Ценностные ориентации студентов экономических специальностей

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
В статье рассматривается соотношение категорий «ценности» и «ценностные ориентации» с позиций различных авторов. Проведено исследование ценностных ориентаций по методикам М. Рокича и В. А. Петровского, студентов экономических специальностей. В исследовании проанализированы различия в ценностных ориентациях студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Коммерция (торговое дело)», «Экономика и управление на предприятии».

Ключевые слова:

ценности, ценностные ориентации, студенты экономических специальностей
Цитировать публикацию:
Ценностные ориентации студентов экономических специальностей – С. 72-85.

Tsennostnye orientatsii studentov ekonomicheskikh spetsialnostey. , 72-85. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Категории ценности и ценностные ориентации оправданно считают одной из самых сложных в психологии, поскольку они являются одновременно как мотивационным, так и когнитивным образованиями. Они детерминируют процесс познания человеком социального мира и в то же время осуществляют психическую регуляцию поведения человека в социальной среде.

Рассмотрим, каким образом соотносятся две категории: ценности и ценностные ориентации. В психологии ценности могут рассматриваться как элементы структуры сознания личности: интересы, убеждения и т. п. Так же их можно рассматривать и как элементы или явления жизни общества, анализируя с точки зрения того социального значения, которое им придается обществом в целом или социальной группой. С другой стороны, ценности выступают в преобразованном виде как мотив деятельности и поведения, так как ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей строго соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру.

Ш. Шварц и У. Билски предложили концептуальное определение ценностей, которое включает пять формальных признаков (Schwartz, Bilsky, 1987) [1]. Ценности – это понятие или убеждения (1), которые имеют отношение к желательным конечным состояниям или поведению (2), превосходят специфические ситуации (3), управляют выбором или оценкой поведения или событий (4) и упорядочены по относительной важности (5).

Данные авторы выделили содержательный признак ценности, подчеркнув, что основным аспектом содержания ценности является тип цели или мотивационное отношение, которое она выражает. При этом все ценности, в форме осознаваемых целей, направлены на удовлетворение трех универсальных человеческих потребностей:

1) потребности индивидов как биологических механизмов;

2) потребности координированного социального взаимодействия;

3) потребности, связанные с выживанием и благосостоянием социальной группы.

Все эти потребности удовлетворяются при реализации десяти различных мотивационных типов, которые образуются определенными ценностями личности. В свою очередь каждому мотивационному типу соответствует своя цель.

М. Рокич определяет ценности как «устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования» [2]. По его мнению, человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками:

  • истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности;
  • влияние ценностей прослеживается практически во всех важных социальных феноменах;
  • общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;
  • все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;
  • ценности системно организованы.
  • М. Рокич подчеркивает, что благодаря опыту ценности становятся фактом сознания. В этой связи следует отметить, что сама по себе природа опыта двойственна социальная и одновременно индивидуальная. В таком случае ценности тоже приобретают двойственный характер. Таким образом, мы сталкиваемся со сложной психологической особенностью ценностей: с одной стороны, они социальны, так как обусловлены опытом в связи с положением человека в обществе, системой социализации и воспитания, системой усвоенных им от окружения значений; с другой стороны они одновременно индивидуальны, в них сосредоточен неповторимый жизненный опыт этого человека, своеобразие его интересов и потребностей, его привычки.

    Анализ природы ценностей позволяет выявить их типы и категории. И только после этого становится возможным выявить объекты ценностных ориентаций личности. Ценности классифицируются индивидом и преобразовываются в некоторую субъективно отраженную в сознании индивидов иерархию, поскольку и однопорядковые ценности обычно представляют для членов социальных групп различную значимость.

    Ценности, объединенные в иерархию, являются важным элементом в структуре личности, создавая у человека предрасположение к определенному поведению и основания для его оценки. Иерархия ценностей состоит не только в том, что одними ценностями «низшими» иногда жертвуют ради других «высших», но и в том, что разные ценности обладают различной степенью общности, и одни являются конкретизацией других. Поэтому ценностные ориентации личности чаще рассматривается в связи с фактом реального поведения человека. При этом выделяют следующие главные моменты: 1) ценностная ориентация характеризует направленность и содержание социальной активности личности; 2) ценностная ориентация рассматривается как регулятор ее социального поведения.

    Таким образом, многие авторы (Б. Г. Ананьев, В. М. Вызова, H. A. Ки­риллова, А. Ф. Лазурский, A. C. Лебедев и В. И. Горбенко, В. Б. Ольшанский, М. Рокич, Н. С. Темиров) указывают, что в соответствии с усвоенными ценностями личность осуществляет выбор определенных социальных установок в качестве целей или мотивов конкретной деятельности в связи с особенностями конкретных ситуаций. Психологическое содержание ценностных ориентаций тесно связанно с мотивационно-потреб­ност­ной сферой личности.

