Феномен креативности: природа содержание и факторы развития

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Феномену креативности люди на протяжении многих веков придавали оттенок мистического, сверхъестественного, усматривая в творениях и чертах личности талантливого человека печать перста Бога или когтя дьявола. Современные научные исследования творческих процессов, представленные комплексным и системным подходами к изучению креативности, анализируют разноплановых субъектов творчества от человекообразных обезъян до гениальных ученых, художников, музыкантов, а также создают модели креативных процессов в попытке заставить искусственный интеллект мыслить креативно.

Ключевые слова:

креативность, управление креативностью
Цитировать публикацию:
Феномен креативности: природа содержание и факторы развития – С. 589-615.

Fenomen kreativnosti: priroda soderzhanie i faktory razvitiya. , 589-615. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Феномену креативности люди на протяжении многих веков придавали оттенок мистического, сверхъестественного, усматривая в творениях и чертах личности талантливого человека печать перста Бога или когтя дьявола. Современные научные исследования творческих процессов, представленные комплексным и системным подходами к изучению креативности, анализируют разноплановых субъектов творчества от человекообразных обезъян до гениальных ученых, художников, музыкантов, а также создают модели креативных процессов в попытке заставить искусственный интеллект мыслить креативно.

Для целей единообразного восприятия понятия «креативность», которое может иметь несколько отличные интерпретации в силу абстрактного характера самого явления, целесообразно уточнить общее представление о креативности, ее сущность и отличительные особенности от смежных понятий.

В 1959 г. психолог Э. Фромм предложил следующее определение: «Креативность - это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта» [7].

Креативность невозможно отождествлять с интеллектом. А. Прети и П. Миотто отмечают: «Многие исследования признают креативность когнитивной способностью, отдельной от других умственных функций и в особенности отличной от комплекса способностей, сгруппированных под словом «интеллект». Хотя интеллект – способность обрабатывать и усваивать большие объемы информации – способствует развитию творческого потенциала, он не совпадает с креативностью» [2]. Креативность включает способность к синтезу, по словам А. Эйнштейна, его деятельность – это «комбинаторная игра».

Креативность требует уверенности в себе и способности идти на риск. М. Боуден в эссе «Креативное мышление» [6] пишет, что креативность «подразумевает не только пылкий интерес, но и уверенность в своих силах. Человек должен обладать здоровой самоуверенностью, чтобы не бояться выступать с новаторскими идеями и делать ошибки, не обращая внимания на критику. Без сомнений тоже нельзя обойтись, но они не всегда могут брать верх. Чтобы нарушать общепринятые правила или даже слегка превышать их, необходима уверенность в себе. Чтобы делать это опять и опять, невзирая на скептицизм и насмешки, необходимо что-то большее».

Креативная, или творческая, деятельность иногда носит откровенно бунтарский революционный характер, поскольку призвана разрушать устоявшиеся стереотипы мышления и поведения.

В основе творческого процесса лежит некий последовательный метод, вследствие чего творческое мышление можно представить в виде ступенчатого процесса с фазами:

- подготовки,

- инкубации,

-озарения,

- верификации или переработки.

Подготовка состоит в сознательном изучении задачи и попытке рассмотреть ее логически, используя стандартные средства. На «мистической» ступени инкубации рассудочное мышление совместно с подсознанием обрабатывают проблему в процессе, который трудно определить. Ступень озарения предполагает новый синтез, верификация включает последующие за моментом творчества действия.

Креативность имеет много аспектов и базируется на опыте. Таким образом, различные формы креативности, обычно воспринимаемые как самостоятельные (техническое творчество, предпринимательство, художественное и культурное творчество), в действительности тесно взаимосвязаны. Они не только относятся к общему мыслительному процессу, но и усиливают друг друга через взаимную стимуляцию. Поэтому на протяжении всей истории человечества творческие люди, практикующие различные виды креативности, предпочитали извлекать пользу от взаимных коммуникаций, концентрируясь в городах-центрах творческой активности, например, Флоренция эпохи Ренессанса, Вена рубежа Х1Х и ХХ веков, Париж и Амстердам ХХ века.

Переход человеческого общества к постиндустриальной направленности был сопряжен с коренными изменениями в организации жизнедеятельности и мировоззрения людей.

Стиль жизни на переломе Х1Х-ХХ веков был ориентирован на объединение людей в сообщества в соответствии с тесными родственными и дружескими связями или хобби, религиозными взглядами, профессиональную идентичность человека с организацией. Используя метод аналогии, коммуникации человека того времени можно представить в виде гриба-боровика, который стоит на крепкой ножке – близких родственных, соседских и дружеских связях, и увенчан соразмерно гармоничной небольшой шляпкой – приятельскими контактами, деловыми и случайными связями. Мировая экономика того периода, называемого индустриальным, стремилась к техническим новациям, научным открытиям и свершениям. Совершенствовался менеджмент: классическая школа Ф. Тейлора дополнялась идеями А. Файоля, на пике популярности была бюрократическая школа М. Вебера, внедрялись идеи системного подхода Г. Винера и результаты психологических экспериментов Э. Мэйо. В целом менеджмент того времени исповедовал организационные ценности, иерархию власти и профессиональную идентичность работника, его отождествление с компанией. Даже при представлении человека другим, этичным представлялось сказать: «Я работаю на компанию «N»», а не просто «я работаю инженером», т.к. значимой являлась именно принадлежность к компании. Ценился пожизненный найм и, как правило, рост доходов сопутствовал повышению общего стажа работы в данной компании, тщательно, на десятилетия вперед, планировалась карьера в компании. Соответственно, большинство людей вели оседлый образ в жизни, посещая на протяжении всей жизни одну и ту же церковь, клуб по интересам, собираясь на праздники и пикники одной компанией старых друзей и родственников. Таким образом, пришлым извне людям (поменявшим место жительства и работы, учебы) было очень трудно адаптироваться к жизнедеятельности в новом сообществе, т.к. подобная система коммуникаций и стиль жизни провоцируют настороженность по отношению к чужакам, иногда проходят годы, прежде чем новичок почувствует себя «своим», проживая в такой местности. Но если говорить вообще, традиционный стабильный уклад жизни большинством воспринимался как комфортный, оптимальный для полноценной упорядоченной гармоничной жизнедеятельности. «Викторианская эпоха», пожалуй, была «золотым веком» расцвета экономики, культа семейной жизни, эпогеем стабильности, к сожалению, недолговечным. Креативно мыслящие люди составляли небольшой процент востребованных на рынке труда сравнительно с клерками, способными быть исполнительными, дисциплинированными, стрессоустойчивыми, методично и неукоснительно выполняющими задания руководства. Однако сейчас ситуация в обществе кардинально изменилась, и несмотря на заявления многих зарубежных исследователей (в частности, американского ученого Р. Патнэма) [10] о социально-психологической необходимости и экономической обоснованности возврата к традициям, становится очевидным, что ретроградного движения не будет.

