Forming the concept of state regulation of the small business economic system

Подустов С.П.1
1 Сургутский государственный университет Ханты-Мансийского автономного округа

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 16, Number 2 (January, 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Podustov S.P. Formirovanie kontseptsii gosudarstvennogo regulirovaniya ekonomicheskoy sistemy malogo biznesa // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2015. – Tom 16. – № 2. – S. 197-210. – doi: 10.18334/rp.16.2.37.

Abstract:

This article discusses the issues related to the development of a concept of state regulation for the economic system of small business, formation and development of the economic system of small business relations in the specific conditions of market transformation of the Russian economy. The author explains the lack of self-sustainability of effective reproduction at the both former and extended scales of property relations in the process of formation of this system. 

Keywords: innovation, economic relations, small business economic system, debureaucratizatio, , depersonifications, regional system of entrepreneurship support, system of ownership



Складывающиеся в процессе рыночной трансформации России отношения в сфере малого бизнеса формируют определенную систему. Ее становление связано с коренными преобразованиями во всей политической, экономической, организационной, социальной жизни страны. Эти преобразования, в процессе разрушения старой, отжившей системы, шаг за шагом выделяют из многообразия форм, факторов, структур те, которые и будут основными в формировании устойчивой, самодостаточной, саморазвивающейся системы малого бизнеса. Среди многообразия этих факторов необходимо выделить основные, которые в процессе становления и саморазвития системы сформируют новое поле деятельности.

Этими факторами, на наш взгляд, являются:

1) фактор свободы и общедоступности участия;

2) фактор предпринимательской инициативы;

3) фактор экономических инновации;

4) фактор рисков и неопределенности.

В процессе соединения этих факторов создается структурированное поле развития и воспроизводства самого малого бизнеса, а также формируется сердцевина этой экономической системы – производственные отношения частной собственности во всех формах и на всех уровнях.

Эти отношения тесно взаимосвязаны как с отношениями организационно-экономическими, то есть организация, управление, продвижение бизнеса, так и социально-экономическими, то есть функциями исполнительского труда, собственности. Происходит либо совмещение функций в одном лице, либо разделение этих функций среди небольшого количества хозяйствующих субъектов. С этим и связана повышенная мобильность этих отношений в формирующейся экономической системе малого бизнеса, гибкость, динамичность, с которой субъекты данной системы завоевывают новые, инновационные сферы и направления экономической деятельности [1, 4, 8, 9].

Говорить о завершении становления системы можно лишь в том случае, если завершился сам процесс формирования и становления ее системообразующих факторов, то есть сформированы границы системы, ее ресурсная база. Структурирована, то есть приобрела определенную устойчивость, организационно-экономическая составляющая системы – производственная инфраструктура. Структурирована и приобрела устойчивость сама сердцевина системы, то есть сформировалась социально-экономическая составляющая – социальная инфраструктура, отношения собственности. Сформированы и структурированы субъекты системы – сам малый предприниматель с его устремлениями, желаниями, интересами. О жизнеспособности самой системы может идти речь лишь в том случае, если она готова не только к воспроизведению себя как таковой, но и к совершенствованию и саморазвитию.

Необходимость госрегулирования

Рассматривая процесс перехода системы из стадии становления в фазу развития с прицелом на расширенное воспроизводство системы малого бизнеса, не обойтись без патерналистского государственного регулирования экономики на всех на всех уровнях государственности. Если рассматривать традиционное видение этой проблемы, то можно выделить и традиционные аргументы, используемые для обоснования этого подхода. Можно использовать такие часто повторяющиеся в литературе факторы, как несовершенство конкуренции, недостаточный запас финансовой прочности, узконаправленные рамки кредитования, неопределенность и повышенные риски и т.д.

Отдавая должное традиционному видению проблемы, все же необходимо отметить, что с тоски зрения политико-экономического обоснования данного подхода аргументационная база явно недостаточна и не объясняет сущностные причины необходимости патерналистского государственного регулирования малого бизнеса и в особенности на региональном, субъектном уровне.

Суть вопроса кроется в «краеугольном камне» любой экономической системы – отношениях собственности и особенно в самой специфичной субъектной форме самого малого предпринимателя. Возникающие в процессе функционирования системы малого бизнеса производственные отношения, а самое главное, отношения собственности, не могут без государственной поддержки на всех уровнях быть воспроизведены ни в прежних размерах, ни тем более в режиме совершенствования, расширения, развития. Без этого патернализма мы видим, что происходит. Агрессивная конкурентная среда методично через агрессивный рыночный, а в наших условиях и не только рыночный механизм, будет последовательно «изымать» собственность малого бизнеса, изымая и самих предпринимателей как субъектов рыночного хозяйства. Нивелируя эти процессы, государственное регулирование на всех уровнях государственности и обеспечит динамическое равновесие интересов малого бизнеса в общей системе развития экономики России.

