Поведенческий подход к стратегическому развитию персонала

Невская Л.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (71), Октябрь 2012

Цитировать:
Невская Л.В. Поведенческий подход к стратегическому развитию персонала // Креативная экономика. – 2012. – Том 6. – № 10. – С. 82-88.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17964053
Цитирований: 1 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются актуальные проблемы развития человеческих ресурсов на предприятиях, вовлечение персонала в процесс планирования и управления собственной карьерой совместно со специалистами РТР. Автор формулирует концепцию нового подхода к профессиональному развитию как взаимную ответственность работника и организации.

Ключевые слова: менеджмент, управление предприятием, человеческий капитал, развитие человеческих ресурсов, карьерный рост, планирование профессионального развития, специалисты по развитию трудовых ресурсов (РТР), культура развития как часть корпоративной культуры



Очевидно, что сотрудники полностью несут ответственность за развитие своих собственных карьер. Они решают оставаться или нет в организации, принимать те или иные должностные назначения, работать с определенной нагрузкой и участвовать в персональном развитии посредством учебных мероприятий и индивидуальных самостоятельных учебных проектов.

Как планировать карьеру?

Специалисты службы развития трудовых ресурсов (РТР) ответственны за предоставление средств и информации, которые могут помочь в принятии карьерных решений. Они должны также помочь менеджерам создать климат и культуру, благоприятные для роста и стимулирующие профессиональное развитие. Сотрудники, в свою очередь, должны воспользоваться этим климатом и получить знания о важных компонентах планирования карьеры. Им необходимо разработать планы реализации карьерных целей, проанализировать потенциальные направления карьеры и определить, обладают ли они навыками, способностями и знаниями, необходимыми для принятия на соответствующие должности.

Так же, как и в планировании карьеры, специалисты РТР ответственны за разработку и предоставление средств для ознакомления с карьерой – выбор инструментов анализа карьеры, помощь при переходе с оценок производительности на оценки развития, помощь менеджерам и сотрудникам в разработке планов роста и развития и руководство переориентацией организации на культуру развития. В результате сотрудники, менеджеры и специалисты РТР становятся равными партнерами в деятельности по ознакомлению с карьерой.

Планирование карьеры ‑это личный вклад сотрудника в общий процесс планирования трудовых ресурсов компании. Таким образом, планирование карьеры это процедура определения индивидуальных карьерных задач и разработки мер для их выполнения. Это можно также рассматривать как личный процесс, состоящий из трех критериев:

1) планирование жизни – осуществляется для объединения карьеры и жизни;

2) планирование развития – используется для улучшения навыков и квалификации сотрудников;

3) планирование производительности – используется для повышения производительности и организационной эффективности.

Целевая направленность на планирование карьеры необходима для создания успешной карьерной программы. Организация, через службу развития трудовых ресурсов, должна стимулировать сотрудников и помогать им в самостоятельном планировании карьеры.

В развитии видится продвижение

Можно назвать некоторые причины для использования программ планирования карьеры:

- желание развивать и продвигать сотрудников внутри организации;

- нехватка потенциальных талантов;

- желание способствовать планированию карьеры;

- ярко выраженный интерес сотрудников;

- желание повысить продуктивность;

- приверженность программе компенсирующих действий;

- озабоченность проблемой текучести кадров;

- личный интерес руководителей подразделений;

- формирование и поддержание положительного имиджа работодателя.

Любой из вышеперечисленных пунктов – это важная причина для организаций поддерживать и стимулировать усилия по планированию карьеры. Более того, специалисты РТР должны понимать, что любая из них или даже все эти причины могут присутствовать в их организации. Независимо от количества причин для планирования карьеры главная задача специалистов РТР остается неизменной: развитие трудовых ресурсов внутри организации [1]. Это включает в себя профессиональное развитие, а также продвижение по карьерной лестнице с использованием планирования карьеры. Все это, разумеется, предполагает рост и развитие сотрудников в интересах организации.

Однако в практике применения программ планирования карьеры могут возникать барьеры:

1) недостаточно четкое распределение ролей в организации в области обязанностей по планированию карьеры;

2) нехватка квалифицированных специалистов РТР, задействованных в планировании карьеры и аналогичных процессах;

3) недооценка руководством организации важности планирования карьеры.

Со стороны организации необходимы введение некоей философии планирования карьеры, рассмотрение организационных процедур развития, включая обязанности специалистов РТР и менеджеров, дополнительное обучение и долгосрочная приверженность концепции планирования карьеры.

Задача планирования карьеры заключается в предоставлении сотрудникам необходимых знаний о себе и окружающей реальности. Техники планирования карьеры включают в себя консультирование, семинары, материалы для саморазвития, профессиональную информацию и программы оценки. Несмотря на то, что сотрудники полностью ответственны за свои карьеры, организация является их равным партнером в карьерном планировании. Поэтому основная цель мероприятий по планированию карьеры заключатся в том, чтобы стимулировать сотрудников к ответственности в данном деле.

Программы основаны на факторах

Информирование персонала о перспективных планах, стратегиях компании создает предпосылки для планирования карьеры сотрудников, поскольку дает представление о новых карьерных возможностях, потребностях организации в новых компетенциях.

Сегодня многие факторы способствуют введению программ планирования карьеры, поддерживаемых организацией:

1) инновационные процессы в технике, технологии, управлении;

2) талантливые сотрудники, ожидающие возможностей для продвижения по карьерной лестнице;

3) корпоративный рост и развитие, ведущее в результате к потребности в более квалифицированных трудовых ресурсах;

4) глобальная конкурентная среда, требующая все больших знаний от сотрудников;

5) аутсорсинг, сокращение штата и оптимизация размера организации;

6) признание того, что сотрудники это самый ценный актив организации.