Автор фундаментальных исследований, систематизированных в труде «Креативный класс» Р. Флорида [6] приводит оригинальный пример из серии креативных приемов «как если бы»: Если бы человек из конца Х1Х века переместился бы в 80-е годы, а затем в наше время, когда бы он удивился больше? В 80-х его, наверное, поразили бы достижения научно-технического прогресса: усовершенствованные автомобили, поезда, самолеты, появление компьютеров, космические полеты. В быту человек из прошлого быстро бы адаптировался: обучиться вождению авто и механизированным и автоматизированным техпроцессам не такая большая проблема, в остальном, нашел бы родственные связи, клубы по игре в поло или гольф и зажил бы в том же ритме. В ХХ1 веке положение человека из прошлого усложняется. Кстати, его могли бы даже разочаровать низкие темпы прогресса: освоения космоса (т.к. в 80-х говорилось об экскурсиях на Марс), продления жизни и т.п. Бытовая техника лишь усовершенствовалась с того времени. Но, что гораздо серьезнее, произошли кардинальные изменения в социальной и психологической сфере. На работе человек из прошлого встретил бы хаос, с его точки зрения: ненормированный рабочий день, неформальная одежда, множественные горизонтальные коммуникации, большая свобода в принятии решений. Более того, взгляды Х1Х века, приемлемые для 80-х, будь то шутки насчет женского ума, национальных особенностей вызвали бы обвинения в шовинизме и расизме. Большинство работников готовы к частым изменениям рабочего места и переездам на новое место жительства, в фирме практикуется ротация кадров, социальные связи очень поверхностные и хрупкие: их стало несравненно больше, но человек чувствует себя одиноким, т.к. данные контакты ни к чему не обязываюn. Прежняя система ценностей рухнула. Безусловно, для человека из прошлого XXI век оказался бы большим потрясением, чем вторая половина ХХ века, т.к. изменилось само восприятие жизни: ценности, отношения между людьми, чувство времени и места человека в природе и социуме.

Не стоит отрицать, что низменные потребности перманентно присущи некоторым представителям человечества, пример тому войны, международные конфликты и оккупация чужих территорий. Эти явления давно обосновали многие философы, в том числе Н. Макиавелли и Ф. Ницше как проявление «воли к власти», и изжить их весьма проблематично, даже провозглашая идеи культуры мира, проповедуя религиозные ценности ненасилия. В данном контексте анализ упомянутых отношений можно опустить. Коренные изменения произошли в восприятии своей профессиональной роли, коммуникациях между людьми. Возвращаясь к «грибной» аналогии коммуникаций, в современных условиях межличностные связи человека можно представить, в противовес боровику, как это ни забавно, в виде поганки с тоненькой ножкой слабых родственных связей и пары полузабытых школьных (студенческих) друзей, на которую водружена непомерно широкая шляпа деловых контактов, приятельских отношений и случайных знакомств. Поганка представляет собой более шаткую конструкцию, нежели боровик, но таковы реалии современного быстрого темпа жизни в ощущении неуверенности в завтрашнем дне и погоне за сиюминутными удовольствиями. Постиндустриальное общество требует постоянного продуцирования новых идей, рождения новых потребностей, привлекая в творческие профессии все большее число людей. А именно для представителей креативных специальностей свойственна организация межличностных контактов «поганкой», относительная свобода в самовыражении и профессиональной карьере. Таким образом, люди творческих профессий, становясь большинством, задают мировые тенденции или «определяют моду» на сообразный характеру их труда стиль жизни и ее восприятие.

Р. Флорида [6] отметил, что экономическая потребность в креативности проявилась в формировании нового класса, идентифицирующего себя как «креативный». Ядро креативного класса составляют люди, занятые в научной и технической сфере, архитектуре, дизайне, образовании, музыке, индустрии развлечений, чья экономическая функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Кроме ядра, креативный класс включает также обширную группу креативных специалистов, работающих в бизнесе и финансах, праве, здравоохранении и смежных областях деятельности. Эти люди занимаются решением сложных задач, для чего требуется значительная независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Далее, все представители творческого класса – будь то художники или инженеры, музыканты или специалисты по вычислительной технике, писатели или предприниматели – разделяют общий творческий этос, для которого важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги. Для представителей креативного класса все аспекты и проявления креативности – технологические, культурные и экономические – взаимосвязаны и неразделимы.

