Переход к инновационному развитию экономики на основе инструментов денежно-кредитной политики

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Денежно-кредитная политика является одной из составных частей финансовой политики государства, и Центральный банк Российской Федерации отвечает за ее проведение. Наделенный государственным эмиссионным правом, он является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики и товарно-денежной сбалансированности. Главные его задачи — это организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности кредитно-финансовых институтов в масштабах экономики страны, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы России.

Ключевые слова:

инновационное развитие, финансовая политика, кредитно-финансовая сфера, денежно-кредитная политика
Цитировать публикацию:
Переход к инновационному развитию экономики на основе инструментов денежно-кредитной политики – С. 117-121.

Perekhod k innovatsionnomu razvitiyu ekonomiki na osnove instrumentov denezhno-kreditnoy politiki. , 117-121. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Денежно-кредитная политика является одной из составных частей финансовой политики государства, и Центральный банк Российской Федерации отвечает за ее проведение. Наделенный государственным эмиссионным правом, он является проводником общегосударственной политики стабилизации экономики и товарно-денежной сбалансированности. Главные его задачи — это организация процессов управления операциями банков на макроэкономическом уровне, координация деятельности кредитно-финансовых институтов в масштабах экономики страны, поддержание стабильности функционирования банковской и денежной системы России. Ежегодно Банк России совместно с правительством определяет основные направления единой государственной денежно-кредитной политики, где указывает основные цели и приоритеты бан­ковской деятельности, разрабатывает соответствующие стра­тегии и тактики, которые конк­ретизируются в выборе определенных методов и инструментов денежно-кредитной политики. Для преодоления кризиса и обеспечения инновационного экономического роста требуется модернизация данного проекта: · более четкая формулировка принципов денежно-кредитной политики. Сейчас представление о принципах на среднесрочную перспективу подменено перечислением целей, мер и задач, которые Банк России намерен реализовать. · при осуществлении мер по денежно-кредитному регулированию следует достигнуть определенных значений совокупности макроэкономических факторов (ВВП, доходов населения, занятости), а не только учитывать показатель инфляции. · необходима разработка методологии оценки выбранных макроэкономических показателей, рассматривающая международную практику. · снижение темпа инфляции должно быть осуществлено не только на основе воздействия на спрос и предложение денег, но и влияния на ее немонетарные факторы. В целях совершенствования теоретической и научной основы денежно-кредитной политики целесообразно провести широкое обсуждение ее перспектив учеными и практиками. Одной из главных целей Банка России в настоящее время является таргетирование инфляции. Существующие до сих пор в денежном хозяйстве страны темпы роста цен характеризуются значительным влиянием немонетарных факторов: ростом тарифов естественных монополий, высокой сегментированностью, сырьевой экспортно-ориентированной структурой экономики и повышением внутренних стоимости энергоносителей. Все это оказывает непосредственное влияние на располагаемые доходы населения, что приводит к снижению спроса на товары и услуги и соответственно замедляет производство. Позиция Министерства финансов Российской Федерации и Банка России заключается в стремлении подавить инфляцию путем укрепления курса рубля, стерилизации денежной массы, завышения ставки рефинансирования и до последнего времени — вывоза капитала в форме размещения части валютных резервов за рубежом. На данном этапе для снижения инфляции Банк России использует ряд инструментов денежно-кредитной политики: 1. Валютные интервенции. В начале кризиса, в сентябре 2008 года объем сделок «валютный своп» Банка России увеличился в семь раз и составил 8041,7 млрд. долл. С февраля 2009 года данный инструмент практически перестал использоваться, месячный объем сделок в среднем составлял 26,64 млрд. долл. 2. Изменение нормы обязательных резервов. Показатель увеличился в 2009 году до 2,5 % по обязательствам кредитных организаций перед банками-нерезидентами, физическими лицами, по прочим обязательствам, что привело к снижению свободных денежных средств банков. 