В результате планирование карьеры вошло в число приоритетных направлений в организациях за последние годы [2].

Специалисты РТР должны внимательно изучить каждый из этих факторов и определить их влияние на организацию. Программы профессионального развития могут быть значительно расширены, если специалисты РТР используют пятиступенчатый подход (табл. ).

Ступени роста

Процесс начинается с выявления ориентации сотрудника, в ходе чего основное внимание уделяется индивидуальной карьерной ответственности. Для этого целесообразно провести семинар – деловую игру, в ходе которой хорошо выявляются способности участников, интерес к карьерному росту и заинтересованность участников в достижении целей организации. Это позволяет наметить пути достижения сбалансированности личных и корпоративных интересов.

Еще один способ добиться большего единства предполагает использование менеджера – непосредственного руководителя (как карьерного советника), чтобы выразить и донести идею о том, что профессиональное развитие это в первую очередь обязанность сотрудника [3].

Вторая ступень называется индивидуальный самоанализ. На этой стадии сотрудник отвечает на вопрос «Кто Я?». Главная цель здесь заключается в ознакомлении с карьерой. Менеджер в роли карьерного советника и использование опросов могут помочь определить интересы, ценности и способности, имеющие отношение к профессиональному развитию.

Стадия три это проверка действительности. Сотрудник определяет «Как меня рассматривают?» в организации. Оценки развития это основные меры, которые применяют организации для обеспечения обратной связи с сотрудниками относительно этих вопросов.

На следующей стадии необходимо определить возможности, доступные для сотрудника. Сотрудники получают знания об организации и ищут альтернативы внутри или за пределами организации, участвуя в мероприятиях по росту и развитию. На этом этапе специалисты РТР раскрывают потребности организации в планировании ресурсов, чтобы сотрудники могли определить, насколько они подходят своей фирме. Специалисты РТР должны также стимулировать сотрудников к изучению объявленных вакансий. Кроме того, менторы и менеджеры (как карьерные советники) должны также высказать свое мнение относительно карьерных возможностей.

Обязанности сотрудников в профессиональном развитии:

1. Полностью принимать поддержку в управлении своей карьерой.

2. Определять свои способности, интересы, сильные стороны и желание работать.

3. Стремиться к информированности о состоянии и перспективах развития организации.

4. Формировать широкий взгляд на профессиональное развитие (табл. 1).

5. Активно использовать карьерные возможности.

Таблица

Пятиступенчатый подход к профессиональному развитию

Ступень
Действия сотрудников
Действия организации
1. Ориентация
Ответственность за карьеру
Индивидуальная беседа или семинар для новых сотрудников
2. Идентификация своего положения
Анализ собственной карьеры
Менеджер в роли карьерного советника
3. Как меня рассматривают?
Самоанализ
Оценка производительности
4. Каковы мои возможности?
Ознакомление с организацией.
Использование центров карьерных ресурсов
Объявление вакансий.
Центры карьерных ресурсов.
Планирование трудовых ресурсов
5. Как я буду достигать своей цели?
Планирование карьеры
Менеджер в роли карьерного советника, планирования карьеры
Наконец, сотрудники должны обратить свое внимание на разработку плана действий для достижения карьерных целей. Планирование карьеры – это основной вид деятельности на этой конечной стадии. В то же время специалисты РТР должны участвовать в обучении и привлечении менеджеров как советников по карьере для помощи сотрудникам в составлении планов карьеры.

Культура развития как отражение инновационности

Для обеспечения успешности совместных усилий сотрудников и организации важную роль играет корпоративная культура, задача менеджмента и коллектива заключается в том, чтобы она формировалась как культура развития. На практике культуры развития не могут быть успешными, если лидеры, менеджеры, руководители и сотрудники не используют коллективно свои способности для достижения стратегических деловых целей и задач. Неправильное обращение с трудовыми ресурсами препятствует получению необходимых результатов. Организационная продуктивность и эффективность не могут быть достигнуты без улучшения навыков, квалификации, талантов и интеллектуальных способностей всех участников организации.

Важно организовать кадровую работу таким образом, чтобы обеспечить решение задач инновационного развития предприятий. Проблема карьерного роста сотрудников должна решаться в аспекте формирования инновационных кадров для обеспечения устойчивой конкурентоспособности [4].

Выводы

Развитие персонала – это процесс, требующий от сотрудников и организации партнерства, которое расширяет знания, навыки, способности и установки, необходимые для решения текущих и стратегических задач [5]. Профессиональное развитие – это квинтэссенция всего прогресса организации – совершенствование способностей сотрудников и в то же время обновление организации и повышение эффективности деятельности.


Источники:

1. Эсаулова И.А. Внутрифирменные рынки труда в современных организациях [Текст]. – Пермь: Изд-во Пермского гос. технического ун-та, 2009.
2. Jerry W.Gilley, Steven A. Eggland and Ann Maycunich Jilley. Prinsiples of Human Resource Development. Second edition. Cambridge, Perseus Publishing, 2002. Printed in the USA.
3. Невская Л.В. Использование менеджеров в качестве консультантов по карьере. Управление персоналом в программах подготовки менеджеров: Сборник материалов международного научно-практического семинара (8 ежегодное совещание) [Текст]. – Воронежский государственный университет, 2011.
4. Невская Л.В. Развитие и использование инновационного персонала предприятий [Текст] // Вестник университета. – М.: Государственный университет управления, 2012, № 4.
5. Невская Л.В. Организационные предпосылки формирования инновационных человеческих ресурсов // Креативная экономика, 2012, № 4 (64) // http://www.creativeconomy.ru/articles/22096/.

Страница обновлена: 23.04.2024 в 21:26:06