Принципиальное отличие между креативным и другими классами (рабочим и обслуживающим) заключается в оплачиваемой деятельности. Рабочему и обслуживающему классу платят, главным образом, за выполнение работы согласно плану, тогда как креативный класс зарабатывает деньги, проектируя и создавая новое, причем обладая большей степенью автономии и гибкости.

В течение ХХ до начала ХХ1 века креативный класс в США вырос в десять с лишним раз, с трех миллионов человек до 38 млн (30% всех работающих американцев), став свидетелем подъема и упадка популярности рабочего класса (занятых в производстве, строительстве и на транспорте). Обслуживающий класс, охватывающий такие виды сервиса, как персональный уход, общественное питание и канцелярская работа, в численном отношении является превосходящим, но в плане экономической влиятельности уступает место креативному классу. Класс «организационного человека», выделенный У. Уайтом в 1950-е гг. и определяющий «американский характер», безвозвратно замещается креативным классом, определяющим современные жизненные приоритеты. Очевидно, что приоритеты кардинально изменились: сегодняшние ценности – индивидуализм, самовыражение и открытость различиям – пришли на смену гомогенности, конформизму и «приспособленчеству» организационной эпохи.

Креативный класс доминирует в отношении состоятельности и уровня доходов, причем в среднем его члены зарабатывают почти вдвое больше, чем представители двух других классов.

Однако жертвы, на которые креативная личность готова пойти ради денег, существенно отличаются от тех, что предлагали «организационному человеку». Творческие специалисты, как правило, не готовы всю трудовую жизнь провести в стенах одной компании, и не склонны ассоциировать себя и собственные достижения с образом и достижениями компании.

Креативная личность соизмеряет финансовые соображения с возможностью оставаться собой, работать в собственном графике, выполнять интересную и ответственную работу и жить в сообществах, разделяющих наши ценности и приоритеты.

Согласно широкомасштабному опросу, проведенному в США среди специалистов в области информационных технологий – сравнительно консервативной подгруппы креативного класса, - ответственность и интеллектуальный вызов, гибкий график и спокойная, стабильная рабочая обстановка, характерные для их работы, ценятся больше, чем деньги.

Креативность в профессиональном плане не ограничена одним лишь классом. В труде фабричных рабочих и даже наименее квалифицированного обслуживающего персонала можно отметить наличие творческих элементов, на которые в последнее время стали обращать внимание и поощрять.

Представители творческих профессий, как уже упоминалось, склонны мигрировать в местности, поощряющие креативность. Современные мегаполисы учитывая данный факт, стремятся создать благоприятные условия для привлечения интеллектуальной и творческой элиты. Что же является значимыми факторами для продуктивной и комфортной жизнедеятельности творческих людей? Американские исследования территории США на предмет предпочтений творческими личностями мест собственного обитания выявили ряд качеств или индикаторов, служащих критериями предпочтительности для поселения и работы в данной местности.

Во-первых, обнаружен парадокс, когда отдельные города с развитой инфраструктурой, университетами и студенческими кемпингами лишаются наиболее перспективных будущих специалистов, предпочитающих переезд на работу в меньшие города, популярность Силиконовой долины как концентрации творческих профессионалов в последнее время тоже снижается. Комплексное исследование, включающее опросы нескольких тысяч студентов-выпускников университетов и творческих работников, позволило выявить данный факт.

Городская инфраструктура должна быть ориентирована на людей, занятых в креативной сфере, с учетом особенностей их рабочих графиков: свободное посещение, ненормированный рабочий день, произвольные перерывы, деловая активность в ночное время суток. В привлечении творческой молодежи выигрывают города, обладающие развитой сетью кафе и маленьких непомпезных ресторанчиков, где можно не только утолить голод, но и отдохнуть, провести деловую встречу и даже поработать на ноутбуке. В каждом районе должно быть несколько фитнес-центров и парков для велосипедных прогулок и выгула собак, т.к. ходьбу пешком предпочитают многие люди творческих профессий в качестве отдыха и стимулятора творческой активности (еще со времен древнегреческой перипатетической, или «прогуливающейся» школы Платона, Аристотеля). Приветствуется проведение праздников на открытом воздухе, организация летних площадок с музыкой, танцами, конкурсами. Все без исключения города, привлекающие креативных специалистов, демонстрируют очень лояльное отношение к представителям нетрадиционной сексуальной ориентации (в исследовании это даже выделяется как критерий креативности города), альтернативным направлениям в искусстве, молодежным субкультурам.

Абсолютно излишней тратой средств муниципальной казны является участие в строительстве фешенебельных модных ночных клубов, ресторанов, т.к. представители творческих профессий посещают их редко, и не воспринимают наличие модных клубов как достоинство местности.

Необходимыми элементами инфраструктуры являются ночные магазины, службы доставки готовой еды.

Обязательным условием города должна быть его уникальность, изюминка, непохожесть на остальные. Силиконовая Долина проигрывает именно поэтому, «каменные джунгли», ранее казавшиеся оригинальными, по прошествии времени воспринимаются творчески бедно и убого. Предпочтение отдается городам, не слишком древним (т.к. там уже исторически присутствует своя аура, флер, который сложно изменить приезжим), но с интересной историей, открытым для инноваций и демократично комфортного провождения досуга. Следует уточнить, что согласно статистическим исследованиям, в экономике США средний 35-летний американец работает на 30% меньше, чем представитель предыдущего поколения (его родители). В Америке и Европе актуально явление дауншифтинг - сознательное сокращение рабочего времени или отказ от карьерного роста для достижения более гармоничной жизни вне работы. Экономическое состояние РФ в настоящее время вынуждает среднего россиянина трудиться сопоставимо с американцами предыдущего поколения. Поэтому организация располагающего к творчеству микроклимата в городах России вряд ли является столь решающим фактором в предпочтениях местожительства (за очевидным исключением приоритета Москвы, как столицы, и Санкт-Петербурга). Человек следует за организацией или ищет работу в организациях по месту своего постоянного жительства, в то время как на Западе организации стали концентрироваться в местах, определяемых творческими работниками. Частая смена рабочих мест в различных компаниях там также воспринимается не с подозрением, а как естественное явление.