Рассматривая сам процесс регулирования малого бизнеса можно говорить о некой двойственности, в обосновании допустимости или недопустимости этого регулирования. Традиционно рассматривается либо избыточность патернализма, выраженная в чрезмерном прямом субсидировании заранее убыточных направлений, зачастую преследующих частные корыстные мотивы, либо его недостаточность в виду слабой инвестиционной привлекательности, что опять же связано с коррупционной составляющей. И в том, и другом случае это ведет к субъективной персонифицированной составляющей формирующейся системы малого бизнеса – самому малому предпринимателю. Происходит деперсонификация самого субъекта данной системы [5].

Если государственное на всех уровнях государственности регулирование избыточно, то утрачиваются стимулы у самого участника данного процесса. Интересы к саморазвитию пропадают, замещаются иждивенческими, оппортунистическими настроениями. Если оно недостаточно, то деперсонификация выражается в том, что сам предприниматель уничтожается как субъект системы.

Если же мы стремимся к созданию действительно цивилизованной системы развития и управления малым бизнесом, то есть не принуждающей субъекта хозяйствования к деперсонификации, тогда необходимо постепенное, планомерное создание комплекса мероприятий, направленных на реализацию этой цели.

Во-первых, опираясь на социальное партнерство, необходимо создать так называемое «равенство возможностей», то есть определить «правила игры» для всех участников данной системы.

Во-вторых, минимизировать издержки входа новых, особенно инновационных предприятий, на монополизированный рынок, особенно рынок услуг.

В-третьих, систематизировать субъектов малого бизнеса в плане определения объема и адресности поддержки.

В-четвертых, сегментируя рынок ресурсов, сделать упор не на субъектной, корыстной заинтересованности, а на социально экономической приоритетности направления развития.

В-пятых, формируя систему регулирования, особое внимание уделить региональному аспекту в плане усиления развития именно отстающих регионов.

Таким образом, формируя концепцию развития экономической системы малого бизнеса и, в частности, определяя формы и методы регулирования этой системы на всех уровнях государственности, необходимо систематизировать их по следующим составляющим:

• формирование организационной составляющей (государственные и негосударственные структуры);

• формирование функциональной составляющей (нормативно-правовая, информационная, финансовая база);

• формирование программной составляющей (использование программно-целевых подходов).

Концепция сегментного поля малого бизнеса

Формируя концепцию сегментного поля малого бизнеса, выделим следующие типы государственных и негосударственных структур поддержки предпринимательства (см. рис. 1).

1. Структуры государственной поддержки системы малого бизнеса на разных уровнях государственной власти и самоуправления. В настоящее время в России это, прежде всего, Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). С 2014 г. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» [11].

2. Структуры различных уровней государственности и их сети, осуществляющие целевые программы, целевые приоритеты, определенные правительством, в рамках определенного правительственного курса. В Российской Федерации это целевые программы развития. Например, программа содействия занятости в ХМАО – Югре до 2020 года [1].

3. Структуры некоммерческого типа, их сети и секторы, а также общественные негосударственные учреждения. Специализированные учебные центры, государственные и муниципальные фонды, структуры продвижения бизнеса, консалтинговые фирмы, бизнес-инкубаторы и др.

4. Структуры коммерческого типа, активно реализующие государственные, региональные, муниципальные и иные программы системного развития малого бизнеса с возможностью привлечения на коммерческой основе финансовых потоков.

5. Сообщества, союзы, общественные ассоциации предпринимателей и т.д., то есть структуры внутреннего типа формирующейся системы малого бизнеса, в отличие от противостоящей им внешней среды.

Формирование системы малого бизнеса

Используя имеющиеся подходы и различные варианты [4], предлагается некий формальный вариант формирования системы малого бизнеса и регулирования предпринимательства, основанный на применении принципа временной ориентации (см. рис. 2).

В процессе формирования данной системы отличия по функциональному признаку можно отнести на второй план в угоду основным ключевым проблемам, а именно при поиске оптимального баланса интересов по видам деятельности с различной степенью эффективности во времени, учитывая направления и потенциал «множественности отдачи» самой системы через механизм обратных связей.

Многообразие взаимосвязей и взаимодействий на субъектном, региональном уровне формирования системы малого бизнеса с основными субъектами этой системы: предпринимателями, местными потребителями услуг, администрациями различных уровней, социумом региона, внешними составляющими [14,15], представлены на рисунке 3.

Системообразующая составляющая программ по региональному развитию малого бизнеса связана с особенностями самой структуры системы: высокой степенью неформальности, социальной направленностью, экономической перспективностью, что приводит к определенным трудностям в подборе методов и инструментов для анализа политико-экономической составляющей формирующейся системы.

Рисунок 1. Система поддержки малого бизнеса (сегментное поле)

Рисунок 2. Основные составляющие формирования системы малого бизнеса.

Вместе с тем сам процесс государственного вмешательства в рыночную саморегулирующуюся систему с ее «духом свободного предпринимательства» выступает дополнительным фактором, осложняющим сам процесс поиска баланса при стимулировании развития системы и чрезмерным патернализмом, зачастую преследующим совершенно другие, корыстные интересы [6].

