Модель инновационной активности предприятия

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Сейчас много говорится о том, что российские компании никак не выйдут на рельсы инновационного развития, при этом на процесс выхода тратятся солидные средства. Попробуем посмотреть на историю развития организационной структуры компаний и понять, почему сегодня такое внимание уделяется инновационной активности предприятия, как её можно оценить и, что важнее, как ей можно управлять.

Ключевые слова:

инновационная активность, инновационное развитие, организационная структура, инновационная организация
Цитировать публикацию:
Модель инновационной активности предприятия – С. 185-191.

Model innovatsionnoy aktivnosti predpriyatiya. , 185-191. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Сейчас много говорится о том, что российские компании никак не выйдут на рельсы инновационного развития, при этом на процесс выхода тратятся солидные средства. Попробуем посмотреть на историю развития организационной структуры компаний и понять, почему сегодня такое внимание уделяется инновационной активности предприятия, как её можно оценить и, что важнее, как ей можно управлять. Современные компании нашего времени — XXI века — чаще всего продолжают строиться на принципе разделения или специализации труда. Этот принцип был предложен Адамом Смитом в XVIII веке и затем окончательно развит в начале XX века американскими автопроизводителями, которые применили этот принцип к производству и управлению и создали конвейерную модель производства и эффективную для этой модели систему управления. Работа компании и управление ею декомпозируется на ряд последовательных операций, простых (в этом случае мы говорим о разделении труда) или связанных с определённой областью знаний (тогда имеет место специализация), и сопровождается снижением требований к работникам. Эта организационная модель быстро распространилась в Европе и Японии после Второй мировой войны. Она была весьма удачна для послевоенного периода, когда существовал высокий спрос на товары и услуги без особых требований к качеству и сервису. Основным объектом управления являлись производственные мощности — способность удовлетворять растущий спрос. Преждевременное наращивание мощностей вело к долгам, а недостаточное или запоздавшее — к снижению доли рынка. Пирамидальная структура управления хорошо подходила для данных условий, обеспечивая быстрое обучение сотрудников и, следовательно, собственное быстрое масштабирование. Однако действительность показывает, что принцип разделения и специализации труда уже неэффективен. Власть от продавцов перешла к клиентам. Если раньше у клиентов не было особого выбора, то теперь он появился, и массовый рынок начал рассыпаться на отдельные сегменты вплоть до конкретного клиента, который требует индивидуального подхода и удовлетворения собственных уникальных потребностей и вкусов, созданных благодаря быстрому и удобному доступу к информационным коммуникациям и стабилизации спроса на потребительские товары в развитых странах. Изменения во внешней среде стали происходить с большей скоростью, и компании не всегда успевают реагировать на них. Причин этого можно выделить три. Во-первых, из-за пирамидальной структуры информация до менеджеров, принимающих решения, приходит с задержкой, связанной с фильтрацией информацией менеджерами низших уровней. Во-вторых, из-за современного уровня разделения и специализации труда суммарное время выполнения единицы работы значительно снизилось, но многократно выросли затраты времени на приём-передачу информации или объекта обработки между исполнителями и обработкой ошибок, т.к. редко назначают ответственного за процесс в целом. В-третьих, количество отслеживаемых компаниями параметров внешней среды и скорость их изменения увеличились. Таким образом, ключевыми факторами успеха становятся оперативное реагирование на изменения внешней среды или управление и формирование такими изменениями, а также переход от принципа разделения и специализации труда отдельных сотрудников к принципу выделения и оптимизации бизнес-процессов компании, проще говоря, повышаются требования к сотрудникам компании, структуре управления фирмы и ее способности выводить на рынок востребованные продукты, отличные от среднерыночного предложения, т.