Рассмотрим более подробно основные источники творческой активности и сущность категории «творческая личность».

В восточной традиции понятия творчества и креативности не существует, их включает в себя достаточно емкая категория нирвана – состояние внутренней гармонии и отрешенности от внешних воздействий, прозрения высшей мудрости, выход сознания в высшие, далекие от обыденности сферы.

Западные практики противопоставляют идею творчества созерцательности, поскольку акцентируют внимание на его высокой активности, социальной направленности, восприятии результатов деятельности другими людьми.

Отечественные исследователи креативности под влиянием теорий Востока (В.И. Вернадский, Н. и Е. Рерих) также склонны представлять трансцендентный, космический характер творчества.

Источник любого вида активности согласно психо-физиологическим теориям видится в базовых потребностях и инстинктах, присущих человеку и животным, а также в социальных потребностях, формирующихся у индивида в процессе его жизнедеятельности в сообществе.

Врожденный ориентировочный рефлекс – потребность ориентироваться в новых условиях во внешней среде, интерес к жизни (в терминологии И.П. Павлова рефлекс «Что такое?», Ухтомского «Доминанта юности») [5] и является мощнейшим стимулом творчества.

Биологическая потребность в реализации заложенных в организме возможностей, также обусловливающая активность человека в использовании ресурсного потенциала, проявляется с самого раннего возраста в форме игры. Сторонники гуманистической психологии (наиболее популярная теория иерархии потребностей А. Маслоу) [3],именуя данную потребность, потребностью в самоактуализации, делают на нее ставку в обосновании творческих процессов личности. Самоактуализация становится доминантной и определяющей поведение при условии, что личности присущ высокий уровень спонтанности, чувствительности в откликах на внешние воздействия, способность позитивно принимать инновации.

В «пирамиде» Ф. Бертрамо, как и иерархии А. Маслоу, потребность в творчестве принадлежит к высшему порядку, превосходя религиозную и потребности в признании.

В творческой деятельности важен мотив достижения, т.е. внутренне побуждение сделать работу наилучшим образом. Степень удовлетворенности достигнутыми результатами работы взаимозависима с самооценкой творца, таким образом, неудовлетворенность потребности в самоуважении может служить достаточно сильным стимулом к активизации творческого труда.

В данном контексте уместно привести закон, сформулированный философом У. Джемсом:

Самооценка = Успех / Уровень притязания

Самооценка творческого человека подвержена постоянным колебаниям в силу абсолютной субъективности восприятия успеха творческой деятельности, признаваемого внешней средой и самим творцом, а также зависимости уровня притязаний от прошлых успехов и сложившегосяся на их основе самовосприятия.

Наиболее очевидной и характерной особенностью организации мотивационно-потребностной сферы творческого человека является преобладание духовных интересов над материальными. Еще в 1908 г. А.И Яроцким научно обоснована мысль, что духовные интересы и идеалы, т.е. ценности, принадлежащие нематериальным сферам, дают преимущества людям в жизненной борьбе, повышая их физическую и моральную сопротивляемость невзгодам, приносящим даже самые жестокие страдания. Факт, что жизнестойкость людей, обладающих определенными духовными установками

Направленность личности творческого человека составляют мотивы, интересы и ценности преимущественно духовного характера.

А.Ф. Лазурский [1] классифицировал личности человека в зависимости от духовной направленности, выделяя следующие признаки уровня личности:

  • Степень активности, напряженности деятельности, так называемый «фонд психической энергии».
  • Разноплановость интересов, их структурированность, объем, утонченность, оттенки испытываемых чувств (например, энциклопедические или узкоспециализированные интересы, поверхностность или глубинность увлечений, приверженность или дань моде и т.п.).
  • Интенсивность отдельных психических проявлений. Страстность выполнения творческой работы является критерием высокого уровня развития личности.
  • Духовная организация, т.е. сознательное и ответственное отношение к явлениям окружающего мира, к собственному месту и роли в нем.
  • Степень восприимчивости и чувствительности личности. Для высшего уровня развития личности характерна трансформация, одухотворение чувственных интересов, вызванных наглядными чувственными образами посредством мышления и творческого воображения в идеальные формы. Формирование идеалов починяет себе инстинктивное поведение и удовлетворение низших потребностей.
  • Координация всех психических процессов и проявлений личности. Системообразующей в данном случае выступает цель жизни человека или его профессия, а результатом является высокая интеллектуальная продуктивность.
  • На стиль творческой деятельности (спокойный, последовательный или, наоборот, беспорядочный, порывистый) значительное влияние оказывает темперамент человека как биологическая основа личности.

    В контексте размышлений на предмет креативной личности можно рассуждать только о предпочтительности отдельных черт темперамента, способствующих формированию творческого потенциала.