    В литературе представлено достаточно много определений ценностных ориентаций. Иногда ценностные ориентации определяются как содержательная сторона направленности личности, или как разновидность отношений, встречается определение ценностей как системы фиксированных социальных установок ценностной материальной и духовной культуры, или как осознанных и принятых личностных смыслов. Но, безусловно, все авторы, так или иначе, говорят о том, что ценностные ориентации рассматриваются ими как осознанная и упорядоченная система ценностей человека, детерминирующая поведение человека. Рассмотрим более детально позиции ряда авторов на определение «ценности» и «ценностные ориентации» табл. 1.

    Таблица 1

    Определения понятий «ценности» и «ценностные ориентации» с позиций различных авторов


    Определения категорий
    Авторы

    ц
    е
    н
    н
    о
    с
    т
    и
    - элементы или явления жизни общества, анализируя с точки зрения того социального значения, которое им придается обществом в целом или социальной группой
    Г. М. Андреева, В. А. Бодров, В. М. Вызова, В. Г. Здравомыслов, К. Клакхон, В. Б. Ольшанский
    - мотив деятельности и поведения, так как ориентация человека в мире и стремление к достижению определенных целей строго соотносятся с ценностями, вошедшими в личностную структуру
    Б. С. Братусь, Л. C. Выготский,
    А. Н. Леонтьев, Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин, В. Франкл
    - понятия и убеждения, которые имеют отношение к желательным конечным состояниям или уповедению, превосходят специфические ситуации, управляют выбором или оценкой поведения или событий и упорядочены по относительной важности
    Ш. Шварц и У. Билски
    - устойчивые убеждения в том, что определенный способ поведения предпочтительнее с личной или социальной точки зрения, чем противоположный или обратный способ поведения
    М. Рокич
    Ценностные ориентации
    - наиболее обобщенные и иерархически организованные отношения личности к ценностям той культуры, в которой формировалась данная личность
    Н. С. Темиров
    - структурированная система обобщенных ценностных представлений, выражающая субъективное отношение личности к объективным еусловиям жизни
    A. C. Лебедев и В. И. Горбенко
    Касаясь вопроса критериев иерархии этой системы, Д. А. Леонтьев отмечает, что критерии ранжирования ценностных ориентаций индивидом неоднозначны – их предпочтение может быть обусловлено как его представлениями об их абсолютной значимости для общества, так и их субъективной актуальной важностью для него самого [3].

    Многие авторы в качестве крайне важного выделяют вопрос о генезе системы ценностных ориентаций. Анализируя психологическую литературу, можно выделить следующие подходы к определению генеза системы ценностных ориентаций табл. 2.

    Таблица 2

    Научные подходы к определению генеза системы ценностных ориентаций

    Содержание научного подхода
    Авторы
    в процессе воспитания, обучения и самостоятельного усвоения социального опыта в ходе включения субъекта в разнообразные виды деятельностей, преломления этого опыта через его индивидуально- психологические особенности
    Г. М. Андреева, В. А. Бодров, В. Г. Здравомыслов, В. Б. Ольшанский
    в результате осознания индивидом своих ценностей, их эмоционального принятия, логического обоснования, упорядочения
    Г. Олпорт, С. Л. Рубинштейн, В. В. Столин
    в ситуации самоопределения, когда совершается выбор, последствия которого будут иметь жизненно важное значение
    А. Н. Леонтьев

    Таким образом, ценностные ориентации являются важнейшим компонентом структуры личности, именно в ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии, и отражаются все следы внешних воздействий со стороны природы и общества. Усваиваемые в ходе формирования личности ценностные представления служат для индивида своеобразным эталоном, с которым он постоянно сопоставляет свои собственные интересы и личные склонности, испытываемые потребности и актуальное поведение. Следует особо подчеркнуть, что пространстве социальной коммуникации личности сами ценностные ориентации становятся объектом передачи социального и индивидуального опыта, тем самым становясь важным механизмом процесса ценностной регуляции и саморегуляции систем различного уровня – от личности и до общества.

    В исследовании участвовали три группы испытуемых, 99 студентов Самарского института (филиала) Российского торгово-экономического университета г. Самары:

    1 группа – 33 студента специальности 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»;

    2 группа – 33 студента специальности 080502 «Экономика и управление на предприятии»;

    3 группа – 33 студента специальности 080301 «Коммерция (торговое дело)».

