Предпринимательская деятельность в условиях инновационного экономического развития

Смирнов В.П.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 4 (52), Апрель 2011

Цитировать:
Смирнов В.П. Предпринимательская деятельность в условиях инновационного экономического развития // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 4. – С. 38-43.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=15619454
Цитирований: 5 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В инновационной экономике прогресс определяется новыми знаниями и передовыми технологиями, применяемыми предпринимательскими организациями. Предпосылками инновационного экономического развития являются изменения основных характеристик предпринимательской деятельности, ее организационной культуры, принципов, ресурсов, условий, факторов, норм.

Ключевые слова: предпринимательство, предпринимательская деятельность, инновационная экономика, инновационное развитие, интеллектуальный капитал, креативность, организация, экономика знаний, технологии, творческий труд, стратегия бизнеса



В последние годы инновационная активность в Российской Федерации приобретает новые формы. К 2009 году в стране было зарегистрировано более 80 технопарков, действовали 10 национальных инновационно-аналитических центров, 15 центров инновационного консалтинга, 62 бизнес-инкубатора, 86 центров научно-технической информации, более 100 центров трансфера технологий. Тем не менее, по оценкам специалистов, Россия находится на самой ранней (ресурсной) стадии инновационного развития: доля инновационно активных предприятий не превышает 10% их общего числа; остается незначительной доля производства инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции [2]. Для перехода к следующим стадиям – инвестиционной (имитационной) и стадии развития на основе использования национальных нововведений – необходимо кардинально преобразовать экономику, активизировать и трансформировать предпринимательство как ее наиболее динамичный элемент.

Время требует творчества

Движущими силами инновационного развития признаются национальные предприниматели, связанные с отраслями высокой степени переработки, а также действующие в сфере «новой экономики» [5].

В инновационной экономике основными факторами прогресса становятся новые знания и передовые технологии, применяемые предпринимательскими формированиями. Успешная реализация инновационной стратегии невозможна без изменения основных характеристик предпринимательской деятельности, ее организационной культуры, принципов, ресурсов, условий, факторов, норм.

Характеристики предпринимательской деятельности (практической продуктивной экономической деятельности, ведущейся самостоятельно, на свой риск, направленной на достижение объективно или субъективно новых результатов и на получение предпринимательского дохода) изменяются в результате действия различных факторов. Среди них важнейшим является доминирование творческого труда. В США доля «интеллектуальных работников» (менеджеров, лиц свободных профессий и инженерно-технического персонала) в общей численности занятых повысилась с 10% в 1900 г. до 33% в 1999 году. Еще быстрее увеличилась доля «креативных работников» – инженеров и архитекторов, лиц творческих профессий – с 1% до 5,7% [7].

На этой основе изменяется содержание продуктивной трудовой (в том числе, предпринимательской) деятельности. В ней усиливаются уникальность, непредсказуемость и свобода воли, расширяются предельные возможности, определяемые широким выбором и доступностью прогрессивных технологий. Возрастает способность экономических субъектов адаптироваться к изменяющимся условиям среды и реагировать на вызовы, снижаются затраты ресурсов и времени на перестройку деятельности. Формируется умение вырабатывать, оценивать и выбирать рациональные варианты целеобразования и целевыполнения. Усиливается способность предвидеть внешние и внутренние разрушительные тенденции и противостоять им. Закрепляются навыки самоорганизации и саморазвития.

Новое отражается в неординарности решений

На основе расширения творческой составляющей модифицируются черты собственно предпринимательской деятельности.

1. Самостоятельность в принятии решений дополняется обоснованностью выбора альтернатив.

2. Усиливается восприимчивость к новому, способному создавать новую ценность, в любой сфере деятельности.

3. Развивается способность не только к научно-техническому и производственному, но и к организационно-управленческому творчеству, к материализации разнообразных идей, к изобретательству.

4. Склонность к риску и готовность принять его на себя дополняются умением разработать и реализовать превентивные мероприятия.

5. Усиливается ориентация на быстрое развитие на инновационной основе.

6. Проявляется активность как в экономической, так и в других сферах общества.

7. Реализуется способность не только обнаруживать скрытые от других возможности, но и создавать их.

8. Производится поиск новых возможностей за пределами контролируемых на данный момент ресурсов.

9. Развиваются интеллектуальное бесстрашие, информационная грамотность, толерантность к информационной избыточности и неопределенности, способность порождать новое знание, повышенная мотивация к генерации нового знания (все то, что получило название «интеллектуального предпринимательства»).

От корпорации к проекту

Предпринимательская деятельность осуществляется в рамках определенного типа организационной культуры.

Исследователями выделяются четыре типа организационной культуры: традиционный, корпоративно-ремесленный, профессиональный (научный) и проектно-технологический [3].

Предпринимательство зарождается при корпоративно-ремесленном типе организационной культуры. Его становление и последующее развитие происходит в рамках профессионального (научного) типа.

В настоящее время в результате сближения научной и предпринимательской деятельности на смену профессиональному типу, господствовавшему до середины ХХ века, приходит проектно-технологический тип организационной культуры.

Проектно-технологический тип организационной культуры в наибольшей степени соответствует сущности предпринимательства, способствует наиболее полному раскрытию его потенциала. Отличительными характеристиками этого типа организационной культуры становятся понятия «проект» и «технология».

В традиционном понимании проект представляет собой совокупность документов (расчетов, чертежей, схем) для создания какого-либо сооружения или изделия. В теории управления проектами под проектом понимается ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией [1].