Рисунок 3. Субъекты и участники региональной системы малого бизнеса

Системообразующие составляющие становления малого бизнеса, выраженные через программы поддержки развития предпринимательства и малого бизнеса, можно систематизировать таким образом:

‑ территориальная составляющая – выявляя наиболее проблемные территории и места проживания населения, государство на всех уровнях через программы поддержки стимулирует социально-экономическое развитие страны, региона, территории;

‑ структурная составляющая – оптимизация структурного состава программ для эффективного распределения и перераспределения целенаправленно выделяемых ресурсов различного уровня государственной поддержки;

‑ информационная составляющая – поиск, систематизация, обработка необходимой информации для количественной, а особенно качественной оценки реализуемых программ;

‑ индикативная составляющая – определение и выбор индикаторов, показателей, критериев результативности и эффективности проектов и программ, увязанных с общими показателями эффективности развития региона.

Рассматривая существующие в настоящее время подходы к регулированию системы малого бизнеса, целесообразно объединить их в два основных направления.

Первое направление связано с традиционными формами и методами государственного воздействия по формированию компонентных составляющих системы с упором на дискретности описания и количественно-затратной эффективности показателей. Данный подход в настоящее время является преобладающим по многим показателям, а в особенности возможности реализации коррупционной составляющей модели государственного регулирования.

Второе направление предполагает реализацию интегральности, рассмотрения системы в целом с привлечением интерактивного, инновационного взаимодействия компонентов системы, нацеленного на эффективность, акцентирование именно качественных показателей реализации программ господдержки. Такой подход необходимо рассматривать в широком смысле как инновационный, новаторский [13] (см. рис. 4).

Процессу синтеза перехода количественной преобладающей, системной составляющей в качественную составляющую способствуют:

‑ политическая составляющая – обязательное наличие сильной политической воли, выраженное в создании структуры власти по поддержки малого бизнеса;

‑ системная составляющая – выраженная в развитии системы поддержки в лице различных региональных фондов, структур, компонентов, стимулирующих качественное исполнение принимаемых программ [7];

- инновационная составляющая – реализация принципов диверсификации, синергетики, мультипликативного эффекта;

‑ инфраструктурная составляющая – использование программ для инфраструктурного развития регионов на базе имеющихся и создания новых структур поддержки малого бизнеса;

‑ финансово-кредитная составляющая – привлечение в регионы инвестиционных потоков на базе развития схем микрокредитования, кредитно-залоговой деятельности с участием как государственного, так и частного капитала – в Германии (Kredit Garanti Geselsсhaft), в США (АМБ) [10].

Приоритетным направлением деятельности региональных фондов должно стать не столько стимулирование количественных показателей развития, сколько качественная составляющая этих программ, через «множительный эффект» увеличивая как клиентскую базу, так и объем привлеченных средств, как пример – развитие этого процесса в США [10]. Обязательным условием формирования программ является открытость, гласность и общедоступность населения, общественности, не только к принятию финансовой составляющей программ, но и их реализации и эффективности. «Секретность – душа подкупа и коррупции» [3], а закрытость государственных структур создает у социума негативное отношение ко всем ветвям власти, на всех уровнях государственного устройства.

Систематизируя основные составляющие государственного регулирования малого бизнеса можно выделить два типа льгот, как неналогового, так и налогового характера.

Рисунок 4. Подходы к оценке регулирования системы малого бизнеса

К первому отнесем:

‑ доступность – возможность с наименьшими затратами войти в бизнес;

- отчетность – упрощенный порядок документооборота;

‑ приоритетность – закрепление арендуемых помещений за арендаторами с последующим льготным выкупом;

‑ льготы – компенсационные выплаты малому бизнесу из соответствующих фондов;

‑ кооперация – создание структур взаимодействия, взаимного кредитования;

‑ защищенность – государственные гарантии;

‑ возвратность – рефинансирование малого бизнеса за счет возврата части выплат;

‑ заинтересованность – привлечение субъектов малого бизнеса к различным государственным программам;

‑ гарантированность – государственный патернализм в защите интересов малого бизнеса;

‑ страхование – формирование бюджетных резервов по страховому случаю.

Ко второму:

‑ возможность отсрочки по уплате налогов и сборов;

- налоговые каникулы;

‑ освобождение инвестиционных проектов;

‑ стимулирование приоритетов, упрощенных режимов налогообложения;

‑ восстановления налоговых льгот;

‑ снижение ставок налогов;

‑ предоставление вычетов;

‑ методы косвенного налогового стимулирования;

Заключение

Приведенный в работе подход к решению проблемы формирования концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса не претендует на исключительность и абсолютную оригинальность, но заставляет еще раз задуматься о необходимости создания такой системы в связи с теми вызовами, которые в настоящее время предстоит решать нашей стране. Если мы по-настоящему, в действительности собираемся стать самодостаточной, экономически и политически независимой страной, нам не обойтись на данном этапе развития без создания мощной, государственно поддерживаемой концепции государственного регулирования экономической системы малого бизнеса.


Страница обновлена: 05.05.2024 в 01:44:53