3. Рефинансирование кредитных организаций. Одной из мер является предоставление Сбербанку и Внешэкономбанку субордированных кредитов на сумму 725 млрд. рублей для кредитования банков, испытывающих недостаток ликвидности [1]. 4. Операции на открытом рынке. В сентябре 2008 года объем размещения на аукционах ГКО-ОФЗ составил 5118,65 млн. рублей, в течение 2009 года поступление средств от облигаций было неравномерным, достигло максимума в 19059,505 млн. рублей в ноябре прошлого года [2]. 5. Задание конкретных границ (диапазона значений) показателя инфляции (например, на 2010 год задан коридор значений 9-10%). Данные меры, безусловно, оказывают влияние на объем денежной массы и, по мнению экономистов, вследствие их осуществления инфляция снижается на 1-2% [3]. Но кроме этого на объем предложения денег непосредственно влияет выпуск денег. В практике центральных банков существует три канала эмиссии: фондовый, кредитный и валютный. Судя по структуре активов Центрального банка, в России превалирует последний: если в 1999 году средства в иностранной валюте, размещенные у нерезидентов, составляли около 30%, то в 2008 году объем иностранной валюты, приобретенный банком на открытом рынке составил 90%. В настоящее размеры денежной массы в рублях увеличиваются за счет покупки Центральным банком от поставок на Запад российской нефти, газа и некоторых других сырьевых товаров. У нас национальные деньги превращены в суррогат иностранной валюты, и при существующем положении дел в денежной сфере говорить о подлинной независимости и государственном суверенитете не приходится. А из-за этого антиинфляционная политика Центрального банка сводится к нулю, так как в экономике существует несоответствие объема товарной и денежной массы. Таким образом, пока мы не переориентируем экономику страны с продажи сырья на его переработку, не перестанем копить золотовалютные резервы, инвестируя тем самым другие страны, пока будут оставаться низкими доходы населения, в перспективе мы не сможем достигнуть того уровня монетизации, который бы способствовал экономическому росту. На современном этапе необходимо, прежде всего, привлекать капитал в перерабатывающие отрасли, создавать благоприятные условия для малого и среднего бизнеса. Для того чтобы развивать реальный сектор экономики Центральный банк осуществляет операции рефинансирования, так как напрямую кредитовать предприятия он не имеет права. В данном случае цель банка — это инвестиции в производство с помощью посредников, коммерческих банков. Однако анализ деятельности Банка России в условиях кризиса показал, что из-за сдерживания инфляции в первую очередь пострадал именно реальный сектор экономики. В 2008 году шесть раз повышалась ставка рефинансирования и три раза нормативы отчисления банков в фонд обязательного резервирования. В результате возросли средние процентные ставки, что усложнило получение кредитных ресурсов внутри страны и усугубило проявления кризиса, а из оборота была изъята денежная масса, необходимая для развития бизнеса и единственное, что оставалось российским банкам — это кредитоваться за рубежом. После возникновения сложностей с получением зарубежных кредитов российские банки стали кредитоваться у Банка России. Стремясь снизить инфляцию, Центральный банк предоставлял кредиты под высокие процентные ставки. Коммерческие банки добавляли проценты за возросшие риски невозврата, маржу, и заемщику предоставлялись средства под 25-30%. Такая рентабельность характерна для единичного числа отраслей, поэтому реальный сектор экономики испытывал недостаток ликвидности [4]. В то же время сами банки не спешили направлять денежные средства на кредитования реального сектора экономики. В результате политики «плавной девальвации» рубля вложения в валюту некоторое время в условиях кризиса были выгодны, поэтому все свободные деньги, включая средства господдержки, банки переводили в валютные активы. В то же время Банк России с одной стороны давал деньги господдержки, кредитуя банки, а с другой стороны забирал их, продавая валюту из резервов [5] Денежные средства через систему рефинансирования не стали доступны предприятиям по ряду причин. Во-первых, из-за проблем с ликвидностью у самих банков (недостаточной капитализацией, зависимостью от зарубежных займов и неоптимальному формированию кредитного портфеля). Во-вторых, из-за нежелания банков следовать государственной стратегии развития, которая делает акцент на кредитовании реального сектора экономики. Банки осуществляли спекулятивные операции (покупку и продажу валюты, ценных бумаг) и