К вопросу о проблемах инновационно-инвестиционной активности станкостроительной отрасли в РФ

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Распад СССР и последовавший за ним экономический кризис поставили станкостроителей РФ в тяжелые условия, как следствие, объем выпуска станочного оборудования был резко снижен. В составе России остались предприятия, производящие лишь 65-70% продукции станкостроительного комплекса бывшего СССР. В результате реформирования отрасли машиностроения в 90-х годах произошел обвальный спад производства — более чем в 10 раз, который начался с конца 80-х годов, даже с конкурентоспособных тогда машин и оборудования.

Ключевые слова:

инновационное развитие, ноу-хау, станкостроительные предприятия
Цитировать публикацию:
К вопросу о проблемах инновационно-инвестиционной активности станкостроительной отрасли в РФ – С. 25-29.

K voprosu o problemakh innovatsionno-investitsionnoy aktivnosti stankostroitelnoy otrasli v RF. , 25-29. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Распад СССР и последовавший за ним экономический кризис поставили станкостроителей РФ в тяжелые условия, как следствие, объем выпуска станочного оборудования был резко снижен. В составе России остались предприятия, производящие лишь 65-70% продукции станкостроительного комплекса бывшего СССР. В результате реформирования отрасли машиностроения в 90-х годах произошел обвальный спад производства — более чем в 10 раз, который начался с конца 80-х годов, даже с конкурентоспособных тогда машин и оборудования. В условиях объективных экономических трудностей речь могла идти только о выживании отрасли, сохранении производственные мощностей и технического потенциала. В настоящее время основными направлениями деятельности в станкостроении является производство металлообрабатывающего, деревообрабатывающего и кузнечно-прессового оборудования. Однако уровень конкурентоспособности современного отечественного станкостроения оставляет желать лучшего. Конкурентоспособной является узкая линейка оборудования, выпускаемая отечественными станкостроителями в небольших объемах. Основной доход предприятиям обеспечивают ремонт и модернизация старого оборудования (в среднем 80%), доля собственных новинок несоизмеримо мала. Следует отметить, что у российского оборудования, прошедшего капитальный ремонт, есть запас службы — приблизительно в 10 лет. С учетом того, что станок может пройти и три цикла таких ремонтов, то запас мощностей оборудования в стране пока есть. По оценкам экспертов, емкость российского вторичного рынка (отремонтированного и модернизированного оборудования) превышает внутренний рынок новых изделий. В стране сохранился большой станочный парк, накопленный в дореформенный период и не выработавший свой ресурс из-за обвального сокращения машиностроительного производства. Ремонт и модернизация такой техники позволят станкостроительным предприятиям существовать еще некоторое время. Одной из самых острых проблем отрасли является нехватка финансовых ресурсов, без которых невозможно ни выпускать новое конкурентоспособное оборудование станкостроительным предприятиям, ни приобретать современное высокотехнологичное оборудование машиностроительным компаниям. Без финансов ни модернизацию, ни развитие предприятий отрасли не осуществить. Отечественная кредитно-финансовая система предлагает деньги под 14-17% годовых, в то время как максимальный уровень рентабельности в машиностроении оценивается в 8-10%. Естественно, что инвесторы не хотят рисковать средствами, и в машиностроительный, станкостроительный бизнес вкладываться не спешат. Поэтому отрасли без государственной поддержки, без льготного кредитования не обойтись. В условиях глобального экономического кризиса существенно сократилось инвестиционное обеспечение финансово-кредитными организациями предприятий реального сектора экономики. В абсолютном выражении величина инвестиций в машиностроении и металлообработке составила в 2005 году 59,2 млрд. руб. и, несмотря на некоторый рост по сравнению с 2004 году (112,9%), составляет лишь 7,8% от инвестиций, направляемых на развитие всех отраслей промышленности. Чисто по машиностроению эта доля составляет 4,4%, что явно не соответствует значимости отрасли в экономике страны. Собственные источники предприятий составляют 78,4% от объема инвестируемых ими средств, в то время как в развитых странах соотношение обратное — 70-80% инвестиций составляют обычно заемные или привлеченные средства. Главной проблемой промышленники называют отсутствие долгосрочных кредитов — «длинных» денег. Механизм перетока капитала из финансового сектора в промышленный не работает, кредитные ставки значительно превышают уровень рентабельности в станкостроительной промышленности. Говоря о структуре акционерного капитала предприятий отрасли, автор считает, что использование механизмов привлечения финансовых ресурсов за счет дополнительного выпуска ценных бумаг могло бы способствовать развитию отрасли. Однако исследования показывают, что подобные возможности остаются пока потенциальными. Очевидно, что для привлечения дополнительных инвестиций существующим акционерам придется смириться с сокращением своей доли в уставном капитале, но такой вариант развития событий в настоящее время представляется достаточно маловероятным. Станкостроителям выгоднее обратиться за поддержкой к государству и пролоббировать необходимые им решения, ссылаясь на действительно стратегическое значение отрасли для существования государства. В результате вопрос об увеличении инвестиций в отрасль остается открытым. Поэтому привлечение новых акционеров, обладающих более широкими возможностями для осуществления инвестиций в отрасль, может оказаться в ближайшие годы единственным источником для поддержания предприятий отрасли. Существующим акционерам просто придется принять решение о снижении своей доли в акционерном капитале в пользу новых акционеров. Если же подобного не произойдет, а государство не сможет найти необходимые для развития отрасли средства, то крах большинства предприятий российского станкостроения станет практически неизбежным. Также