Стратифицированный подход к исследованию эффективности труда в условиях функционирования социотехнологической системы предприятия

Мизя М.С., Потуданская В.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (269), Декабрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мизя М.С., Потуданская В.Ф. Стратифицированный подход к исследованию эффективности труда в условиях функционирования социотехнологической системы предприятия // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 23. – С. 154-160.

Аннотация:
Статья посвящена исследованию эффективности труда в современных социально-экономических условиях деятельности предприятий. Предлагаемый подход основан на стратификации предприятия по уровням, каждый из которых представлен через взаимосвязанные компоненты социотехнологической системы, что позволяет связать показатели отдельных рабочих мест, участков и цехов с показателями развития предприятия в целом.

Ключевые слова: инновационное развитие, эффективность труда, социотехнологическая система, стратификация предприятия, компоненты предприятия



Трансформация экономических и социальных условий деятельности предприятий в настоящее время приводит к необходимости поиска новых путей повышения эффективности их функционирования на основе реализации трудового потенциала персонала, который становится определяющим фактором производства [3].

Поиск новых путей повышения эффективности предприятия

Д. Ньюленд выделил основные посткризисные тренды в развитии предприятий [4]:

- от работников требуется выполнение большего объема работ при меньшем объеме ресурсов, в первую очередь, времени, что вызывает абсентеизм и проблемы с охраной труда, в итоге, сниженная производительность труда;

- сокращение платежеспособного спроса и рост значимости потребительской ценности товара в принятии решения о покупке;

- повышение затрат на персонал за счет расходов на здравоохранение, образование и увеличения ставок оплаты труда в развивающихся странах;

- популярность зеленого движения, корпоративной социальной ответственности, здорового образа жизни, которые меняют поведение потребителей и наемных работников;

- более поздний уход работников на пенсию, смещение баланса от производства в сторону инноватики и творчества, ухудшение качества образования требуют пересмотра того, как выполняется работа и как подготавливается рабочая сила, для формирования инициативного, ответственного, творческого персонала.

Развитие предприятия в соответствии с выделенными трендами требует постоянного повышения эффективности труда, чего можно достичь на основе развития инновационной деятельности предприятия, движущей силой которой являются социотехнологические системы (СТС) с их мобильными технологическими компонентами и вектором социальных преобразований. Можно согласиться с Ю. Полуниным и А. Юдановым, что «вовлеченность в инновационные процессы повышает долгосрочные шансы устойчивого роста» [1]. С другой стороны, усложнение условий требует применения интегрального подхода к исследованию организационных, технологических и кадровых изменений внутренней среды предприятия.

Социотехнологические системы (СТС)

В условиях инновационных преобразований социотехнологический подход направлен на создание условий для поддержания устойчивого положения адаптивного предприятия во внешней среде.

В рамках реализации социотехнологического подхода в условиях специфики каждого предприятия, методы оценки его социотехнологической системы позволяют установить, насколько соответствует технологическая система и ее планируемые изменения параметрам социальной среды, в которой она функционирует, а также планировать соответствующие изменения социальной и технологической систем для их наилучшего соответствия друг другу. Среда внедрения инноваций оказывает влияние через приспособление внедряемой техники и технологии к уже имеющемуся технологическому комплексу на предприятии и через изменение содержания труда, требуемых компетенций, организационной и управленческой структуры.

Социотехнологические методы управления направлены на совместную оптимизацию технологической и социальной подсистем, при этом большое значение отводится работнику, который реализует на рабочем месте потенциал СТС, применяет технику, знания, навыки и коммуникации, является активным участником рационализации производства и инновационного развития предприятия. Качество трудовой жизни работников, как среда для развития социотехнологических систем, ориентировано на создание безопасных и здоровых условий труда, взаимной поддержки и уважения; возможностей обучения и повышения квалификации; оптимальной степени автономии в принятии решений; ротации персонала и карьерного роста; содержательности и значимости труда; справедливости оплаты труда [3].

Социотехнологические методы развивают инициативность работников на основе:

- использования поливалентного (многопрофильного) труда, требующего применения широких навыков, что позволяет человеку видеть больше возможностей по улучшению производственного процесса;

- плоских организационных структур при участии работников в принятии управленческих решений и развитии внутреннего контроля в рамках саморегулируемых подсистем организации;

- наделения работника своевременной полной информацией, касающейся его непосредственной деятельности и общими данными по положению предприятия, что повышает его способность к внесению предложений.