получали гораздо больше денежных средств. Действует негативно и такой фактор, как паника среди вкладчиков: из-за отсутствия полноценной системы страхования вкладов населения клиенты банков при первых признаках кризиса стали изымать свои деньги, что свело на нет мероприятия по введению в банки новой ликвидности. Если государство снизило бы учетную ставку до приемлемых 5-6%, то кредитным организациям не пришлось бы привлекать средства из-за рубежа и не было бы такой огромной внешней задолженности. Меры, принимаемые правительством, скорее направлены на то, чтобы вернуть банковский сектор к докризисному состоянию. Между тем это борьба со следствиями, а не с причинами. Именно от понимания причин, зависит, как скоро страна сможет справиться с кризисом. Необходимо стимулировать развитие реального сектора экономики, а не только увеличивать ликвидность банков. Следует в первую очередь выработать механизм целевого финансирования банками конкретных предприятий. Можно обеспечить софинансирование крупных инновационных проектов ведущих корпораций, с участием банков, которые смогут распоряжаться денежными средствами и кредитовать: · предприятия, занимающиеся закупкой российского экспорта; · совместные производственные проекты стран ближнего зарубежья; · инвестиционные проекты хозяйствующих субъектов внутри страны. Можно также привлечь государственные институты развития, в отношении которых должны быть осуществлены следующие действия: - установлены такие критерии и порядок рекапита­лизации и рефинансирования кредитных организаций государственными институтами развития, которые по­зволят участвовать в этом средним и малым финансово устойчивым банкам; - использованы избыточные государственные ре­зервы в целях расширения возможностей государственных институтов развития по рефинансированию кредитных организаций по целевым кредитным программам. В рамках политики рефинансирования можно реализовать ряд мер: 1. Расширить ломбардный список, по которому кредитные организации берут кредиты и включить в него акции наиболее крупных и стабиль­ных предприятий реального сектора экономики и региональных органов власти; 2. Снижать ставки для наиболее благополучных кредитных организаций; 3. Предусмотреть возможность беззалогового, а также бесплатного кредитования части суммы кредита; 4. Предусмотреть систему кредитования внут­ридневным кредитом без залога с одновременным увеличением ставки по кредиту «овернайт»; 5. Рассмотреть возможность кредитования бан­ков под залог нерыночных активов: основных средств, материальных запасов и других неликвидных активов; 6. Увеличивать срок кредитования кредитных организаций, предоставив им выбор периода кре­дитования самостоятельно. Таким образом, система рефинансирования должна совершенствоваться, чтобы у кредитных организаций было желание использовать ее инструменты. В структуре денежной массы необходимо ежегодно повышать долю агрегата М2 не менее чем на 2% до достижения 50%-ного уровня монетизации.Это необходимо для сбалансированного соотношения денежной и товарной массы и противодействия инфляции. По резервным требованиям Банка России следует переработать методику расчета норматива долгосрочной ликвидности Н4 таким образом, чтобы в базу предоставления долгосрочных кредитов включалась устойчивая часть краткосрочных депозитов. Целесообразно было бы сократить общее количество обязательных экономических нормативов. Возможна замена норматива текущей ликвидности Н3, занимающего промежуточное положение между Н2 и Н5 — нормативами мгновенной и общей ликвидности. Эти и другие меры должны стать основой для дальнейшей модернизации денежно-кредитной и банковской политики страны. Наряду с прочими мероприятиями финансовой политики они будут способствовать переходу России на инновационный путь развития на основе стимулирования реального производства и финансирования национальных инновационных проектов.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Федеральный закон Российской Федерации «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации» №173-ФЗ от 13.10.2008// Платформа «Гарант».
2. Информация по аукционам ГКО-ОФЗ. Сайт Банка России// Доступно из URL: http://www.cbr.ru/hd_base/Auctions.asp [Дата обращения: 18 марта 2010]
3. Матросова Е.В. Денежно-кредитная политика Банка России: чего ждать и на что надеяться//Банковское дело.2009.№12. С.14
4. Нечаев А.А Схему рефинансирования надо менять// Банковское дело. 2009. №3. С.10
5. Овчинникова О.П. Трансмиссионный механизм денежно-кредитной политики: ориентация на результат // Финансы и кредит. 2008. №26. С.4