Создание единого информационного центра взаимодействия вузов с участниками рынка труда

Кузьмина Е.Е.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (268), Ноябрь 2014
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Кузьмина Е.Е. Создание единого информационного центра взаимодействия вузов с участниками рынка труда // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 22. – С. 105-111.

Аннотация:
В настоящее время российский рынок труда не получает от вузов выпускников нужных специальностей с необходимым уровнем компетенций. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в недостаточном взаимодействии вузов с представителями рынка труда. Исследование, проведенное автором, посвящено изучению существующих форм взаимодействия вузов с участниками рынка труда, поиску направлений их совершенствования и разработке новых форм, позволяющих организовать более тесное сотрудничество вузов и бизнеса. Целью исследования стало формированию новых форм взаимодействия, которые бы способствовали вовлечению бизнеса в образовательный процесс. По итогам исследования эффективным способом решения этой проблемы, по мнению автора, может стать создание единого информационного центра для вузов и работодателей на городском или региональном уровне. Функции такого центра, перечисленные в статье, позволят вузам более эффективно удовлетворять потребности рынка труда в специалистах с заданным набором компетенций.

Ключевые слова: подготовка кадров, компетенции выпускников, вузы и рынок труда, взаимодействие вузов и работодателей

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Переход российской экономики на инновационный путь развития предопределил необходимость создания и развития национальной инновационной системы образования, внедрение которой призвано обеспечить революционный прорыв в образовательной системе России.

Традиционные формы взаимодействия вузов с участниками рынка труда

Одним из условий развития инновационной системы образования является совершенствование форм взаимодействия вузов с участниками рынка труда.

Целью исследования является изучение существующих форм взаимодействия вузов с участниками рынка труда, их совершенствование и разработка новых форм, позволяющих более тесно сотрудничать с бизнесом.

Прежде, чем рассмотреть наиболее эффективные формы их взаимодействия, оценим ситуацию, которая сложилась на данном рынке. Исследование, проведенное автором показало, что в ближайшие два года ожидается увеличение численности населения, которое будет расти за счет мигрантов, при этом количество трудоспособного населения будет снижаться, что приведет к дефициту трудовых ресурсов, который отчасти будет нивелирован за счет мигрантов и работающих пенсионеров.

Анализ рынка труда показал, что несмотря на то что предприятия уже не испытывают значительного кадрового недостатка, несбалансированность рынка труда и рынка образовательных услуг привела к нехватке специалистов с высшим техническим образованием и, как ни странно, с высшим управленческим образованием. По результатам исследований 63% компаний заявили о нехватке таких специалистов, 61% компаний не может укомплектовать штат сотрудниками со средним профессиональным образованием, также не хватает специалистов со средним техническим образованием [8]. Таким образом, работодатели получают специалистов с высшим образованием не по тем специальностям и не того качества, в которых нуждаются. Дефицит кадров превратился в дефицит компетенций.

Исследования рекрутинговых компаний выдали пятерку наиболее нужных профессий на рынке труда в 2014 году [8]:

· квалифицированные работники (сварщики, токари, электромонтажники);

· врачи, в основном специалисты узкого профиля;

· инженеры;

· программисты;

· топ-менеджеры (генеральные директора, управляющие, менеджеры по развитию в крупных компаниях и холдингах).

Обзор рынка труда молодых специалистов свидетельствует о неблагоприятной ситуации сложившейся на нем в последнее время. Исследователи отмечают следующие проблемы [7]:

· несбалансированность спроса и предложения на рынке;

· отсутствие предложений по свободным вакансиям для выпускников без опыта работы;

· отсутствие необходимого опыта и стажа у потенциальных работников.

· постоянно растущая безработица;

· наличие малого количества рабочих мест для молодых людей;

· невостребованность на рынке труда тех профессий, которые получает большинство студентов.

Следует отметить, что вышеуказанные проблемы характерны не только для российского рынка труда, они имеют общемировую тенденцию. Так, Джош Берзин - глава известной американской исследовательской компании, работающей на рынке learning & development отмечает, что исследования, проводимые в США, свидетельствуют о значительном несоответствии между системой образования и профессиональными навыками, которые необходимы работодателям [2].

Обобщение исследований, проведенных различными организациями и специалистами, а также изыскания автора, позволили сделать следующие выводы:

- повышение конкурентоспособности российской экономики невозможно без квалифицированных управленческих и инженерных кадров;

- несмотря на то что сейчас предприятия уже не испытывают значительного кадрового недостатка, несбаланстрованность рынка труда и рынка образовательных услуг привела к нехватке специалистов не только с высшим техническим образованием, но и с высшим управленческим образованием;

- работодатели получают специалистов с высшим образованием не по тем специальностям и не того качества, в которых нуждаются;

- дефицит кадров превратился в дефицит компетенций.