    Стандартный набор специфических черт темперамента творческого человека:

    - гипертимность (энергетичность деятельности и общения) необходима для развития многих видов творческих способностей (актерское мастерство), но в отдельных случаях незначима (изобразительное искусство, литература);

    - циклотимия – психологическая подвижность, перепады настроения от приподнятого, повышенной активности до отчаяния, бездействия, причем характерная длительность каждого периода 2-3 мес.;

    - экзальтированность, т.е. чрезвычайно сильные эмоциональные переживания событий;

    - интротензия – сочетание экстраверсии (ориентированности на других людей, их восприятие) и интроверсии, погруженности в собственный мир идей, чувств (по Г. Роршаху);

    - инфантилизм, или проявления детскости, выражаемые в капризности, психологической ранимости, доверчивости, открытости миру, непредсказуемости поведения.

    Но именно созидательная деятельность помогает творческому человеку справляться с внутренними конфликтами и преодолевать препятствия внешней среды, только в творческом процессе им черпаются силы для достижения гармоничного душевного состояния.

    Почвой для развития творческого сознания является диалогичность мышления, способность размышлять, выбирать приемы и подходы при решении проблемы. Особое значение в актуализации творческого процесса имеет свойство личности к эмпатии (способности сопереживать живому существу, взглянуть на мир с его точки зрения). З.Н. Новлянская и А.А. Мелик-Пашаев, авторы «эстетической позиции», выяснили, что истоки художественной одаренности лежат в особого вида направленности, в ощущении окружающего мира, включая и мир природы, как родственного себе. Эстетическая позиция как творческая установка определила развитие метафорического мышления у первобытного человека, что способствовало его дальнейшей эволюции.

    В творческом процессе всегда востребованной оказывается интуиция – неосознанный навык умозаключений. А.А. Налчаджан определил, что интуитивное познание зависит от степени свободы при переходе информации из подсознательной части оперативной памяти в сознательную, и наоборот. Соотношение между подсознанием и оперативной памятью определяется легкостью возникновения зрительных образов в ответ на мысленные представления (визуализация представлений). Таким образом, искусство переведения мыслей в образы, игры ассоциаций являются признаками творческих способностей личности.

    Сознание человека заполнено стереотипами, шаблонными схемами решения задач и поведения в ситуациях, ограничено стандартами и нормами общественной жизни. Работа воображения начинается с эмоционального отклика, творческий образ воплощает переживания самого создателя. Качество продукта воображения зависит от накопленного багажа идей, впечатлений, прожитого опыта создателя. Только в моменты вдохновения, когда барьер (самоконтроль) между сознанием и подсознанием снижен, образы, возникшие в творческом воображении, проникают в область сознания и посредством мышления систематизируются согласно логике творческого замысла.

    Свобода от излишнего контроля сознания при креативной деятельности проявляется в особенностях творческой составляющей интеллекта личности и психических процессах, обеспечивающих креативность. Например, качества художественного мышления человека заложены уже при рождении.

    Межполушарная асимметрия головного мозга находит специфическое отражение в процессе творческой деятельности, а также восприятии творческих работ. Левое полушарие воспринимает абстрактную информацию и однозначный контекст, легко усваивая логические и грамматические правила, цифры, формулы. При функционально более развитом левом полушарии мозга человек акцентирует внимание и лучше воспринимает технические тексты, формализованные задачи. Правое полушарие позволяет чувствовать мир целостно, эмоционально, оно не требует энергетических затрат при создании или восприятии образной информации, скорее генерирует энергию при эмоциональном переживании творческого содержания. При более развитом правом полушарии эмоционально ярче воспринимаются художественные произведения, наблюдается ассоциативность мышления, целостность восприятия.

    Творческому человеку от природы свойственна особая чувствительность к слабым раздражителям внешнего мира, тонкость в восприятии действительности, так называемая «сенсорная культура». На почве этого личность иногда ощущает в себе склонность к пророчествам, интуитивному предвидению будущего. Творцов отличает эмоциональная и образная память на события.

    В целом, особенностями творческого мышления можно назвать ассоциативность, наглядность, эмоциональность, метафоричность, способность к сопереживанию.

    Для поддержания креативности как качества личности, необходимо учитывать обязательное условие, обеспечивающее саму возможность существования перечисленных выше психических процессов у конкретного человека, - подвижность нервных процессов возбуждения и торможения, т.е. легкость переключения на новый вид деятельности, готовность к перестройкам стереотипов поведения, чуткость к изменениям в окружающем мире. В настоящее время специалистами разработаны и успешно применяются психологические программы, позволяющие диагностировать и тренировать гибкость ума, особенности поведения в различных ситуациях, оригинальность в принятии решений, легкость при переходе от сознательного к бессознательному и от технической формализованной работы к эмоционально насыщенной художественной.

    ри увлеченности работой произвольное внимание, удерживаемое личностью с помощью волевых усилий, становится постпроизвольным, что не требует уже от создателя дополнительной энергии для организации творческой активности, и личность входит в состояние вдохновения.

    Вдохновение – это высокий уровень постпроизвольного внимания, сопровождающийся формированием творческой доминанты, мобилизующей и раскрепощающей подсознание, активизирующей ассоциативные процессы, а также работу воображения и мышления.

    Творческий потенциал проецируется на личность человека, формируя ее характерологические особенности.

    Успешная реализация генетически обусловленных возможностей индивида влечет формирование следующих черт личности творческого человека:

  • Аффективное (эмоциональное) восприятие действительности.
  • Непосредственность в реакциях на внешние воздействия, низкий самоконтроль, отсутствие приверженности стереотипам.
  • Оригинальность восприятия.
  • Сосредоточенность на творчестве.
  • Независимость взглядов, мнения от внешних источников.
  • Инициативность, стремление к инновациям в методах, подходах к творчеству.
  • Чувство юмора.
  • На взгляд Э. Шострема, представителя гуманистической психологии, творческие люди, в отличие от остальных, испытывают нравственные терзания (чувство вины, стыда, тревоги) не только собственные, но и рода, культуры, группы, с которой себя отождествляют.

