Современное состояние, проблемы и перспективы инновационного развития радиоэлектронной промышленности
Ключевые слова:
инновационное развитие, государственная инновационная политика, радиоэлектронная промышленностьПриглашаем к сотрудничеству авторов научных статей
Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
Радиоэлектронная промышленность является одним из основных высокотехнологичных секторов экономики страны, обеспечивающих разработку и производство военной и гражданской продукции, от уровня которой зависит технологическая, экономическая и информационная безопасность России.
Именно радиоэлектронная промышленность является катализатором научно-технического прогресса страны, являясь базисом устойчивого роста других отраслей промышленности.
Радиоэлектронная промышленность характеризуется высоким уровнем инновационной деятельности.
Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, составляет около 60% от общего количества предприятий промышленного производства. Даже в условиях посткризисного развития темп роста производства инновационной продукции в 2010 году составил (в сопоставимых ценах) -106,1%.
Удельный вес инновационной продукции составляет около 30% от общего объема промышленного производства.
Радиоэлектронную промышленность характеризует высокий уровень наукоемкости производства инновационной продукции, доля затрат на исследования и разработки составляет около 46% в общих затратах на технологические инновации. Около 25% составляют затраты на приобретение новейшего технологического оборудования.
Инновационная деятельность в радиоэлектронной промышленности характеризуется достаточно высокой экономической эффективностью: объем инновационной продукции более чем в 3 раза превышает затраты на ее производство.
Вместе с тем, дальнейшее развитие инновационной деятельности сдерживается целым рядом факторов, являющихся типичными для многих высокотехнологичных отраслей экономики России. Основными проблемами, сдерживающими развитие инновационной деятельности, являются:
- ориентация системы государственного заказа на минимизацию цены предметов торгов, а не на обеспечение экономически обоснованных наилучших потребительских свойств техники и оборудования;
- низкая инновационная активность предприятий, связанная с недостатком собственных средств, отсутствием уверенности в будущих заказах, высокой стоимостью нововведений и длительными сроками их окупаемости;
- низкая заинтересованность бизнеса в серийном выпуске инновационных продуктов из-за рисков, связанных с рынками сбыта продукции;
- отсутствие консолидированных заказов на производство определенных видов продукции, что не позволяет сформировать долгосрочные планы работы промышленных предприятий и обеспечить потребности в модернизации их основных фондов;
- отсутствие развитой нормативно-правовой базы для осуществления инновационной деятельности, а также действенных мер ее государственной поддержки;
- существующая система государственных закупок не направлена на стимулирование инновационной деятельности;
- неразвитость инновационной инфраструктуры, что сдерживает процесс перехода от фундаментальных исследований через НИОКР к практическим разработкам и их последующему включению в коммерческий оборот;
- снижение численности занятых исследованиями и разработками, недостаточное количество молодых ученых и специалистов;
- низкий спрос со стороны отечественного бизнеса на перспективные результаты научно-технической деятельности, доля финансирования новых исследований и разработок частным бизнесом не превышает 15-20% в общем объеме финансовых ресурсов;
- устаревшая, изношенная и не отвечающая современным требованиям лабораторно-производственная база научных организаций и вузов.
- разрушение системы взаимосвязей отраслевых научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, создававших научно-технический задел для качественного повышения эффективности промышленности;
- отсутствие открытого рынка интеллектуальной собственности;
- недостаточное развитие институтов использования и правовой охраны результатов исследований и разработок.
Для активизации инновационной деятельности необходимо проведение комплекса мер как по государственной поддержке развития инновационной сферы, так и по экономическому стимулированию инновационной деятельности.
К основным направлениям совершенствования государственной политики, в сфере обеспечения инновационного развития относятся следующие:
- формирование нормативно-правовой базы для позитивных изменений в инновационной сфере;
- государственная поддержка и стимулирование организаций различных форм собственности, вкладывающих средства в разработку и внедрение инновационных продуктов и услуг, внедрение новых технологий, в организацию высокотехнологичного производства за счет введения определенных налоговых льгот, предоставления гарантий и субсидирования процентной ставки по кредитам;
- обеспечение государственного софинансирования образовательной и научной деятельности, создание системы поощрений (премий, грантов и т.д.) для организаций, научных коллективов, специалистов за достижение значительных результатов в разработке и внедрении инноваций;
- выделение государственных инвестиций для реализации инновационных проектов, имеющих важное государственное значение, широкое использование механизмов государственно-частного партнерства для привлечения внебюджетных средств;
- информационная поддержка инновационной деятельности, формирование единой базы данных, содержащей результаты научной деятельности и информацию о новейших разработках, обеспечение доступа к ней предпринимательского сектора, вхождение в международные информационные системы для обмена информацией по инновационным проектам;
- внешнеэкономическая поддержка инновационной деятельности, предусматривающая участие российских организаций в международных исследованиях и разработках, а также создание условий для формирования совместных предприятий по разработке и выпуску отечественной наукоемкой продукции и услуг;
- таможенно-тарифное регулирование, направленное на снижение ввозных пошлин на современное оборудование, технологии и материалы, которые в настоящее время не производятся в России;
- развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей разработку и внедрение новых технологий, оборудования и материалов в производственную деятельность предприятий и организаций.
В числе механизмов стимулирования инновационной деятельности, увеличения внебюджетных расходов на НИОКР целесообразно выделить следующие:
- формирование системы налоговых льгот, ориентированной на создание благоприятных условий для развития деятельности по разработке и внедрению инновационной продукции и технологий;
- установление порядка начисления ускоренной амортизации основных фондов и нематериальных активов, участвующих в создании инновационной продукции и технологий;
- создание механизмов экономического стимулирования инновационной деятельности, в том числе выделение государственных грантов на проведение научных исследований и внедрение инновационной продукции и технологий, предоставление субсидий из федерального бюджета для возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по банковским кредитам на проведение научных исследований, закупку инновационной продукции и технологий и т.д.;
- приоритетность закупок инновационной продукции и услуг при размещении заказа для государственных нужд.
В комплекс мероприятий по формированию системы налоговых льгот, направленных на стимулирование инновационной деятельности, целесообразно включить следующие меры:
- освобождение от начисления и уплаты НДС на научно-техническую продукцию;
- корректировку механизма взимания земельного налога с бюджетных учреждений образования и науки;
- ускорение амортизации отдельных видов нематериальных активов, важных для технологического и инновационного развития предприятий;
- освобождение от уплаты налога на имущество в первый год эксплуатации нового энергоэффективного оборудования и др.
Для стимулирования инновационной деятельности организаций предлагается использовать такие механизмы, как выделение государственных грантов на проведение научных исследований и внедрение инновационной продукции и технологий, предоставление субсидий из федерального бюджета для возмещения части затрат, связанных с уплатой процентов по банковским кредитам на проведение научных исследований, закупку инновационной продукции и технологий и другие меры, которые наиболее востребованы в условиях преодоления последствий экономического кризиса.
Издание научных монографий от 15 т.р.!
Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.
creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241
2. nizhstat.gks.ru – сайт статистики Нижегородской области
3. Мурычев А.В. Банки и банковская система России: состояние и пути развития эффективного корпоративного управления / А.В. Мурычев.: М НП «Национальный совет по корпоративному управлению». 2007. 204 с.
4. Обзор банковского сектора Российской Федерации. Аналитические показатели. 2009. № 63. 10с.
Sovremennoe sostoyanie, problemy i perspektivy innovatsionnogo razvitiya radioelektronnoy promyshlennosti. , 275-280. (in Russian)