Informational resource as an element of economic development management

Орехов Г.С.

Journal paper

(РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 11 / November, 2010

Please, cite as:
Orekhov G.S. Informatsionnyy resurs kak element menedzhmenta ekonomicheskogo razvitiya // Kreativnaya ekonomika. – 2010. – Tom 4. – № 11. – S. 58-63.

Indexed in Russian Science Citation Index: https://elibrary.ru/item.asp?id=15263738
Cited: 3 by 07.12.2023

Abstract:
This article discusses the approach to the defining of «information resource», suggests different variants of this concept existing in modern science. The article reflects existing classification of informational resources. The author offers his own classification in the form of the scheme.

Keywords: management, quality indices, words: information, informational resource, informatization, consumer price



Зависимость общественной деятельности от информации вкупе с необходимостью информационного обеспечения всех сторон и сфер жизни человека постоянно растет. Информация выделяется как особый самостоятельный фактор процесса производства и особая сфера общественного разделения труда. Информационный ресурс становится особым видом экономического ресурса. В настоящее время все чаще используется понятие «информационный ресурс», однако отсутствует его общепринятое определение. Отсутствие определения делает проблематичной разработку эффективной и полноценной политики по созданию информационных ресурсов.

Что такое информационный ресурс?

В соответствии с Законом «Об информации, информатизации и защите информации» к понятию «информационные ресурсы» могут быть отнесены как отдельные документы, так и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах.

Большинство исследователей рассматривают информационный ресурс как стратегический, считая, что именно он определяет долговременные тенденции развития научно-технического прогресса и общества в целом.

Таким образом, можно сказать, что информационные ресурсы – это сырье необходимое для производства информационных продуктов. Однако такое заимствование классических экономических понятий достаточно условно.

В научной литературе часто отмечается, что информационный ресурс – это не отдельный тип ресурсов, а просто информационные объекты, используемые в товарно-денежных отношениях.

Кроме того, существует следующее определение информационного ресурса: информационные ресурсы – это идеи человечества и указания по их реализации, накопленные в форме, позволяющей их воспроизводство.

Структура информационных ресурсов

Для экономического анализа, исследования и оценки информационных ресурсов необходимо рассмотреть их структуру.

Состав информационных ресурсов можно представить следующим образом:

1) первичные документы на любых носителях (книги, периодические издания и депонированные рукописи);

2) библиографическая продукция (библиографические списки, базы данных, информационные центры и архивы);

3) полнотекстовые и фактографические базы данных;

4) фонды опубликованных и неопубликованных первичных документов, собираемые библиотеками, центрами информации, архивами и другими учреждениями;

5) услуги, предлагаемые на информационном рынке;

6) обзорно-аналитическая продукция (аналитические обзоры, прогнозы и рейтинги);

7) программные средства, обеспечивающие создание информационных систем и развитие телекоммуникационных сетей;

8) компьютерные сети связи.

Информационные ресурсы могут быть использованы в менеджменте как фактор повышения объема производства и увеличения его эффективности. Информационные ресурсы почти не исследованы в качестве особого фактора производства и требуют рассмотрения.

Подытожив все определения, можно сказать, что информационные ресурсы – это знания, подготовленные людьми для социального использования в обществе и воздействующие на вовлечение всех видов ресурсов в экономику страны. Одной из особенностей информационных ресурсов является влияние на эффективность производства и экономический рост без физического увеличения традиционных ресурсов.

Другой особенность состоит в непосредственном воздействии на субъективный фактор производства – на человека, его интеллектуальный уровень, характер его экономического и социального поведения. Особая роль информационного ресурса, конечно, обусловлена его спецификой, в том числе соотношением с другими ресурсами. На самом деле информационный ресурс – знания – сам по себе не способен заместить ни материально-вещественную, ни энергетическую составляющие производительных сил.

