Роль университетских комплексов в региональной инновационной системе

Ерлыгина Е.Г., Лонский Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5-1 (183), Май 2011
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ерлыгина Е.Г., Лонский Т.В. Роль университетских комплексов в региональной инновационной системе // Российское предпринимательство. – 2011. – Том 12. – № 5. – С. 35-39.

Аннотация:
В статье университетские комплексы рассматриваются как центры инновационного развития регионов. Роль вузов должна повышаться, и именно они призваны обеспечивать связь между наукой и бизнесом, способствовать эффективной коммерциализации знаний, созданию инновационной инфраструктуры.

Ключевые слова: подготовка кадров, инновационное развитие, инновационная инфраструктура, региональная инновационная система, научный потенциал, университетский комплекс, научно-исследовательский институт



На современном этапе развития России, вхождения ее в мировое экономическое пространство главным условием перехода к экономике нового типа, инновационной экономике, основанной на знаниях, является формирование современной региональной инновационной системы, обеспечивающей эффективную коммерциализацию знаний и получение экономически ощутимых результатов от инновационной деятельности в регионе.

«Инновационная система – это приводной механизм научно-промышленного развития современных государств. Ее главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла» – заявил в своем выступлении Президент РФ Д.А. Медведев [1].

Традиционно под инновационной системой подразумевается совокупность организаций, участвующих в инновационной деятельности, эффективно взаимодействующих друг с другом в процессе создания, распространения и использования инноваций (новых знаний).

Повышение роли вузов в инновационном процессе

Региональная инновационная система (РИС) – это комплекс (совокупность) организаций, инициирующих и осуществляющих производство новых знаний, их распространение и использование, способствующих финансово-экономическому, правовому и информационному обеспечению инновационных процессов и функционирующих в едином социокультурном пространстве, взаимосвязанных между собой и имеющих постоянно устойчивые взаимоотношения [4].

Объектами инновационной системы региона являются промышленные предприятия, малые инновационные предприятия, научно-исследовательские институты (НИИ), высшие учебные заведения (вузы), технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансферта технологий, органы поддержки инновационной деятельности.

В условиях становления и развития инновационной системы региона все более явной и востребованной становится инновационная функция высшего образования и повышается роль вузов в инновационном процессе.

Вузы постепенно активизируют инновационную деятельность, участвуя в выполнении прикладных исследований по грантам федерального и регионального уровня, участвуя в совместных проектах с НИИ, КБ, предприятиями инновационного бизнеса.

Перспективными направлениями развития инновационной деятельности вузов являются создание технопарков, инновационных центров, технополисов на базе вуза, а также активизация их взаимодействия с малым, средним и крупным бизнесом посредством выполнения хоздоговорных работ.

Единство учебной, научной и производственной среды

Высшие учебные заведения определяют кадровый потенциал инновационного развития региона, а также способствуют продвижению инновационных идей и доведению их до конкретных производителей. С учетом маркетинговых исследований инновационного рынка вузы могут с большей эффективностью, чем другие субъекты инновационной системы, проводить исследования и осуществлять инновационные разработки, которые будут реализованы на практике. Кроме того, цепочки «вуз – НИИ – предприятие» или «вуз – предприятие» дают возможность разрабатывать только те инновационные проекты, которые могут быть реализованы на предприятиях и профинансированы.

Накопленный вузами инновационный потенциал требует структурирования, вузовского содержания и поиска новых форм организации научной деятельности. Таким видом новой формы может быть оптимальное взаимодействие региона и высшей школы на основе создания объединений учебных заведений университетского комплекса [2]. В Концепции стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации в качестве одного из главных приоритетов регионального развития страны названо «формирование региональных модулей», на базе «создания на территории страны зон инновационного развития, в которых концентрируются мобильные высококвалифицированные кадры, для нормальной жизни и работы которых должна быть создана комфортная среда» [3].

Университетские комплексы обеспечивают единство учебной, научной, инновационной деятельности. Они способствуют созданию единых региональных сетей и более полной реализации различных инновационных проектов.

