает опасность очень узкого образования очередных поколений специалистов. Очевидным является факт, что отсутствие интереса к культуре, искусству, истории и политике не восполнят академические занятия. Тем не менее, они в состоянии разбудить такого рода интерес, и что самое важное – обратить внимание на разнообразные последствия развития техники, к которым относятся не только непосредственные изменения, связанные с новыми открытиями или техническими новинками. Косвенные последствия связаны как с общественными изменениями, вызванными развитием различных применений интернета, так и с изменением способа выполнения работы и необходимостью научиться эффективной профессиональной деятельности попеременно с отдыхом для того, чтобы избежать профессионального выгорания и прочих отрицательных последствий, таких как, к примеру, все более заметного у молодых работников трудоголизма, который – в случае, если длится продолжительное время, может вызвать целый ряд негативных явлений.

Кроме этого, избыточное сосредоточение на процессе обучения и решении исключительно профессиональных проблем, вызывает своеобразные проблемы, связанные с общением – весьма характерное явление среди информатиков. Поэтому все чаще в программах технических направлений высшего образования, появляются занятия, во время которых студенты учатся писать профессиональное резюме, организовывать само трудоустройство, а также подготавливать необходимые документы. Оценить необходимость холистического развития будущих технократов путем развития, в том числе так называемых мягких компетенций, таких как умение межличностного общения, борьба со стрессом, коммерциализация собственных достижений – это также одна из обязанностей технических высших учебных заведений.

Занятия такого рода были по достоинству оценены, в том числе и самими студентами. В печатном органе Краковского Политехнического Института «Nasza Politechnika» студенты оценивают программу гуманизации учебного процесса следующим образом: «Привлекательность образования повышают занятия в гуманитарных модулях, которые включают в себя интерперсональную коммуникацию, методику учебного процесса, само презентацию, а также вопросы со схожей тематикой. Будучи людьми, которые заботятся о собственном имидже и хотят получить признание в глазах будущего работодателя, мы решили принять участие в занятиях, организованных Центром Педагогики и Психологии. Гуманизация технического обучения приносит пользу. Мы осознаем тот факт, что инженер должен обладать не только обширными знаниями в области математики, физики, сопротивления материалов и других точных наук. По нашему мнению, гуманитарный элемент является весьма существенным на инженерных факультетах, поскольку он привносит в учебный процесс равновесие и гармонию, дает будущим инженерам возможность оторваться от сухих цифр, графиков и уравнений и совершить путешествие в глубину самого себя. Благодаря таким модулям, как методика учебного процесса, мы могли познакомиться с различными техниками усвоения знаний, что нам, несомненно, пригодится в процессе последующего образования, а, кроме этого, – может быть даже во время профессиональной деятельности, поскольку, как известно, человек учится всю свою жизнь. На занятиях по интерперсональной коммуникации мы получили большое количество информации из области психологии и социологии, а, отвечая на вопросы различных тестов, очень многое узнали о самих себе. Мы убеждены, что полученные знания и приобретенные умения, несомненно, пригодятся нам в нашей профессиональной карьере. Мы считаем, что эти занятия не только очень интересны, но, прежде всего, весьма необходимы как в процессе обучения, так и во время профессиональной деятельности. Они дали нам возможность посмотреть на себя и на наших однокурсников и однокурсниц с несколько другой перспективы. По нашему мнению, инициатива гуманизации процесса высшего технического образования при помощи введения в программу обучения гуманистических модулей в нашем учебном заведении приносит ощутимую пользу» [10].

В связи с изменениями, произошедшими в системе высшего образования, а также в связи с новеллизацией Закона о высшем образовании в настоящее время идут работы по внедрению системы Национальных Рамок Квалификации [11], которая сделает возможным приравнять дипломы европейских высших заведений к дипломам польских высших заведений. Кроме этого, система даст ВУЗ-ам возможность более самостоятельно составлять программы обучения. Ректоры технических ВУЗ-ов отдают себе отчет в весомости гуманизации образовательных программ технического обучения, а в нынешних условиях, с учетом большего влияния на формирование программ обучения, они могут вводить элементы гуманизации в эти программы. Гуманизация технических ВУЗ-ов уже является элементом обучения, вводимым в современных, лидирующих мировых учебных заведениях и эффективно участвует в образовании кадров инженеров будущего поколения. Поэтому следовало бы как можно скорее приступить к внедрению соответствующей организованной системы процесса образования во всех ВУЗ-ах [12].