    Э. Шострем определил творческую направленность личности и творческие способности человека как универсальную характеристику личности, пронизывающую все ее стороны как креативность.

    Креативность отличается от высших способностей талантливого человека, часто не затрагивающих всей его личности и не сочетающихся с психическим здоровьем. Самоактуализирующаяся личность способна оптимальным образом развивать свои даже очень скромные от природы способности и достичь достойных результатов в творческой деятельности, т.е. вполне обоснованно может называться креативной.

    М. Боуден в своем исследовании отмечает: «романтический миф о «творческом гении» редко бывает полезен. Зачастую он оказывает разрушительное действие. Он помогает тем, кто видит себя в числе немногих избранных, поверить в свои силы (возможно, именно он поддерживал Бетховена в его многочисленных злоключениях). Однако на самооценку остальных людей он влияет пагубным образом. Человек, считающий креативность редкой и уникальной способностью, не может верить в то, что благодаря упорству или образованию ему удастся стать частью творческой элиты. Ты либо принадлежишь ей, либо никогда не будешь принадлежать. Традиционные понятия креативности, таланта и интеллекта могут иметь тот же расхолаживающий эффект. Либо ты им обладаешь, либо нет. Зачем вообще утруждать себя, если все попытки что-то изменить могут лишь привести к слегка менее удручающему уровню посредственности?... Совершенно другой подход возможен для того, кто полагает, что креативность базируется на обычных способностях, общих для всех, а также на опыте и компетентности, которых мы все можем добиться» [9].

    При анализе творческой деятельности всегда актуализируются вопросы наличия задатков, способностей и одаренности, позволяющих творить оригинальные произведения прикладного искусства, шедевры в области музыки и литературы, совершать научные открытия.

    Данные психические свойства – задатки, способности, одаренность - тесно переплетены в структуре личности, и проявляются иногда только по мере актуализации извне.

    Теория способностей подробно разработана Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым, К.К. Платоновым, В.И. Шадриковым, Т.И. Артемьевой.

    Способности – это психические образования, позволяющие успешно осуществлять определенный вид деятельности и достигать в ней значительных результатов. Однако, для успешной творческой деятельности кроме наличия способностей требуется набор не менее значимых качеств: творческая направленность личности, специальное обучение, работоспособность, волевые качества характера, поддерживаемый постоянно интерес к конкретному виду деятельности.

    Способности проявляются и развиваются в соответствующей деятельности на основе задатков.

    Задатки - врожденные особенности структур мозга и его анализаторов – органов слуха, зрения, психомоторной координации, чувства ритма и т.п.

    На основе задатков в процессе обучения складывается качественно-количественное своеобразие психических процессов или «профессионально-важные качества»: специфическое развитие внимания, ощущений, памяти, представлений, воображения, мышления.

    Каждый человек рождается с определенным набором задатков. Трансформация задатков в способности в процессе обучения приводит к достижению профессионализма, но, к сожалению, блокирует другие возможности реализации творческого потенциала человека вследствие узконаправленной концентрации усилий и времени. Генетик Н.П. Дубинин полагал, что способности не фиксируются в генотипе, поскольку природа представляет человеку шанс обретении профессии, наиболее востребованной на данном этапе развития общества. Социально-культурный контекст безусловно присутствует в процессе поддержания отдельных сфер креативности (в разные эпохи на пике популярности были технические науки, архитектура, поэзия, режиссура). Однако задатки некоторых способностей (например, музыкальные) закреплены генетически, т.е. наследуются и могут просто не быть востребованы в неблагоприятных социальных условиях.

    О наличии у ребенка задатков свидетельствует их раннее проявление, при этом об одаренности свидетельствует высокое качество результатов деятельности. Ребенок с задатками к творчеству демонстрирует высокую скорость обучения, т.е. освоения навыков согласно творческой направленности и, как правило, проявляет настойчивый интерес и даже стремление заниматься конкретной деятельностью и добиться наилучших результатов в выполнении работы.

    Феномены творцов-самородков (М. Горький, Ф. Шаляпин, М. Ломоносов, Н. Заболоцкий) подтверждают присутствие в структуре личности сильнейшей мотивации, механизма мобилизации жизненных сил для сопротивления неблагоприятным условиям, развития способностей вопреки негативным жизненным обстоятельствам.

    Существуют общие способности к обучению, усвоению культуры и специальные способности к конкретным видам деятельности.

    Общие творческие способности – саморегуляция личности, т.е. чувствительность нервной системы к изменениям во внешней среде, пластичность в выборе тактик поведения и способов решения проблем, высокий уровень психической активности и т.п.

    Специальные способности развиваются, как правило, при достаточно актуализированных общих способностях, и в данном процессе наличие задатков играет более значимую роль, чем при формировании общих способностей.

    Существуют «Сензитивные периоды» - прижизненные образования мозговых структур, обеспечивающие успешность отдельных действий, входящих в систему деятельности, когда под воздействием извне активно формируются функциональные системы мозга и задатки легче трансформируются в способности.

    Способности, широта и уровень направленности, волевые качества характера образуют целостную систему, составляющую талант. Причем он может проявляться как в одной области деятельности, так и в множестве («человек эпохи Возрождения»), необязательно «талантливый человек талантлив во всем».