следует отметить, что в целом машиностроительный комплекс крайне неоднороден по своей структуре. В нем имеются как развивающиеся производства, в том числе с выходом на внешние рынки, так и депрессивные. Различия в экономическом состоянии подотраслей вызваны рядом причин, которые обусловлены состоянием и динамикой машиностроительных рынков. С данных позиций наиболее перспективными секторами рынка для машиностроения в настоящее время являются: · автомобильный; · энергомашиностроения и оборудования для ТЭК; · транспортного машиностроения; · продукции оборонно-промышленного комплекса; · отдельных видов товаров народного потребления; · сельскохозяйственной техники; · станкостроения. Важнейшими направлениями повышения инновационно-инвестиционной деятельности предприятий станкоинструментального комплекса представляются следующие: · стимулирование соответствующей активности предприятий — условия для этого складываются благоприятные, экономический рост объективно повышает спрос на станкопродукцию; · привлечение потребителей продукции станкостроения к реализации проектов по модернизации отдельных объектов; · создание технопарков. В части стратегии развития станкоинструментальной отрасли увеличения финансирования через механизмы федеральных целевых программ и бюджетного субсидирования процентных ставок по банковским кредитам в 2008 году госинвестиции в отрасль останутся на уровне 2006-2007 годов, когда станкостроение получало в пределах 100-200 млн рублей бюджетных капиталовложений плюс субсидирование кредитных ставок под производство и поставки экспортной продукции. В частности, в рамках ФЦП «Национальная технологическая база» до 2011 года предполагается профинансировать несколько проектов НИОКР в станкостроительной отрасли на сумму не более 200 млн. рублей. В части механизма привлечения финансовых средств в отрасль может быть рассмотрена возможность прямого вхождения государства в капитал крупных компаний. При прямом вхождении в капитал — это означает выкуп дополнительной эмиссии акций предприятий. Такой инструмент может использоваться по отношению к любому предприятию, как в гражданских отраслях, так и в ОПК. Делается это не с целью национализировать предприятие, а именно с целью оказать финансовую поддержку наиболее эффективным способом. Это своего рода возможность для государства заработать потом, когда рынок пойдет вверх. То, что сегодня куплено по номиналу, завтра может оказаться дорогим активом. Затяжной кризис в станкостроении серьезно ослабил отрасль во всех отношениях. Отсутствие стабильных доходов не позволило большинству предприятий инвестировать во внедрение новых образцов продукции, подготовку кадров и обновление собственных производственных фондов. Кроме того, низкая инвестиционная привлекательность станкостроительного бизнеса лишила отрасль стимулов к концентрации капитала, и сейчас отрасль по консолидации активов находится на крайне низком уровне. Как следствие, предложения большинства производителей сконцентрированы в секторе недорогого универсального оборудования, что обостряет конкуренцию между участниками рынка. Важным шагом к решению этой задачи можно считать следующий модельный документ — «Стратегия развития станкоинструментальной промышленности России до 2015 года», который был разработан по заданию Минпромэнерго [1]. В данной программе намечен комплекс мер и, в первую очередь, поддержка инноваций. Государство готово взять на себя риски, связанные с инвестициями в стратегические технологические разработки. Но результаты появятся лишь в случае, если предприятия решат несколько ключевых проблем. Начать придется с восстановления доверия потребителей к качеству продукции отечественного станкостроения и способности выполнять заказы в оговоренные сроки. Без поддержки государством станкоинструментальной отрасли России обеспечить развитие не удастся. Анализ состояния и тенденций развития российской станкоинструментальной промышленности говорит о том, что при инерционном развитии серьезного улучшения ситуации в отрасли не произойдет: отрасль не сможет за счет собственных ресурсов ликвидировать накопленное за полтора десятилетия технологическое отставание. Объем необходимых инвестиций в отрасль в период до 2015 года оценивается в 60 млрд. руб., в том числе не менее 20 млрд. руб. — в разработку новых видов продукции. При инерционном развитии отрасль получит около 15 млрд. руб. инвестиций, то есть менее четверти требуемого объема. Однако станкостроение является достаточно консервативной отраслью. Она подразумевает наличие определенной школы, поэтому простое лицензионное производство станков не может быть основным, поскольку опыт и навыки производства — ноу-хау — передать достаточно сложно. Перспективы есть у совместных производств на базе существующих станкозаводов, что позволит решить также проблемы ремонта и модернизации уникального импортного оборудования, которое поставлялось еще в советское время. Для покупателей станков, то есть работающих с минимальной рентабельностью машиностроительных заводов главная проблема — отсутствие средств на модернизацию фондов. По оценкам отраслевых экспертов, платежеспособный спрос сегодня составляет лишь одну десятую от расчетной потребности. Между тем российские заводы уже давно имеют возможность заключать сделки с западными фирмами на привлекательных условиях (с льготными условиями кредитования, в лизинг под низкие проценты, с большой рассрочкой платежа). Государство же не торопится способствовать улучшению финансовых взаимоотношений между отечественными производителями и покупателями станков, хотя имеет для этого все ресурсы, в том числе и крупнейшие в стране госбанки. Машиностроение — рисковый рынок для инвесторов. Основная причина в том, что объем инвестиций требуется весомый, а срок окупаемости при этом достаточно длительный. Государству необходимо стимулировать привлечение инвестиций в производство стратегически важной продукции, создав условия «наибольшего благоприятствования». Оптимальным вариантом представляется принятие приоритетной национальной программы восстановления и развития отечественного машиностроения.