    Подробнее остановимся на характеристики специальностей, которые мы взяли для исследования.

    080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Профессиональная деятельность специалиста осуществляется во всех сферах народного хозяйства и направлена на профессиональное обслуживание функционирования хозяйствующих субъектов всех правовых форм собственности, сферы госбюджета и внебюджетных институциональных структур.

    Специалист должен на основе профессиональных знаний обеспечить формирование, анализ и использование для управления информации об активах, обязательствах, капитале, движении денежных потоков, доходах и расходах, а также финансовых результатах деятельности предприятий, организации, учреждений, тем самым способствовать улучшению использования экономического потенциала хозяйствующих субъектов, рациональной организации их финансово-экономических отношений, содействовать защите экономических интересов и собственности физических и юридических лиц.

    080301 «Коммерция (торговое дело)»

    Специалист коммерции – это специалист по организации процессов, связанных с куплей-продажей, обменом и продвижением товаров от производителей к потребителям с целью удовлетворения покупательского спроса и получения прибыли.

    Областью профессиональной деятельности специалиста коммерции является сфера товарного обращения.

    080502 «Экономика и управление на предприятии»

    Специалист, обеспечивающей рациональное управление экономикой, производством и социальным развитием предприятий всех организационно-правовых форм с учетом отраслевой специфики, техники, технологии, организации производства, а также к работе на научно-педагогических должностях, в органах государственного управления и местного самоуправления в должностях, требующих профессиональных знаний отраслевой экономики и экономики предприятия.

    В ходе обработки результатов методики Тест Рокича «Ценностные ориентации»» для каждой группы испытуемых по каждой ценности был рассчитан итоговый ранг предпочтений.

    Результаты оценки испытуемыми списка ценностей по степени их важности представлены в табл. 3.

    Таблица 3

    Ранговые значения ценностей у студентов экономических специальностей


    п/п

    Специальность
    Ценность
    Бухгалтерский учет, анализ и аудит
    Коммерция (торговое дело)
    Экономика и управление на предприятии
    1
    Активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)
    9
    5
    6
    2
    Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
    6
    11
    9
    3
    Здоровье (физическое и психическое)
    1
    1
    1
    4
    Интересная работа
    7
    6
    8
    5
    Красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве)
    19
    19
    17
    6
    Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
    3
    3
    4
    7
    Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
    13
    10
    3
    8
    Наличие хороших и верных друзей
    4
    4
    7
    9
    Общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
    16
    13
    14
    10
    Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие)
    12
    14
    15
    11
    Продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей)
    11
    12
    12
    12
    Развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)
    8
    9
    10
    13
    Развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
    17
    17
    16
    14
    Свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
    10
    8
    11
    15
    Счастливая семейная жизнь
    2
    2
    2
    16
    Счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование людей, народа, человечества в целом)
    18
    18
    19
    17
    Творчество (возможность творческой деятельности)
    15
    16
    20
    18
    Уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений)
    5
    7
    5
    19
    Власть (возможность контролировать и управлять действиями других людей)
    20
    20
    18
    20
    Внешняя красота
    14
    15
    13

    На рис. 1, 2, 3 даны соответствующие столбиковые диаграммы. Из приведенных данных, видно, что для студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» наиболее важными являются следующие терминальные ценности: здоровье (ранг 1), счастливая семейная жизнь (ранг 2), любовь (ранг 3), наличие хороших и верных друзей (ранг 4), уверенность в себе (ранг 5), жизненная мудрость (ранг 6), интересная работа (ранг 7).

    В свою очередь, для студентов специальности «Коммерция (торговое дело)» наиболее важными являются следующие терминальные ценности: здоровье (ранг 1), счастливая семейная жизнь (ранг 2), любовь (ранг 3), наличие хороших и верных друзей (ранг 4), активная деятельная жизнь (ранг 5), интересная работа (6 ранг), уверенность в себе (ранг 7).

    Рис. 1. Ранги терминальных ценностей (по степени важности) в группе специальность «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Рис. 2. Ранги терминальных ценностей (по степени важности) в группе специальность «Коммерция (торговое дело)»

    Рис. 3. Ранги терминальных ценностей (по степени важности) в группе специальность «Экономика и управление на предприятии»

    Для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии» важными терминальными ценностями является: здоровье (ранг 1), счастливая семейная жизнь (ранг 2), материально-обеспеченная жизнь (ранг 3), любовь (ранг 4), уверенность в себе (ранг 5), активная деятельная жизнь (ранг 6), наличие хороших и верных друзей (ранг 7).