Вторая сторона этого же вопроса, по мнению авторов, – это действия в пользу технизации гуманитарных направлений обучения. Выпускники гуманитарных ВУЗ-ов очень часто не имеют базовых знаний, касающихся работы технического оборудования и приборов, производственных систем и методов изготовления чего-либо. В работе филологов, юристов, педагогов, историков и природоведов очень часто можно встретиться с проблемами, связанными с применением технического оборудования, использование которых является необходимым в процессе текущей работы гуманитариев. По этой причине необходимым является введение в программу – наряду с обязательным изучением основ информатики – элементов технических знаний в базовом практическом объеме.

«Это позволило бы установить сотрудничество в вышеупомянутой области между техническими и гуманитарными ВУЗ-ами, а также взаимно дополнить программы образования» [13]. Это, в свою очередь, могло бы привести к истинно холистическому развитию и лучшей подготовке к работе как технарей, так и гуманитариев.

Интересную деятельность в этой области проводит Польско-япон­ский институт компьютерных технологий в Варшаве, который подготавливает не только отличных информатиков по многим специальностям, но и проводит занятия на факультете культуры Японии и искусства новых средств массовой информации. По причине специфики этого учебного заведения, популяризация знаний о Японии в Польше является одним их первейших приоритетов. В этом учебном заведении проводятся занятия и презентации, касающиеся культуры и искусства Японии, занятия по японскому языку. Студенты технических факультетов могут воспользоваться богатым предложением занятий, мастер-классов и проектов, рамки которых выходят далеко за пределы типичных занятий для студентов. Кроме этого, ВУЗ пользуется многочисленными научными и профессиональными грантами, дающими студентам возможность получать различные компетенции, в том числе в сфере само презентации, управления сменой, анализа SWOT. В рамках института был создан Художественный лицей, основным профилем которого является изобразительное искусство на базе компьютерных технологий, что является очень интересным совмещением образования в области информатики и искусства [14].

Кроме этого, также факультет «искусство новых средств массовой информации» был создан с целью обучения художников в области информационной техники. В описании этого факультета можно прочесть: «Польско-японский институт компьютерных технологий и Художественная академия в Варшаве заявили о своем намерении сотрудничества и создали новый факультет под названием Искусство Новых СМИ. В масштабе страны это единственный в своем роде факультет, который объединяет художественные умения студентов с их умениями в области использования компьютерных технологий. (…) Учебные заведения решили совместно заполнить пробел на рынке образования и подготовить выпускников, имеющих базовые знания в области изобразительного искусства и свободно пользующихся компьютерным оборудованием. Опыт доказывает, что как студенты художественных ВУЗ-ов, так и студенты технических ВУЗ-ов чувствуют потребность в занятиях, которые, с одной стороны, дали бы будущим инженерам основы художественного образования, а с другой стороны, позволили бы студентам художественных ВУЗ-ов использовать основной инструмент XXI столетия, каким является компьютер» [15].

Интересным соединением является также программа обучения II степени в области общественной информатики, адресованная выпускникам факультетов гуманитарных и общественных наук. «Программа обучения была разработана с мыслью о выпускниках I ступени обучения (бакалавриат) факультетов гуманитарных и общественных наук (…), выпускниках факультетов экономии, социологии, маркетинга, психологи, культурологии и журналистики. Выпускники получают титул магистра информатики и могут найти работу, в том числе в маркетинговых фирмах, использующих современный интернет-маркетинг, в фирмах, занимающихся социальными исследованиями, в фирмах e-commerce, a также в средствах массовой информации и в информационных порталах.

Объединение знаний из области общественных наук и информатики предоставит возможность самым творческим выпускникам открыть собственные фирмы, предлагающие интернет-услуги. Успех в такого рода проектах ожидает истинных общественных инноваторов, умеющих объединять технические знания с идеями и знаниями об общественных нуждах. Для них получение высшего образования в области общественной информатики является наилучшим выбором» [16].

Описанные примеры действий указывают на заинтересованность будущих технократов в участии в занятиях, которые гуманизируют направление их обучения. Кроме этого, они указывают на то, что будущее обучения лежит в холистическом подходе к академическому образованию, а также в создании возможности объединения разнообразных областей знаний без обязательного прежде, сужающего рамки образования выбора, установленного стандартом направления высшего образования.

[1] More look: E. Sawa-Czajka, System polityczny RP 1989-2010 (wybrane problemy), Krasnystaw2010, M. Murat, Społeczeństwo polskie w okresie transformacji europejskiej- wstępna analiza zagrożeń, (W:), Zamojskie studia prawno-ekonomiczne, Zamość 2000, s.137-148; M. Dudek, Poradnictwo psychologiczno-pedagogiczne w kontekście zmian edukacyjnych w Polsce, (W:) Pedagogia na dziś, Stalowa Wola 2007, s. 208-214.