Таким образом, образовательные учреждения должны соответствовать требованиям, предъявляемым работодателями и совершенствовать методы обучения и формы взаимодействия с рынком труда.

Совершенствование взаимодействия вузов и рынка труда

Проблеме взаимодействия вузов и рынка труда посвящено немало работ отечественных и зарубежных авторов [2-9 и др.]. Так, например, Макаркин А.В. в своей статье представил несколько моделей взаимодействия вузов с субъектами рынка: выпускниками, учреждениями профессионального образования, государственными органами власти, предприятиями и организациями государственного и негосударственного сектора экономики [5]. Авторы Перерва П.Г. и Мехович С.А. инновационной формой взаимодействия считают Совет по организации сотрудничества U2B, созданный на экономическом факультете и факультете бизнеса и финансов в Национальном техническом университете «Харьковский политехнический институт» для координации взаимодействия бизнеса, преподавателей и студентов [9]. Можно, конечно, поспорить по поводу "инновационности" этого совета, однако, если его работа действительно приблизит университет к потребностям бизнеса, этот успешный опыт можно будет взять на вооружение и другим образовательным организациям.

Уже сейчас вузы активно сотрудничают с бизнесом, привлекая его представителей к формированию учебных программ и разработке профессиональных компетенций выпускников, проведению в вузах мастер-классов ведущими специалистами компаний. Предприятия и организации:

а) предоставляют места для прохождения практики студентами;

б) учреждают именные стипендии для студентов;

в) участвуют в формировании попечительских фондов, аккумулирующих спонсорские деньги, оборудование и программное обеспечение, передаваемое вузам;

г) предоставляют базу для защиты дипломов и подготовки курсовых работ;

д) открывают у себя филиалы кафедр, участвуют в оценке качества выпускников и т.д.

Все эти формы необходимо развивать и совершенствовать, так, например, совершенствовать процедуру прохождения производственной и преддипломной практики.

Значение производственной практики возрастает еще и в связи с тем, что одним из критериев в системе оценки рейтинга вузов является процент трудоустройства его выпускников, а одной из проблем, обозначенных выше, является отсутствие опыта работы у молодых специалистов и в этом случае значительную помощь в решении данной проблемы может оказать хорошо организованная производственная практика.

Нельзя не согласиться с коллегами из Уфимского государственного авиационного технического университета, которые считают, что студенты, пришедшие на практику, должны решать конкретные задачи, связанные с будущей профессиональной деятельностью, при этом лучшие практиканты могут быть зачислены в кадровый резерв предприятия по результатам оценки их руководителем и успешной защиты их отчетов. Кроме того, итогом практики может стать конкурс научных работ студентов по своей специализации, что позволит будущим работодателям получить более широкое представление о профессиональном потенциале студентов.

Еще одной формой взаимодействия является создание печатных и интерактивных учебников и пособий на цифровых носителях, где будет собран специализированный контент и диагностический инструментарий для конкретной области бизнеса.

Плодотворной формой взаимодействия является привлечение преподавателей на предприятия в качестве консультантов по проблемам бизнеса или для участия в НИР, организация их стажировки на предприятиях, что позволит повысить их квалификацию и в конечном счете скажется на качестве подотовки специалистов.

Результаты:

Инновационное развитие экономики вынуждает предприятия активнее вкладываться в развитие персонала, конкурировать в борьбе за лучшие кадры, за партнерство с лучшими образовательными учреждениями. Предприятиям требуется качественная подготовка персонала по программам, ориентированным на актуальное и перспективное состояние производства и решить эту проблему можно только совместными усилиями бизнеса и образования.

Для отраслевых вузов представляет интерес создание совместно с предприятиями единого информационного центра потребности в молодых специалистах, практикантах, в специалистах, желающих получить высшее образование, пройти повышение квалификации или переподготовку.

Предприятиям отрасли это позволит аккумулировать в одном месте информацию по вакансиям и предложениям вузов, а именно:

1) об их потребностях в молодых специалистах с перечнем необходимых профессиональных компетенций;

2) о сотрудниках, желающих получить первое высшее (заочное), второе высшее образование, или бизнес-образование (МВА), или пройти магистратуру;

3) о сотрудниках, нуждающихся в повышении квалификации или профессиональной переподготовке.