    По результатам проведенной методики у экономических специальностей было обнаружено высокое сходство самых предпочитаемых ценностей и выделены некоторые различия (табл. 4).

    Таблица 4

    Ранговые значения ценностей у студентов экономических специальностей

    № п/п
    Специальность
    Ценность
    Бухгалтерский учет, анализ и аудит
    Коммерция (торговое дело)
    Экономика и управление на предприятии
    1
    Здоровье
    1
    1
    1
    2
    Счастливая семейная жизнь
    2
    2
    2
    3
    Любовь
    3
    3
    4
    4
    Активная деятельная жизнь
    9
    5
    6
    5
    Жизненная мудрость
    6
    11
    9
    6
    Материально обеспеченная жизнь
    13
    10
    3

    Отметим, что ядро ценностных ориентаций у трех специальностей одинаково (рис. 4): здоровье (ранг 1), счастливая семейная жизнь (ранг 2), любовь занимает 3 место у специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит и Коммерция (торговое дело), 4 место – у специальности Экономика и управление на предприятии. Интересными представляются различия в отношении ценности «материально обеспеченная жизнь», специальность Экономика и управление на предприятии ставит данную ценность на третье место, в то время как специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит и Коммерция (торговое дело) на 13 и 10 место соответственно. Также по ценностям «жизненная мудрость» и «активная деятельная жизнь» даны различные оценки: студенты специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит ранжируют «жизненную мудрость» выше (ранг 6), чем остальные специальности, при том, что «активную деятельную жизнь» ставят ниже рангом (ранг 9), чем студенты специальностей Экономика и управление на предприятии (ранг 6) и Коммерция (торговое дело) (ранг 5). Что объясняется спецификой приобретаемой студентами профессиональной квалификации, «коммерсанты» и «управленцы» ориентированы на активность, динамичность, а бухгалтеры на аккуратность, скрупулезность и осторожность, что попадает под ценность «жизненная мудрость».

    Рис. 4. Данные для сравнительного анализа терминальных ценностей (по степени важности) у студентов экономических специальностей

    Представим результаты по опроснику рефлексивных выборов В. А. Пет­ровского. Результаты по опроснику эмоциональных выборов студентов рассмотрим в табл. 5.

    Таблица 5

    Ранговые значения мечтаний у студентов экономических специальностей

    № п/п

    Специальность
    Мечта
    Бухгалтерский учет, анализ и аудит
    Коммерция (торговое дело)
    Экономика и управление на предприятии
    1
    2
    3
    4
    5
    1
    «Я хозяин жизни»
    10
    2
    1
    2
    «Я мудрец»
    13
    7
    6
    3
    «Я абсолютно здоров», «Я силач»
    3
    1
    10
    4
    «Я профессионал», «Я делаю что-то»
    7
    5
    7
    5
    «Я святой»
    19
    20
    20
    Продолжение табл. 5

    1
    2
    3
    4
    5
    6
    «Я принц (принцесса), в которого все влюблены»
    9
    16
    4
    7
    «Я богач», «Я хозяйка медной горы»
    16
    10
    11
    8
    «Я настоящий друг»
    1
    4
    2
    9
    «Я Звезда», «Я Кумир»
    17
    17
    12
    10
    «Я исследователь», «Я знаток»
    14
    18
    19
    11
    «Я маг», «Я волшебник»
    4
    6
    17
    12
    «Я супермен», «Я супергерой!»
    12
    3
    14
    13
    «Я бог наслажденья»
    20
    19
    18
    14
    «Я хозяин своей жизни»
    6
    12
    9
    15
    «Я семьянин»
    8
    14
    16
    16
    «Я герой-победитель»
    11
    8
    5
    17
    «Я творец»
    15
    13
    15
    18
    «Я уверенный в себе», «Я правильный»
    5
    9
    8
    19
    «Я вождь»
    18
    15
    13
    20
    «Я красавец (красавица)»
    2
    11
    3

    На рис. 5, 6, 7 даны соответствующие столбиковые диаграммы.

    Рис. 5. Ранжирование эмоциональных выборов студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Из приведенных данных, видно, что студенты специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» больше всего мечтают: «я настоящий друг» (ранг 1), «я красавец (красавица)» (ранг 2), «я абсолютно здоров» (ранг 3), «я волшебник» (ранг 4), «я уверенный в себе» (ранг 5), «я хозяин своей жизни» (ранг 6), «я профессионал» (ранг 7).