    Возрастные этапы формирования креативности:

  • Детство. Творческая деятельность осуществляется в форме игры. В процессе игры происходит эмоциональное преобразование живой и неживой природы в воображаемую действительность, оказывается задействованным весь творческий потенциал личности ребенка. Часть проявляемых творческих способностей получит дальнейшее развитие, другие же способности окажутся реализованными только на этапе детства, потом будут забыты. Большинство художников и музыкантов с мировой известностью демонстрировали высокие результаты творчества уже в 5-6 лет даже при отсутствии внешних стимулов к занятиям.
  • Воображение в своем развитии опережает интеллект, оно управляется непроизвольным вниманием, благодаря чему увлекает ребенка и развивает постпроизвольное внимание. В процессе созидания ребенок не стремится к результату, но получает удовольствие от самой работы. Содержательные игры - действия с куклами, плюшевыми зверями формируют сопереживание, эмоциональную и нравственную компоненты личности.

    Сюжетно-ролевые игры (индивидуальные и коллективные) развивают творческую активность, скорость переключения внимания, импровизацию, сопереживание, идентификацию.

    Режиссерские игры, когда роли отданы игрушкам, и фольклорные («прятки», «казаки-разбойники», «лапта») закладывают нормы поведения в обществе и потребности демонстрировать наилучший результат, победить соперника.

    Важнейшую для ребенка роль в отражении эмоционально окрашенного отношения к миру и себе играет рисунок, когда отношение к персонажам абсолютно откровенно передается через цвет, размер и тщательность исполнения отдельных черт.

    Ф. Вернон отметил некоторые характерные особенности творческого ребенка: раннее обучение чтению как стимул развития воображения, самостоятельность в выборе занятий – свидетельство формирования постпроизвольного внимания и воображения, инициативность, высокая концентрация внимания, хорошая память, эмоциональность и потребность в самовыражении в творчестве.

    Близкие ребенку люди могут способствовать развитию задатков и способностей ребенка, выполняя специальные упражнения в игровой форме, поддерживая интерес к творчеству, формируя ценные личностные качества: соподчинение целей (подготовка подарков к празднику), словесное управление действием (рассказ о своем рисунке), управление поведением, планирование игры, ответственность, эмпатия по отношению к живым существам.

    2. Подростковый возраст. Кризис подросткового возраста отчасти обусловлен глубинными преобразованиями воображения из субъективного в объективное. Утрачивается интерес к сказкам и рисованию, но резко возрастает к фантастическим историям. Развивающийся интеллект ребенка обладает повышенной критичностью к своей персоне и другим, с гротескно идеалистических позиций собственная творческая деятельность принижается. Характерны резкие колебания самооценки, доставляющие сильные эмоциональные страдания творческой личности. На данном этапе развития личности особую важность приобретает фигура педагога, т.к. только в психологически комфортной обстановке смогут проявиться такие позитивные черты личности творческого ребенка, как оптимизм, эмпатия, доброе чувство юмора, яркость воображения, трудолюбие. В случае неблагоприятных социально-психологических обстоятельств творческий подросток способен проявить редкостную предприимчивость в выборе методов и способов конфронтации с педагогами, ровесниками.

    В возрасте 13 лет интеллект начинает опережать по темпам развития воображение, поэтому акцентуацию внимания следует делать на мотиве достижения, самоактуализации личности.

    Коллективное творчество в подростковом возрасте по-прежнему является одной из наиболее эффективных форм организации деятельности детей для формирования личностей в единстве развития творческих способностей и характера, понимания, что от усилий каждого зависит успех работы в целом.

    3. Юность. На данный возрастной период приходится профессиональное самоопределение человека, выбор конкретного направления реализации творческих способностей. В числе характерных психологических особенностей можно отметить внутренние конфликты, вызванные несоответствием между физической и социальной зрелостью. Образовательные процессы для молодых людей не нацелены на развитие креативности, т.к. учебные программы вузов и иных образовательных учреждений предполагают стимулирование критического мышления через преимущественно теоретическое усвоение новой информации в лекционной форме. Самостоятельному творчеству даже в профильных вузах отводится недостаточное место. Профессиональная ориентация начинает накладывать отпечаток на структуру личности: у людей творческих профессий формируется демонстративность, пластичность, психологическая подвижность, социальная смелость. Творческие личности, избравшие рутинную работу, подчиненную правилам и инструкциям, постепенно адаптируются, реализуя свой творческий потенциал в хобби.

    Профессиональная состоятельность человека, как правило, сопряжена с деформацией личности.

    4. Зрелость. В зрелом возрасте накопленный человеком житейский и профессиональный опыт способен предложить его обладателю фундамент для полного раскрытия творческого потенциала, достижения новых профессиональных высот. Иногда творческая личность принимает решение кардинальным образом изменить привычный образ жизни, специализацию для высвобождения себя для творчества.

    Например, знаменитый американский писатель рубежа Х1Х-ХХ вв. О'Генри, трудившийся банковским клерком (причем не очень удачно, т.к. был привлечен к уголовной ответственности), впоследствии стал классиком мировой литературы благодаря остроумным лиричным, отчасти автобиографичным сюжетам своих рассказов и блестящему литературному стилю.

    Ф. Монкс предлагает триархическую модель творческой одаренности, согласно которой одаренность ребенка реализуется при наличии творческого потенциала, потребности в общении и высоких интеллектуальных способностей. На развитие креативности оказывают влияние три социальных фактора: школа, семья и сверстники [4].

    Школьное образование в традиционной форме подавляет креативность вследствие собственной формализованности, подчиненности дидактике, стандартизации, авторитарности. Ориентир обучения делается на преимущественное развитие левого полушария головного мозга: усвоение законов логики, систематизацию информации, дифференциацию изучаемых дисциплин. Занятия искусством, пробуждающие эмоциональную отзывчивость, ассоциативное мышление, воображение, воспитывающие культуру общения, относятся в образовательных программах к неприоритетным дисциплинам.