Вузу это позволит:

1) получить полное представление о кадровой потребности предприятий;

2) анализировать конъюнктуру рынка труда молодых специалистов в целях дальнейшего совершенствования образовательных программ;

3) адресно осуществлять подготовку специалистов для предприятий отрасли;

4) иметь постоянно действующую «ярмарку вакансий»;

5) размещать портфолио студентов-выпускников, т.е. сформировать базу предложений для предприятий;

6) вести систему мониторинга трудоустройства выпускников и качества их образования;

7) осуществлять переподготовку и повышение квалификации сотрудников предприятий, исходя их потребностей и возможностей по совместно разработанным учебным программам;

8) разрабатывать долгосрочные программы подготовки специалистов для предприятий профильной отрасли;

9) создать систему мониторинга потребностей производственных предприятий в качественных образовательных услугах.


Источники:

1.Антипьев А.Г. Проблемы взаимодействия вузов и работодателей на рынке труда
// Alma mater (Вестник высшей школы). 2012. № 4. С. 16-20. - http://elibrary.ru/item.asp?id=17666899.
2.Берзин Дж. Увеличивающийся разрыв между тем, что нужно бизнесу и тем, что дает образование //http://hrm.ru/uvelichivajushhijjsja-razryv-mezhdu-tem-chto-nuzhno-biznesu-i-tem-chto-daet-obrazovanie.
3.Веретенникова И. Рынок труда для молодых специалистов: ожидания соискателей и предложение работодателей // В сборнике: Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов в современных условиях сборник материалов третьей Всероссийской научно-практической конференции. Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова. 308012, г. Белгород, ул. Костюкова 46, БГТУ им. В. Г. Шухова, 2011. С. 69-76. - http://elibrary.ru/item.asp?id=20896459.
4.Кузьмина Е.Е. Формы взаимодействия вуза и работодателей при подготовке специалистов коммерции // Материалы международной научно-практической конференции «Экономика, государство и общество в XXI веке» в рамках Румянцевских чтений. – М.: РГТЭУ, 2007.
5.Макаркин А.В. Модели организации взаимодействия вузов с субъектами рынка труда //Сб. трудов III Всероссийской научно-практической конференции "Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов современных условиях". - Белгород: БГТУ им. В.Г.Шухова, 2011 // http://www.pandia.ru/.
6.Миронова И.И. Взаимодействие профессиональной подготовки кадров и рынка труда как условие посткризисной модернизации // дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05.- Краснодар, 2010.
7.Основные проблемы рынка труда молодых специалистов в Российской Федерации // http://opersonale.ru.
8.Перспективы развития рынка труда в России в 2014 году // http://opersonale.ru.
9.Перерва П.Г., Мехович С.А. Инновационные технологии развития сотрудничества университетов и бизнеса (U2B) в рамках ЕЭП //Сб. трудов III Всероссийской научно-практической конференции "Содействие профессиональному становлению личности и трудоустройству молодых специалистов современных условиях". - Белгород: БГТУ им. В.Г.Шухова, 2011 // http://ores.su/.
10.Мельников О.Н. От «материалистичности» к «человечности» экономики // Российское предпринимательство. 2012. № 2 (200). c. 58-63. - http://www.creativeconomy.ru/articles/22783/.
11.Кетько Н.В. Первичный рынок труда – рынок труда выпускников вузов // Российский экономический интернет-журнал. 2006. № 4. С. 118. - http://elibrary.ru/item.asp?id=19102637.
12.Барановский А.И. Методы маркетинга отношений в повышении конкурентоспособности выпускников вуза на рынке труда // Информатика и образование. 2007. № 1. С. 123-125. -
http://elibrary.ru/item.asp?id=9438614.
13.Оленев А.А. Влияние регионального вуза на социально-экономическое развитие территории // Креативная экономика. 2013. № 4. c. 48-53. - http://www.creativeconomy.ru/articles/28670/.
14.Артамонова М.В. Вуз как самостоятельный субъект образовательной политики на рынке труда // Экономика образования. 2007. № 4. С. 37-56. - http://elibrary.ru/item.asp?id=9589343.
15.Артюшина И. Инструмент коммуникации между вузами и рынком труда // Высшее образование в России. 2006. № 6. С. 28-31. - http://elibrary.ru/item.asp?id=9951165.
16.Дмитриева Н.В. Рыночный механизм взаимодействия рынка образовательных услуг вузов и рынка труда // Сервис в России и за рубежом. 2008. № 2 (7). С. 48-55. - http://elibrary.ru/item.asp?id=10292821.
17. Багаутдинова Н.Г. Инженерные вузы на российском рынке труда //
Вестник Казанского государственного технического университета им. А.Н. Туполева. 2002. № 4. С. 74-80. - http://elibrary.ru/item.asp?id=9114696

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:57:31