[2] More look: www.mnis.gov.pl, 1.08.2011.

[3] http://www.nauka.gov.pl/szkolnictwo-wyzsze/dane-statystyczne-o-szkolnictwie-wyzszym/, 1.08.2011.

[4] Научная степень доктор наук существует только в некоторых европейских странах, в основном –посткоммунистических, в большинстве своем, за исключением Польши, не является обязательной.

[5] http://www.nauka.gov.pl/szkolnictwo-wyzsze/dane-statystyczne-o-szkolnictwie-wyzszym/, 1.08.2011.

[6] http://www.studia.net/o-kierunkach-studiow/3533-najpopularniejsze-kierunki-studiow-2011, 2.08.2011.

[7] Musimy zmienić pogląd na to, kogo kształcimy, http://www.up.krakow.pl/konspekt/16/gosc16.html, 8.08.2011.

[8] Also look: www.erazmus.org.pl, 9.08.2011.

[9] O kryzysach społeczno-politycznych realnego socjalizmu patrz: E. Sawa-Czajka, Przesilenia i zwroty w dziejach społeczno-politycznych PRL, (W:) Z problemów nauczania historii najnowszej,Lublin 1987.

[10] M. Durlak, Ł. Dusza, M. Filipowski, A. Frosik, M. Głąb, B. Gomuł, M. Turkot, Humanizacja studiów technicznych niesie korzyści, „Nasza Politechnika”, nr 7/2010.

[11]http://www.nauka.gov.pl/finansowanie/fundusze-europejskie/program-operacyjny-kapital-ludzki/krajowe-ramy-kwalifikacji/, 9.08.2011.

[12] A. Samek, Humanizacja studiów, http://www.forumakad.pl/archiwum/2001/12/artykuly/10-za-humanizacja_studiow.htm, 8.08.2011.

[13] Ibidem

[14] http://www.liceumplastyczne.pjwstk.edu.pl/, 9.08.2011.

[15] http://www.pjwstk.edu.pl/?strona=1678, 9.08.2011.

[16] http://www.pjwstk.edu.pl/?strona=1785, 9.08.2011.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. More look: E. Sawa-Czajka, System polityczny RP 1989-2010 (wybrane problemy), Krasnystaw 2010.
2. M. Murat, Społeczeństwo polskie w okresie transformacji europejskiej- wstępna analiza zagrożeń, (W:), Za-mojskie studia prawno-ekonomiczne, Zamość 2000, s.137-148.
3. M. Dudek, Poradnictwo psychologiczno-pedagogiczne w kontekście zmian edukacyjnych w Polsce, (W:) Pedagogia na dziś, Stalowa Wola 2007, s. 208-214.
4. More look: www.mnis.gov.pl, 1.08.2011.
5. http://www.nauka.gov.pl/szkolnictwo-wyzsze/dane-statystyczne-o-szkolnictwie-wyzszym/, 1.08.2011.
6. http://www.nauka.gov.pl/szkolnictwo-wyzsze/dane-statystyczne-o-szkolnictwie-wyzszym/, 1.08.2011.
7. http://www.studia.net/o-kierunkach-studiow/3533-najpopularniejsze-kierunki-studiow-2011, 2.08.2011.
8. Musimy zmienić pogląd na to, kogo kształcimy, http://www.up.krakow.pl/konspekt/16/gosc16.html, 8.08.2011.
9. Also look: www.erazmus.org.pl, 9.08.2011.
10. O kryzysach społeczno-politycznych realnego socjalizmu patrz: E. Sawa-Czajka, Przesilenia i zwroty w dzie-jach społeczno-politycznych PRL, (W:) Z problemów nauczania historii najnowszej, Lublin 1987.
11. M. Durlak, Ł. Dusza, M. Filipowski, A. Frosik, M. Głąb, B. Gomuł, M. Turkot, Humanizacja studiów tech-nicznych niesie korzyści, „Nasza Politechnika”, nr 7/2010.
12. http://www.nauka.gov.pl/finansowanie/fundusze-europejskie/program-operacyjny-kapital-ludzki/krajowe-ramy-kwalifikacji/, 9.08.2011.
13. A. Samek, Humanizacja studiów, http://www.forumakad.pl/archiwum/2001/12/artykuly/10-za-humanizacja_studiow.htm, 8.08.2011.
Ibidem
14. http://www.liceumplastyczne.pjwstk.edu.pl/, 9.08.2011.
15. http://www.pjwstk.edu.pl/?strona=1678, 9.08.2011.
16. http://www.pjwstk.edu.pl/?strona=1785, 9.08.2011.