При определении направлений инновационного развития перед университетским комплексом ставится задача обеспечения условий для быстрого и практического использования инноваций на основе единого учебно-научно-инновационного процесса, когда он начинается с фундаментальных исследований на профильных кафедрах, и заканчивается производством и реализацией наукоемкой продукции. Учитывая, что только на основе оптимального сочетания в процессе обучения трех компонентов (образовательного, научного и производственного) возможно подготовить всесторонне развитого специалиста, отвечающего требованиям современности, сформулирована следующая цель реализации инновационной образовательной программы – создание качественно новой распределенной учебно-научно-производственной среды для подготовки специалистов по приоритетным направлениям науки, техники и технологий на основе инновационных технологий обучения и глубокой интеграции научного, образовательного и производственного процессов.

Университетские комплексы в региональной инновационной системе

В рамках региональной инновационной системы эффективно реализуется государственная финансовая поддержка фундаментальных научных исследований, а также возможность осуществления финансирования частными финансовыми и нефинансовыми корпорациями.

Механизм управления инновационным развитием университетских комплексов должен быть основан на взаимодействии внешних и внутренних факторов их текущей деятельности, способных повысить привлекательность и конкурентоспособность образовательного учреждения на рынке за счет внедрения современных методов управления, совершенствования материально-технической базы, повышения качества образовательных услуг и квалификационного уровня профессорско-преподавательского состава.

Развитие университетских комплексов в региональной инновационной системе позволит повысить эффективность использования как материальных, так и кадровых ресурсов, обеспечить более быструю и гибкую адаптацию системы образования к изменениям рынка труда.

Роль и влияние университетских комплексов на создание и развитие региональной инновационной системы представлены на рис. 2 (см. на с. 38).

Рис. Роль университетских комплексов в региональной инновационной системе

Направления деятельности по развитию региональной инновационной системы

Учебно-научно-инновационные комплексы, формирующиеся на базе высших учебных заведений, являются важным звеном региональной инновационной системы. Современное состояние сферы образования обусловливает потребность в инновационной трансформации образовательного комплекса на федеральном, региональном уровнях и уровне учреждений образования, включая всю систему начального, среднего и высшего профессионального образования и повышения квалификации.

Существенное значение для эффективного функционирования региональной инновационной системы также имеет состояние инновационной инфраструктуры региона, которая должна обеспечить взаимодействие в рамках инновационного цикла университетских комплексов и предприятий региона.

Роль университетских комплексов в построении региональной инновационной системы связана с развитием следующих направлений деятельности:

– воспроизводство научно-технического (интеллектуального) потенциала, необходимого для разработки и коммерциализации инноваций;

– производство инновационной продукции и услуг собственными силами;

– инкубирование и генерация предприятий малого наукоемкого бизнеса, связанных с университетским комплексом;

– формирование инновационной инфраструктуры, обслуживающей потребности региональной инновационной системы;

– подготовка кадров для экономики региона;

– формирование инновационной культуры в бизнес-среде.Активность университетских комплексов в развитии всех вышеуказанных видов деятельности позволит сформировать центры инновационной активности региона и институциональную основу региональной инновационной системы.

Вывод

Создание и развитие университетских комплексов, в которых объединяются все ресурсы и механизмы науки и высшего образования для достижения максимального коммерческого эффекта, на сегодняшний день является одним из наиболее перспективных направлений развития региональной инновационной системы.


Источники:

1. Институт региональных инновационных систем [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.innosys.spb.ru.
2. Ковалевский В.П. Теоретические и методологические основы формирования университетского комплекса / В.П. Ковалевский.– М.: Экономика, 2004. – 306 с.
3. Стратегия социально-экономического развития регионов РФ: концепция Минрегионразвития РФ, 2005 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://archive.minregion.ru/WorkItems/DocItem.aspx?PageID=148.
4. Мухамедьяров А.М., Диваева Э.А. Региональная инновационная система: развитие, функционирование, оценка, эффективность / А.М. Мухамедьяров, Э.А. Диваева. – Уфа: АН РБ, Гилем, 2010. – 188 с.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:59:26