Для осуществления предпринимательского проекта формируется предпринимательская организационная система. Она обладает двумя группами признаков. Это, во-первых, признаки организации как объекта системной природы. Во-вторых, это признаки организации, ведущей предпринимательскую деятельность, то есть регулярно осуществляющей предпринимательские проекты.

Ставка на технологии

Технология традиционно определяется как совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции.

Современное, более широкое понимание технологии связывает ее не только с техникой, но и с новыми формами кооперации, организации деятельности, с новой культурой труда, производства и управления, с широким использованием ноу-хау, то есть со всем комплексом достижений цивилизации, применяемых в практической деятельности.

Технология может быть определена как система условий, форм, методов и средств решения поставленной задачи. Комплекс понимаемых в указанном смысле технологий лежит в основе реализации любого предпринимательского проекта. В условиях инновационного развития значение технологий в предпринимательской деятельности становится определяющим. Развиваются принципы предпринимательской деятельности. Так, в соответствии с принципом иерархии, характеризующим структуру предпринимательской деятельности, в последней выделяются операционный (исполнительский), тактический (деятельностный) и стратегический (творческий) уровни. В формирующейся инновационной экономике творческим может стать любой уровень предпринимательской деятельности.

В режиме целостности и открытости

Для реализации принципа целостности (интегративности, эмерджентности), характеризующего полноту выполнения предпринимателем своих функций, предприниматель должен располагать знаниями и умениями, позволяющими ориентироваться в постоянно изменяющейся ситуации, приобретать недостающие знания, ставить цель, определять способы и средства ее достижения, вносить коррективы, добиваться поставленной цели. Профессиональная подготовка предпринимателя должна позволять ему одновременно осуществлять познавательную, преобразовательную (практическую и проектирующую), ценностно-ориентировочную, коммуникативную и эстетическую деятельность.

Принцип коммуникативности (открытости), характеризующий положение предпринимателя в пространстве, означает необходимость его вступления во взаимодействие с другими субъектами. Ими в формирующейся инновационной экономике являются государство, домашние хозяйства, некоммерческие организации, группы и социальные движения, фирмы, индивидуальные предприниматели, наемные работники. Предпринимателю необходимо установить взаимовыгодные отношения со всеми участниками инновационных процессов.

На базе опыта и адекватности

Принцип историчности характеризует осуществление предпринимательской деятельности во времени. Следование ему требует от предпринимателя учета предшествующего опыта человечества в выбранной и в других сферах деятельности, в том числе в инновационной сфере, а также накопления личного опыта, его систематизации и применения.

Принцип необходимого разнообразия (адекватности), характеризующий состав предпринимательской деятельности, состоит в следующем: при создании системы для решения какойлибо проблемы, обладающей определенным разнообразием (сложностью), необходимо у создаваемой системы обеспечить еще большее разнообразие [6].

Соответственно, предпринимателем могут осуществляться инновационные проекты, для выполнения которых должны быть достаточно высокими уровень квалификации и накопленный опыт исполнителей. Для решения любой проблемы он должен готовить несколько альтернативных вариантов. Компоненты предпринимательской деятельности должны быть взаимозаменяемыми, трансформируемыми, улучшаемыми.

Условия диктует среда

Среди ресурсов предпринимательской деятельности в формирующейся инновационной экономике на первый план выступают знания и технологии.

Вместе с другими ресурсами они в случае целевого использования становятся факторами предпринимательской деятельности, элементами интеллектуального и физического капитала.

Интеллектуальный капитал в условиях инновационного развития является определяющей частью капитала. В его составе выделяются три части: человеческий капитал (знания, навыки, творческие способности, моральные ценности, культура труда); организационный капитал (технологии, процессы, изобретения, организационная структура, культура организации); потребительский капитал (связи с клиентами, информация о клиентах, лояльность клиентов, торговая марка, бренд) [4].

Условия предпринимательской деятельности (обстоятельства, от которых она зависит) определяются внешней и внутренней средой. Условия классифицируются по группам. При осуществлении предпринимательской деятельности в формирующейся инновационной экономике на первый план по значимости выходят информационные, научно-методические и кадровые условия.

Влияют на развитие предпринимательства также нормативно-правовые, мотивационные, материально-технические, финансовые, организационные условия.

Деятельность предпринимателя регулируют применяемые в обществе правовые и этические нормы, под которыми понимаются узаконенные установления, признанный обязательный порядок чего-либо, правила поведения. Особую важность приобретают нормы законодательства, регулирующие инновационную деятельность и инновации.

Вывод

Рассмотренные изменения основных характеристик организационной культуры, принципов, ресурсов, условий, факторов и норм предпринимательской деятельности являются предпосылками инновационного развития.


Источники:

1. Воропаев В.И. Управление проектами в России [Текст]. – М.: Аланс,1995.
2. Голиченко О. Модернизация и реформирование инновационной стратегии России: проблемы и решения [Текст] // Вопросы экономики, 2010, № 8.
3. Никитин В.А. Организационные типы современной культуры: Автореферат диссертации доктора культурологии [Текст]. – Тольятти: 1998.
4. Орлова Т.М. Интеллектуальный капитал // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями [Текст] / Под ред. Б.З. Мильнера. – М.: ИНФРА-М, 2010.
5. Сорокин Д. О стратегии развития России [Текст] // Вопросы экономики, 2010, № 8.
6. Эшби У.Р. Введение в кибернетику [Текст]. – М.: Мир. 1966.
7. Foss N.J. Strategy, Economic Organization and the Knowledge Economy. Ox ford, 2006.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:13:55