[1] Источник: Тезисы доклада заместителя министра промышленности и энергетики РФ Андрея Реуса на заседании Правительственной комиссии по развитию промышленности, транспорта и технологий от 20 июля 2007 года / Росбалт [сайт]. URL.: http://www.rosbalt.ru/2007/08/02/403700.html (Дата обращения: 27 января 2010 года ).



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Венчурный бизнес как катализатор роста, Патрик Коувни, Джеффри Элтон, Байджу Шах, Брэдли Уайтхед - www.vestnikmckinsey.ru
2. Angel Investing, Osnabrugge, M.V. & Robinson, R.J., 2000.
3. Электронный бизнес-тренер для предпринимателей, менеджеров,, инвесторов, консультантов - www.icsti.su
4. Проблеми та перспективи фінансового забезпечення інноваційних процесів в Україні, Недбаєва В.М., Кравченко С.І. - Праці Четвертої міжнародної наукової конференції студентів та молодих учених "Управління розвитком соціально-економічних систем: глобалізація, підприємництво, стале економічне зростання". Частина 5 / Ред. кол. Ступін О.Б., Александров І.О. та ін. - Донецьк: ДонНУ, 2003. - 337 с.
5. Вплив інноваційної діяльності підприємств на результати розвитку країн з соціально-орієнтованою ринковою економікою, С. Наливайченко,- Справочник економіста №7, 2005.
6. Официальный сайт Государственной авиационной администрации (Госавиаадминистрации) Министерства транспорта и связи Украины - www.avia.gov.ua