Интеграция экономических и информационных специальностей в инновационной экономике

Меркулина И.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 2-1 (128), Февраль 2009
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Меркулина И.А. Интеграция экономических и информационных специальностей в инновационной экономике // Российское предпринимательство. – 2009. – Том 10. – № 2. – С. 131-134.

Аннотация:
Текущая фаза общественного развития характеризуется становлением инновационной экономики, которая базируется не только на внедрении продвинутых экономических инструментов и овладении современными методами менеджмента и маркетинга. Ее основой, прежде всего, являются научные знания.

Ключевые слова: маркетинг, менеджмент, инновационная экономика, знания

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Генерация и коммерциализация научных знаний в новых продуктах, процессах и технологиях обеспечивают конкурентное преимущество не только отдельных предприятий, но и отраслей как на отечественном, так и на международном рынках.

Предметными областями, в которых могут генерироваться подобного рода знания, становятся традиционная и водородная энергетика, информационные, лазерные, нано- и биотехнологии. Также сюда следует отнести новые технологии, возникающие в результате интеграции и синтеза смежных областей – химико-биологических, физико-технических, физико-экономических, информационно-экономических (прикладная информатика в экономике).

Информационные технологии и образование

Повышение эффективности использования накопленных знаний достигается посредством применения новых информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), спрос на которые постоянно расширяется.

Как следствие, в условиях инновационной экономики важными факторами являются обучение кадров нужной квалификации, повышение образовательного уровня и переподготовка специалистов, от которых ожидаются такие качества, как:

– способность демонстрировать творческий потенциал для участия в инновационном развитии;

– готовность работать в условиях последующих этапов развития сетевой экономики и электронного бизнеса;

– владение профессиональными коммуникативными способностями;

– умение адаптировать бизнес-отношения предприятий к среде Интернет и т.д.

В контексте формирования глобальной информационно-экономической среды освоение всего спектра возможностей современных ИКТ становится обязательным элементом программ высшего профессионального образования. Проникновение таких технологий фактически во все звенья деятельности фирм, предприятий, организаций сформировало спрос на категории специалистов, сочетающих теоретические познания и практические навыки в области информационных технологий, менеджмента и экономического анализа.

Однако в настоящее время рынок кадров специалистов-профессионалов все еще отличается несформированностью. Это приводит к несбалансированности «спроса» на специалистов определенной квалификации и «предложения» со стороны образовательных учреждений.

Научно-технический прогресс в стенах вузов

Исследования показывают, что повышение образованности общества на один академический год обеспечивает в долгосрочной перспективе рост ВВП на 2,5% (с учетом инфляции и затрат на организацию процесса обучения) [1].

Рассмотрим ключевые показатели, характеризующие текущее состояние высшего профессионального образования. Необходимо отметить, что Российская Федерация занимает одно из первых мест в мире по удельному весу лиц с высшим образованием среди экономически активного населения — их доля (в возрастных рамках 25–64 года) составляет 53%.

Общероссийская динамика количества высших учебных заведений, осуществлявших образовательные услуги, в 2000–2007 гг. демонстрировала среднегодовой рост 5,4%. При этом доля государственных и муниципальных вузов составляет 60,5% [2].

Показатель, характеризующий количество студентов вузов на 10 тыс. населения, за тот же период увеличился более чем в полтора раза (на 58%), что дает приблизительно 8% среднегодового роста. В 2006–2007 учебном году этот показатель достиг значения 514, что несколько ниже, чем в США. Аналогичный показатель, описывающий пропорцию студентов негосударственных образовательных учреждений, вырос за это время на 260%, что дает более 17% ежегодного прироста.

Техническая оснащенность характеризуется, например, тем, что в 2006-2007 учебном году один персональный компьютер приходился, в среднем, на пять студентов очной формы обучения. Усредненная характеристика не дает представления о распределении «компьютерного парка» по направлениям обучения. Однако можно констатировать наличие существенных недостатков в части обеспеченности компьютерным фондом.

Рассматривая ситуацию на реальном рынке труда, следует отметить, что все показатели использования информационных и коммуникационных технологий демонстрируют устойчивую положительную динамику. Так, можно утверждать, что персональные компьютеры используются фактически во всех организациях и предприятиях. Доступ к глобальным информационным ресурсам также есть у абсолютного большинства организаций.

Активно растет доля предприятий, имеющих собственные интернет-представительства (веб-сайты). При сопоставлении приведенных показателей, становится очевидной необходимость приведения в соответствие компьютерного фонда вузов к реальной ситуации, с которой выпускнику придется столкнуться в своей профессиональной деятельности.

Специфика российской образовательной деятельности

Среди основных причин, определяющих выбор абитуриентами конкретного направления своей будущей профессиональной деятельности, можно назвать желаемый уровень оплаты труда, степень востребованности специалистов, возможности трудоустройства. Так, наибольшим спросом пользуются специальности, связанные с изучением экономики и права, выпуск по которым за период с 1990 по 2006 гг. вырос более чем в 5 раз.

В таблице 1 представлено распределение выпускников системы высшей школы по областям деятельности в России и странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) [3].

Таблица 1

Сравнительная структура специализации выпускников

Группа
Среднее число по России, %
Среднее число по странам OECD [1], %
Здравоохранение и социальное обеспечение
4,3
13,3
Физические науки, биологические науки, сельское хозяйство
9,8
6,9
Математика и информатика
5,2
Гуманитарные науки, искусство и образование
16,3
24,9
Экономика и юриспруденция
51,3
37,1
Технические науки и строительство
18,3
11,9

Можно отметить, что текущая структура специализации выпускников вузов в России существенно отличается от средней по странам ОЭСР. В частности, это проявляется в почти полуторакратном превышении доли, приходящейся на специальности экономического и юридического блоков, а также в целом ряде других статистических показателей.

Сопоставляя российский рынок образовательных услуг в сравнении с международными рынками, следует сделать вывод, что и количественная, и качественная составляющая образовательной деятельности требуют дальнейшего развития и совершенствования. Учитывая обстоятельство, что выпуск специалистов в области экономики и управления в 2006 г. составлял 33% от общего выпуска по всем группам специальностей, а ежегодный прирост составлял 4–5%, можно прогнозировать замедление и стабилизацию доли обучающихся по данному профилю.

Многоуровневый образовательный процесс трудно представить в отрыве от активного использования информационных образовательных технологий. Применение таких технологий должно сопровождаться соответствующими изменениями в форме организации, содержании и методиках преподавания учебных дисциплин и потому влияет в целом на весь ход подготовки специалистов. Интеграция в учебный процесс информационных образовательных технологий сопровождается итерационным совершенствованием как базовых методик преподавания, так и самих новых информационных технологий.

Современная инновационная экономика определяет необходимость расширения перечня образовательных направлений, интегрирующих различные области науки и практической деятельности. Это обуславливает приоритетность задач повышения качества образовательных программ на основе прорывных научных исследований, перспективных разработок, передовых практик бизнеса, инновационных методов обучения.

[1] OECD — то же, что и ОЭСР, только сокращение на англ. яз. — прим. ред.


Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:13:54