е. инновационной активности. Результаты многочисленных исследований подтверждают тот факт, что предприятия, в которых активно занимаются инновационной деятельностью, получают более высокие доходы и быстрее растут. В высококонкурентных секторах экономики предприятий для выживания и роста бизнеса вынуждены искать наилучший способ удовлетворения запросов клиентов, выводя на рынок продукты, которые создают новую ценность у имеющихся и новых покупателей. Ценность определяется качеством и уникальностью продукта или услуги, степенью удовлетворенности потребителя и применимости к решению проблем потребителя. Цель инновации связана с созданием новой ценности. Тем самым инновации становятся ключевым фактором роста, прибыльности и конкурентоспособности бизнеса. Инновационную активность принято оценивать с помощью коэффициента: где Какт(дин) — динамический коэффициент инновационной активности субъекта; Nнов. — новое состояние измеряемой характеристики товара, технологии или системы управления субъекта; Nстар. — состояние характеристики до ее изменения; ∆tкон — конкурентоспособное время. Матрица сравнительной оценки инновационной активности организации и инновационных запросов рынка ∆Nр — инновации, требуемые рынком; ∆Nо — инновации, которые могут быть созданы организацией; ∆tр — конкурентоспособное время реализации инноваций, диктуемое рынком; ∆tо — время, за которое организация способна создать требуемую рынком инновацию. Рассмотрим ситуации из описанной выше матрицы: 1. организация не может предоставить рынку требуемые инновации, т.е. создание инновационного продукта невозможно; 2. организация способна создать инновационный продукт, но не в состоянии конкурировать с рынком по критерию времени создания продукта, т.к. создание инновационного продукта экономически неоправданно; 3. создаваемый организацией инновационный продукт аналогичен усреднённому предложению рынка, поэтому требуются дополнительные затраты на рекламную кампанию для привлечения внимания к продукту; 4. создание «чересчур» инновационного продукта, который может не быть воспринят рынком или скопирован и улучшен конкурентами; 5. наиболее благоприятная ситуация для создания инновационного продукта, когда время создания продукта превышает рыночную, а инновационность продукта больше или равна среднерыночной; 6. создание «чересчур» инновационного продукта, который может не быть воспринят рынком или скопирован и улучшен конкурентами, но при этом обладающего потенциалом создания нового рынка (примером может служить плеер Walkman фирмы Sony); 7. создание продукта, который может быть легко скопирован или улучшен конкурентами; 8. создание инновационного продукта, который может не быть воспринят рынком; 9. создание «чересчур» инновационного продукта, который может не быть воспринят рынком. С точки зрения инновационной активности любое предприятие можно представить в виде совокупности трех элементов: (1) персонала, (2) менеджмента и структуры управления и (3) внутренней среды. Элементы инновационности предприятия по-разному влияют на коэффициент инновационной активности: внутренняя среда влияет на время, персонал на количество новизны, а менеджмент — на оба параметра. Таким образом, коэффициент динамической активности можно переписать в следующем виде: где ∆Nмен — количество новизны, полученное от управленческой компоненты, ∆Nперс — количество новизны, полученное от персонала, ∆tкон — конкурентоспособное время, ∆tмен — выигрыш во времени, полученный с помощью управленческой компоненты, ∆tвнс — выигрыш во времени, полученный с помощью внутренней среды. Как видно из формулы, изменение управленческой компоненты одновременно воздействует на количество новизны и на время, а изменение в персонале или внутренней среде — только на один из элементов инновационности. Практика подтверждает данную зависимость — внутренняя среда или персонал сам по себе не может стать основой высокой и эффективной инновационной активности предприятия, в отличие от компетентного менеджмента. Рассмотрим возможные комбинации значений компонентов коэффициента инновационной активности. Для этого мы проанализируем показатели инновационности предприятия Кпр и среднюю инновационность конкурентов Крын, делящих с ним рынок, и составляющих этих показателей: 1) Кпр << Крын Данная ситуация означает, что инновационность предприятия несущественна и гораздо меньше средней инновационности конкурентов, может быть характерна для производителей товаров массового потребления или нишевого производителя. 2) Кпр < Крын или Кпр ~ Крын Данное соотношение показывает, что инновационная активность компании неэффективна, и компания может путём оптимизации и улучшений попытаться увеличить свою инновационную активность. Если ∆Nпр ~< ∆Nрын при сопоставимых ∆t, то необходимо обратить особое внимание на менеджмент и персонал предприятия, а при сопоставимых ∆N и ∆tпр >~ ∆tрын на менеджмент и внутреннюю среду. 3) Кпр > Крын Инновационная активность компании эффективна. Повышение инновационности необходимо проводить в эволюционном ключе, для закрепления своих позиций на рынке и увеличения отрыва от конкурентов. 