    В свою очередь, студенты специальности «Коммерция (торговое дело)» ранжируют свои мечтания в следующем порядке: «я абсолютно здоров» (ранг 1), «я хозяин жизни» (ранг 2), «я супермен» (ранг 3), «я настоящий друг» (ранг 4), «я профессионал» (ранг 5), «я волшебник» (6 ранг), «я мудрец» (ранг 7).

    Рис. 6. Ранжирование эмоциональных выборов студентов специальности «Коммерция (торговое дело)»

    Рис. 7. Ранжирование эмоциональных выборов студентов специальности «Экономика и управление на предприятии»

    Для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии» основными мечтами являются: «я хозяин жизни» (ранг 1), «я настоящий друг» (ранг 2), «я красавец (красавица)» (ранг 3), «я принц (принцесса)» (ранг 4), «я герой победитель» (ранг 5), «я мудрец» (ранг 6), «я профессионал» (ранг 7).

    Проанализировав табл. 5, можно сделать вывод о том, что эмоциональный выбор студентов по специальностям различен.

    В ходе обработки результатов по опроснику ранжирования ценностей, обеспечивающих успех в жизни, с позиции нормативных и личных ценностных предпочтений студентов экономических специальностей были получены итоговые ранги в табл. 6.

    Таблица 6

    Ранжирование нормативных и личных ценностных предпочтений студентов экономических специальностей

    № п/п
    Специальность
    Бухгалтерский учет, анализ и аудит
    Коммерция (торговое дело)
    Экономика и управление на предприятии
    Мнение
    Ценность,
    обеспечивающая
    успех жизни
    личное мнение
    авторитет-ное мнение
    личное мнение
    авторитетное мнение
    личное мнение
    автори-тетное мнение
    1
    Активная наполненная жизнь
    9
    6
    4
    2
    6
    11
    2
    Компетентность, мудрость
    5
    3
    7
    11
    11
    7
    3
    Здоровье
    1
    1
    1
    1
    1
    1
    4
    Профессионализм
    4
    2
    8
    3
    7
    3
    5
    Духовность, готовность служить высокой идее
    15
    14
    15
    18
    17
    17
    6
    Любовь: жить чувствами, отдаваться любви
    10
    11
    5
    5
    4
    6
    7
    Деньги: материальная обеспеченность
    13
    9
    9
    7
    5
    4
    8
    Дружба: быть опорой и поддержкой
    3
    7
    2
    10
    3
    5
    9
    Известность: общественное признание, почет
    19
    17
    16
    16
    18
    15
    10
    Информированность, знания
    11
    12
    10
    9
    13
    12
    11
    Экстрасенсорные способности
    20
    20
    20
    20
    20
    20
    12
    Самосовершенствование: развитие способностей
    8
    5
    6
    6
    9
    10
    13
    Чувственные наслаждения: жить и развлекаться
    18
    19
    17
    13
    15
    19
    14
    Свобода: быть независимым от других
    6
    8
    12
    12
    10
    9
    15
    Семья: любящий супруг, хороший отец (мать)
    2
    4
    3
    4
    2
    2
    16
    Справедливость: бороться и защищать права
    12
    13
    14
    8
    14
    13
    17
    Творчество: творческие успехи и достижения
    16
    16
    13
    15
    16
    16
    18
    Внутренняя гармония, уверенность в себе
    7
    10
    11
    14
    8
    8
    19
    Власть, возможность контролировать и управлять
    17
    15
    19
    17
    19
    14
    20
    Внешняя красота
    14
    18
    18
    19
    12
    18

    Наименьшая степень соответствия нормативных и личных предпочтений у студентов специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит обнаружена по ценностям «Активная жизнь», «Дружба», «Красота», «Деньги».

    Рис. 8. Соответствие нормативных и личных ценностных предпочтений студентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    У студентов специальности Коммерция (торговое дело) наименьшая степень соответствия нормативных и личных предпочтений по ценностям «Духовность», «Компетентность», «Дружба», «Развлечения».

    Рис. 9. Соответствие нормативных и личных ценностных предпочтений студентов специальности «Коммерция (торговое дело)»

    Различия в степени соответствия нормативных и личных приоритетов у студентов специальности Экономика и управление на предприятии выявлены по следующим ценностям: «Активная деятельная жизнь», «Компетентность», «Развлечения», «Красота» .

    Рис. 10. Соответствие нормативных и личных ценностных предпочтений студентов специальности «Экономика и управление на предприятиях»



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.
    2. Рокич М. Природа человеческих ценностей // Свободная пресса, 1973, №5. С. 20-28.
    3. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личным: феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник МГУ. Серия 14. Психология, 1996. № 4. С. 35-44.