Особенности оценки эффективности радикальных инноваций

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Мировой финансовый кризис наглядно показал, что стабильное развитие российской экономики может обеспечить только инновационный путь, который приведёт к формированию глобальной инновационной системы, обеспечивающей адекватное переменам в мире инновационное обновление общества. Сейчас на долю России приходится менее 1,5% мирового рынка высокотехнологичной продукции. Это свидетельствует о предельно слабой коммерческой востребованности инноваций и об отсутствии институциональных условий деятельности инновационных структур.

Ключевые слова:

инновации, кризис, оценка эффективности, эффективность инноваций, стимулирование инноваций, радикальные инновации
Цитировать публикацию:
Особенности оценки эффективности радикальных инноваций – С. 162-165.

Osobennosti otsenki effektivnosti radikalnyh innovatsiy. , 162-165. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Мировой финансовый кризис наглядно показал, что стабильное развитие российской экономики может обеспечить только инновационный путь, который приведёт к формированию глобальной инновационной системы, обеспечивающей адекватное переменам в мире инновационное обновление общества. Сейчас на долю России приходится менее 1,5% мирового рынка высокотехнологичной продукции. Это свидетельствует о предельно слабой коммерческой востребованности инноваций и об отсутствии институциональных условий деятельности инновационных структур. Инновации являются решающим фактором социального и экономического развития общества. Они обеспечивают не только рост валового внутреннего продукта, но и его качественное, прогрессивное изменение, тем самым, предопределяя качество экономического роста, которое является очень важным фактором устойчивого развития экономики. Современная экономика России пока еще не отвечает этому требованию, поскольку ее качество имеет однобокую, ресурсную составляющую. В настоящее время, в условиях мирового финансового кризиса, главной задачей государственной политики должно стать стимулирование направлений, в рамках которых могут реализовываться конкурентные преимущества страны. На достижении этих целей должны быть сконцентрированы все имеющиеся ресурсы. При этом генераторами прорыва должны стать наука и высокотехнологичные производства, объединенные в рамках национальной инновационной системы. Эффективное продвижение инноваций на рынок должно стать главной стратегической задачей российских предприятий. Однако этот процесс сдерживается отсутствием методических инструментов по разработке и реализации инновационных стратегий предприятий, оценке их эффективности, высокими рисками. Отсутствие соответствующей методологии приводит к тому, что предприятия не способны проектировать и реализовывать инновационную стратегию, адекватную своему внутреннему состоянию и влиянию внешних факторов. Российские предприятия вынуждены в условиях жесткой конкуренции и на фоне ограниченных финансовых, организационных, трудовых и других видов ресурсов проходить инновационный путь развития в течение короткого периода времени. Возможное решение перечисленных проблем кроется в выводе на рынок радикальных инноваций. Исследования распространения инноваций показывают, что для радикальных инноваций имеются несколько эпицентров — авангардных стран и лидирующих отраслей, в которых начинается волна инноваций, которая затем распространяется по странам и континентам, преобразуя одну отрасль за другой. Радикальные инновации приводят к разрушительным последствиям, затрагивающим и потребителей, и производителей. Для потребителей они оказываются разрушительными, так как выводят на рынок продукты и ценностные предложения, которые серьезным образом изменяют привычки и поведение потребителей. Для производителей — так как, создаваемые этими инновациями рынки подрывают и виды компетентности, и вспомогательные активы, на которых построили свой успех существующие в данное время конкуренты. Таким образом, радикальные инновации создают новые рынки и разрушают старые. Появление радикальных инноваций в меньшей степени может быть объяснено реакцией на потребности рынка. Во-первых, поскольку спрос на них не определен в силу отсутствия на момент их появления достаточно очерченного рынка. Во-вторых, важное свойство радикальных инноваций — применение в областях, достаточно удаленных от сферы их появления. В-третьих, применение радикальных инноваций означает разрыв с предшествующими тенденциями, требует крупных преобразований в сопряженных областях, создания целостной технологической системы. Так, отсутствие комплексности способно на значительный срок отложить их распространение, либо существенно снизить эффективность. В-четвертых, инновационное предпринимательство, создающее принципиальные радикальные решения предполагает видение будущего рынка и повышенный риск, так как новое почти всегда, на первых порах, убыточно, а часто и неэффективно в рамках действующих экономических критериев. Момент появления радикальных инноваций, а также момент их первого промышленного использования не может быть установлен с определенной точностью. Это увеличивает риски и усложняет оценку эффективности. Поэтому представляется целесообразным расширение существующих классификаций путем ввода нового классификационного признака — по периоду окупаемости. Согласно этому признаку инновации, особенно радикальные, можно разделить на три основных типа: — с коротким сроком окупаемости, то есть инновация сразу принята рынком и начинает приносить прибыль; — с отсроченным периодом, то есть при выводе инновации на рынок она рынком сразу не воспринимается и поэтому необходим определенный временной лаг, в течение которого осуществляется комплекс мер по продвижению и предприятие продолжает нести издержки; — с отдаленной перспективой, когда инновация рынком не принята и требуются значительные усилия по подготовке рынка к ее восприятию. Общим принципом оценки эффективности является сопоставление эффекта (результата) и затрат. Эффективность в производстве — это всегда отношение. С учетом предложенного дополнения к классификации, представляется рациональным, воспользоваться для оценки эффективности радикальных инноваций таким показателем, как период окупаемости. Данный показатель широко применяется при проведении общей оценки эффективности. Но достижение конечного результата от внедрения радикальных инноваций связано с многообразием рисков различного характера (в отличие от чисто инвестиционных проектов). Определить период окупаемости радикальных инноваций, можно используя следующее отношение: Т = Рi × (К / (Д — З + А)), где: К — размер инвестиций в радикальную инновацию; Д — доход от радикальной инновации за приведенный период; З — затраты (без амортизации); А — сумма амортизационных отчислений; Рi — поправочный коэффициент на риски. Введение поправочных коэффициентов в формулу оправдано. Как уже упоминалось выше, инвестирование в создание радикальных инноваций сопряжено со значительными рисками, и эти риски тем выше, чем длительнее срок окупаемости вложений. При этом высокая степень риска сопровождается и высокой доходностью. Доход от реализации радикальной инновации настолько велик, что значительно перекрывает все расходы, включая и затраты на неудачные разработки. Таким образом, оценка эффективности радикальной инновации и, в целом, политики инновационного развития, связана с правильным определением периода окупаемости конкретной радикальной инновации или портфеля радикальных инноваций, с учётом максимального количества возможных рисков.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Клейтон М. Кристенсен Дилемма инноватора. Как из-за новых технологий погибают сильные компании– М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004. – 240 с.
2. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. – М.: «Экономика», 2002. – 767 с.
3. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М. : «Прогресс», 1982. – 455с.
4. Яковец Ю.В. Эпохальные инновации XXI века. – М: «Экономика», 2004. – 444с.