Функционирование социотехнологической системы предприятия комплексно охватывает все стороны его деятельности: издержки производства, качество продукции, научно-техническую оснащенность, загрузку мощностей, уровень квалификации персонала, качество информационного обеспечения работников, гибкость организационной структуры, адаптивность к воздействиям внешней среды, эффективность систем мотивации и стимулирования работников.

Социотехнологическая система предприятия - это открытая система, обеспечивающая органическое единство человека и технологии в производственном процессе, основанная на поддержании динамического равновесия и развития в условиях изменяющейся внешней среды. СТС включает две основные подсистемы, находящиеся в тесном взаимодействии: социальную и технологическую.

Социальная подсистема представлена социальными компонентами, включающими культуру, качество трудовой жизни, социальную значимость труда, формы трудовых отношений и отдельным работником с присущими ему личностными качествами и профессионально-квалификационным уровнем.

Технологическая подсистема представляет собой соединение собственно технологии, средств труда и предметов труда (см. рис. 1). От того, насколько полно выстраивается соответствие между подсистемами в процессе функционирования предприятия, зависит уровень эффективности труда. Эффективность труда - это социально-экономическая категория, определяющая степень достижения той или иной цели, соотнесенную со степенью рациональности использованных при этом ресурсов [2], т.е. соотношение между результатами и затратами.

Для изучения эффективности труда в границах предприятия целесообразно выделить 4 страты в зависимости от организационного уровня: рабочее место, участок, цех, предприятие в целом (см. рис. 2). Каждая страта исследуется в разрезе соответствия социальной и технологической подсистем по компонентам СТС, что позволяет отражать взаимодействие технологии с персоналом на уровне отдельного работника, рабочей группы, нескольких групп и всего трудового коллектива. Предлагаемая стратификация позволяет связать показатели отдельных рабочих мест, участков и цехов с показателями развития предприятия в целом.

Компоненты СТС предприятия в рамках своей страты исследуется по основным направлениям, представленным на рисунке 3.

Технологические характеристики описывают уровень наукоемкости, автоматизации и гибкости производства; прогрессивность технологии; уровень материально-технической базы; наличие резерва мощностей; трудоемкость операций; интенсивность труда; физические свойства и конфигурацию применяемых материалов.

Информационно-коммуникационное направление исследования характеризует компетенции персонала по работе с информацией; степень автономии в принятии решений работниками; качество взаимоотношений работников; уровень развития информационно-коммуникационных технологий; уровень внутренних трансакционных издержек; эффективность программного обеспечения; качество базы знаний; объем и характеристики используемой информации.

Организационный аспект компонентов СТС описывает рациональность приемов и методов труда, разделения и кооперации труда; вовлечение работника в принятие решений; содержательность труда; ротацию персонала и карьерный рост; условия труда.

Образовательная сторона компонентов СТС направлена на достижение соответствия знаний и навыков работников выполняемым заданиям на текущий момент и в перспективе через исследование соответствия уровня квалификации работника, сложности выполняемых работ, набора необходимых компетенций для выполнения работы, уровня трудового потенциала работника; возможностей обучения и повышения квалификации; сложности адаптации новых технологий к существующей СТС, обеспеченности персоналом, занятым в НИР и ОКР.

Социальные характеристики учитывают инициативность работника; удовлетворенность трудом; социальную значимость труда; ценности, разделяемые работником; тяжесть труда; отчуждение труда; эргономичность используемых средств труда; эстетичность предметов труда.

Экономические характеристики компонентов СТС направлены на оценку результата работы персонала, рациональности использования всех видов ресурсов на предприятии и включают показатели доходности и рентабельность труда; справедливости оплаты труда; экономичности технологии; результативности и производительности труда; эффективности использования основных средств и предметов труда.

Выводы

Предлагаемая технология исследования эффективности труда на основе социотехнологического анализа по стратам позволяет определить диспропорции между подразделениями и несбалансированность развития организации в целом по социальным, экономическим, организационным, образовательным, информационно-коммуникационным и технологическим критериям, выявить сильные и слабые стороны СТС и пути повышения эффективности труда через гармонизацию развития внутренней среды предприятия.


Источники:

1. Полунин Ю. Средний бизнес и консервативные экономические ценности / Ю. Полунин, А. Юданов // Эксперт. - 2014. - № 26 (905). - С. 13-21.
2. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 1996. - 336 с.
3. Черникова С.А., Исаков Ю.А. Трудовые ресурсы как фактор производства // Российское предпринимательство. - 2014. - № 5 (251). - С. 55-62.
4. Newland D. The New Normal 2.0 The next phase of Global Business. – Mission facilitators International, 2013. - 24 p.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 16:55:01