4) Кпр >> Крын В данном случае инновационность компании существенно превосходит среднюю на рынке, что может свидетельствовать о том, что компания предлагает продукт, к которому рынок не готов (и в этом случае необходимо результативное управление и создание спроса), или что компания создает новый рынок с помощью выброса прорывного продукта, или компания затрачивает неоправданно большие средства на инновационную деятельность, или компания предлагает продукт с запредельными характеристиками, невостребованными рынком. Для разграничения этих ситуаций введём понятия предела инновационной активности. Предел инновационности — это максимально возможное значение коэффициента инновационной активности объекта. По отношению к предприятию можно выделить два важных предела инновационной активности: — внутренний Lпр — это предел инновационости предприятия, т.е. максимально возможное значение инновационности продукта, которое может предложить рынку предприятие; — внешний Lрын — это предел инновационности внешней среды, т.е. максимальная инновационность продукта, который будет воспринят рынком. Тогда ситуации «чересчур» инновационного продукта или продукта с завышенными характеристиками будет описываться неравенством: Крын ≤ Lрын << Кпр В данном случае предприятию необходимо снижать инновационность продукции или переходить на инновации другого масштаба (с локального на национальный), сходного с инновационностью продукта. Ситуация создания нового рынка описывается следующим неравенством: 0 ~ Крын < Lрын ~ Кпр В данном случае уровень инновационности задаёт уровень инновационности создаваемого рынка, и, чем он выше, тем сложнее конкурентам захватить его долю и тем дольше у них займёт процесс входа на рынок. Ситуация чрезмерных расходов на инновационную деятельность описывается неравенством: Кпр << Крын ≤ Lрын ≤ Lпр В данном случае компании необходимо пересмотреть свои расходы на инновационную деятельность, например, сначала определив бюджеты продуктов схожих по уровню и масштабу с собственным, понять причины разницы в расходах, перенять практики конкурентов и оптимизировать собственные бизнес-процессы или прекратить выпуск продукта. С учётом этого и проведённого выше анализа формулы коэффициента инновационности можно предположить, что неэффективная и ресурсоёмкая инновационная активность отечественных предприятий в основном связана с недостаточно квалифицированным и компетентным управлением инновационной деятельностью. Часто случаются такие ситуации, что управленцы, обладая превосходными техническими и технологическими знаниями, не обладают достаточными навыками менеджмента. Бывают случаи, когда менеджмент не проводит адекватный анализ потребностей рынка, и на свет появляются неоправданно дорогие продукты с невостребовано завышенными характеристиками. Резюмируя, необходимо отметить, что в управлении инновационной деятельностью двумя основными компетенциями являются (1) оценка отношения собственной инновационной активности, активности конкурентов и внешний предел инновационности рынка и (2) постоянный анализ расходов и доходов от реализации инновационного проекта. Если вторая компетенция достаточно хорошо изучена, то вопросом эффективности первой стали заниматься относительно недавно. Вопрос поддержания высокой инновационной активности и стимулирования её роста у сотрудников выходит на первый план. Основным препятствием во многих случаях также является тот факт, что у сотрудников инновационная активность ограничена рамками области его специализации, поэтому сотрудник считается носителем экспертизы только в рамках специализации, в рамках которой от него ожидаются продуктивные предложения и, одновременно, в этих же рамках им выдают задания на разработку подобных предложений. Тем не менее, практика показывает, что такое искусственное ограничение чаще всего малоэффективно, так как инновационная активность сотрудников объективно возрастает быстрее в тех областях, которые интересны сотруднику, и они не обязательно полностью совпадают с его специализацией в организации. Данное ограничение уменьшает не только потенциальный объем нового (∆N) в областях, отличных от области экспертизы сотрудника, но и увеличивает время для создания нового (∆t) для его основной области деятельности, вследствие снижения активности и интереса сотрудника к инновационной деятельности.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Н.А.Горелов. Вознаграждение работникам (Компенсационный менеджмент). Учебное пособие. СПб.: «Лик», 2007.
2. М.Г.Лапуста. Предпринимательство. Учебник. М.: «Инфра-М», 2009.
3. О.Н.Мельников. Экономика и управлением предпринимательской деятельностью как функция затрат творческой энергии субъектов рынка. М.: «МЕЛАП», 2004.
4. Н.Н.Никифоров. Заработная плата на предприятиях в рыночных условиях // Сборник научных трудов «Экономическое развитие в условиях нестабильности финансовых рынков». – с. 55-56. М.: «ПИК-ГАРМОНИЯ», 2009.
5. Н.Н.Никифоров. Человеческий капитал как ключевой объект оценки предпринимательских структур // Сборник научных трудов «Модернизация экономики – основа повышения эффективности производства». – с. 32-34. М.: «ПИК-ГАРМОНИЯ», 2010.
6. Человеческий капитал. Материал из Википедии – свободной энциклопедии. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Человеческий_капитал.