Потребительная стоимость информации

С точки зрения простого процесса труда, прежде всего, следует рассмотреть вопрос о потребительной стоимости информации, или её полезности, а также ее мере. Полезность всякой информации определяется её познавательной способностью. Применительно к информационным ресурсам, может быть, гораздо важнее, чем во всех других отношениях, различать упомянутые понятия – потребительную стоимость и полезность. Самое общее различие между ними заключается в том, что потребительная стоимость – это «опредмеченная потребность», как её определил К. Маркс.

С точки зрения доступности одной из основных характеристик информационных ресурсов является способ распространения их продуктов и услуг. Обычно выделяются следующие способы распространения информации:

  • информационно-телекоммуникационные сети (глобальные и локальные);
  • эфирное вещание (ТВ и радиоканалы);
  • печать (полиграфическая продукция);
  • переносимые машиночитаемые носители (компьютерные, аудио-, видео-)
  • Этот показатель является одним из важнейших при оценке структуры информационного рынка, поскольку потребление информационной продукции реально сосредоточено в этих четырёх секторах. До сих пор существовавшие системы учета рынка и информационного производства строились независимо для каждого способа распространения. Заметим, что в настоящее время способ распространения информационных продуктов в эфире значительно опережает по масштабам аудитории печатные издания и Интернет.

    Классификации и признаки

    Информационные ресурсы можно классифицировать по различным признакам:

  • территориальный признак;
  • способ представления информации;
  • языковой признак;
  • вид и характер представляемой информации.
  • В соответствии с Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» информационные ресурсы делятся на государственные и негосударственные информационные ресурсы.

    К государственным относят ресурсы, собственниками которых являются Российская Федерация или субъекты Российской Федерации. Негосударственные ресурсы – это документы, которые созданы за счет средств физических и юридических лиц и приобретены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или наследования.

    На практике информационные ресурсы можно разделить по легкости доступа к ним. В связи с этим можно выделить две категории информационных ресурсов: открытые и с ограниченным доступом. Информационные ресурсы с ограниченным доступом можно представить как отнесенные к государственной тайне и конфиденциальные. К конфиденциальной информации относятся персональные данные.

    Также можно предложить еще одну классификацию в зависимости от носителей информации. Попытаемся разделить информационные ресурсы на пять основных классов:

    1. Документы (документированная информация).

    2. Персонал (память людей).

    3. Организационные единицы.

    4. Научный инструментарий.

    5. Промышленные образцы, рецептуры и технологии, конструкционные материалы, программные продукты, технические системы (объекты). Данную классификацию изобразим в виде схемы на рис. 1. Первые четыре класса являются самостоятельными предметными носителями информации. Последний, пятый класс, является следствием первых четырех, так как невозможен без какого-либо из них.

    Рис. 1. Классификация информационного ресурса в зависимости от материального носителя

    При исследовании и рассмотрении информационных ресурсов часто используют характеристики, которые суммарно можно назвать показателями качества информации. Наиболее важными показателями качества являются значимость (ценность), полнота, достоверность и актуальность информации, содержащейся в этих ресурсах.

    В некоторых научных исследованиях значимость информации определяют через её ценность. Ценность информации часто понимают как коммерческую стоимость, или как обусловленность её получения большими затратами. Существует много представлений и о полноте информационных ресурсов. Проблема заключается в том, что для каждого информационного массива полнота является специфическим показателем.

    Достоверность информации также не может рассматриваться как объективный критерий описания и классификации ресурсов. В основном достоверность понимается как отсутствие ошибок в процессах ввода и обработки информации или как соответствие электронного документа его традиционному источнику. Такой подход позволяет использовать различные формальные модели подсчета достоверности.

    Актуальность информации – последний из распространенных показателей качества информационных ресурсов. Определение актуальности как срока появления изменений в информационном объекте после изменения реального мира является наиболее известным подходом.

    Вывод

    Показатели качества информационных ресурсов не могут рассматриваться как универсальные параметры, пригодные для классификации. Применение этих показателей возможно только в строго определенных границах. Сказанное не означает, что таковые рассматривать не следует. При разработке и проектировании любой конкретной системы показатели качества информации играют центральную роль (вместе или по отдельности).


    Страница обновлена: 14.05.2024 в 11:24:56