    Творчески мыслящие ученики зачастую конфликтуют с преподавателями и одноклассниками, т.к. их взгляд на мир под иным углом зрения представляется большинству неприемлемым, требующим коррекции по принципу «ты должен быть как все».

    Школа как фактор, способствующий развитию творческих способностей, должна иметь:

  • педагогов-новаторов, приветствующих импровизации, творческий подход к решению задач, анализу проблемных ситуаций, использующих игровые элементы в проведении уроков;
  • организованную внеурочную воспитательную работу с детьми, включая действующие кружки по интересам, периодические творческие мероприятия (конкурсы, викторины, праздники), посещение местных культурных центров (театров, музеев, библиотек);
  • сотрудничество с благотворительными организациями и фондами (посещения детских домов, домов престарелых, заповедников, приютов животных и т.п.) для ознакомления детей с социальной жизнью и формирования эмпатии, чувства социальной ответственности; оказания посильной помощи, в том числе в творческой форме (спектакли, ярмарки, праздники).
  • Педагогическая деятельность должна осуществляться на принципах доброжелательности, совместной поисковой активности, диалогичности сотрудничества учителя и учеников, индивидуального подхода к каждому ребенку.

    Семья также оказывает значительное влияние на стимулирование креативности ее членов. Ф. Верноном проведено исследование американских семей студентов колледжей, в результате которого определены критерии благоприятной творческой семейной обстановки:

    - высоконравственная атмосфера: стабильность, честность, эмоциональная близость детей с матерью;

    - родители оптимистичны, особенно мать, юмор относится к списку семейных ценностей;

    - в семье несколько детей, что придает большую гибкость смене социальных ролей: ребенок является одновременно и младшим, и старшим;

    - родители активно играют с детьми, используя при этом творческие элементы (театрализованные представления, викторины и т.п.);

    - в доме звучит предпочтительно живая музыка или пение,

    - родители акцентируют внимание не на академических успехах детей, а на нравственном развитии, ценят внутренние качества личности в большей степени, чем внешние достижения;

    - родители больше доверяют детям, видят в них меньше недостатков;

    - родители часто обращают внимание детей на красоту природы, ее многообразие;

    - мать восприимчива к новым знаниям, стремится повысить свое образование.

    Материальные условия семьи не имеют существенного значения при формировании творческой личности ребенка.

    Помехой к творчеству являются дефицит чувственных ощущений в детском возрасте – сенсорный голод, характерный для детей, живущих в домах малютки и детских домах, интернатах. Напряженная атмосфера, в которой существует ребенок, жесткая нормированность жизни притупляет способность к различению слабых раздражителей, например, чувствования природных нюансов, таким образом, обедняется фонд образных представлений и теряется метафоричность мышления, тускнеет воображение.

    Дети, предпочитающие просмотр телевизионных передач и кинофильмов чтению книг, сужают горизонты собственной личности, т.к. при чтении развивается собственное воображение, формируются умозаключения, а при просмотре видео пассивно потребляется продукт чужого воображения.

    Отношения со сверстниками – одноклассниками, членами творческого кружка, соседями влияют на динамику творческих процессов ребенка. Творческая деятельность, эмоциональная по своей природе, иногда провоцирует конфликты в кругу единомышленников, также заставляет ребенка остро чувствовать собственную уникальность, непохожесть на других детей, что вызывает у него беспокойство. Со стороны менее способных детей может проявляться чувство зависти и, как следствие, отторжение личности, которой, в отличие от остальных, нет необходимости прикладывать значительных усилий для достижения результата, т.к. помогают выраженные художественные, музыкальные или иные способности.

    Наиболее эффективным итогом разрешения групповых конфликтов можно считать объединение детей, достижение творческого содружества посредством выдвижения новых целей и адекватного распределения ролей, достижение психологической совместимости.

    Исследования психологического климата студенчества творческих профессий г. Москвы показали, что основными блокираторами творческого потенциала являются внутренние конфликты и проблемы в личной и творческой жизни, провоцирующие состояние тревоги, неудовлетворенности обучением, боязнь будущего. Состояние внутреннего напряжения сопряжено с образованием мышечных зажимов, влияющего на активизацию подсознания. Поскольку обязательным условием творческой реализации является высвобождение творческой энергии и правильное управление ею, «мышечная броня», барьеры самоконтроля сдерживают внутреннее раскрепощение, препятствуя творчеству.

    Современная психотерапия предлагает множество методов снятия мышечного напряжения («панциря», «зажимов» и т.п.) с целью обретения гармонии душевной и физической и освобождения творческой энергии.

    По П. Вайцвагу, творческая сила увеличивается на протяжении всей жизни и зависит от воли, желания и работоспособности. Само творчество базируется на таких мотивах, как желание преодолевать трудности, самоконтроль, гармония и идеализм (представляемый в виде приоритета духовных ценностей материальным). Особую значимость имеет самоконтроль – познание и «покорение» себя, т.е. сознательное и творческое использование жизненной энергии на более высоком уровне, когда раздражение и гнев заменяются спокойствием и терпением, зависть – доброжелательностью, жестокость – милосердием, нетерпимость – состраданием, скепсис – надеждой, леность – инициативностью.

    В данной концепции самоконтроль опирается на мужество, терпение – на надежду и веру в будущее, гармония – на союз с самим собой и другими, с природой и с так называемой Сантаной – рекой эволюции. Чувство гармонии позволяет объединять собственную энергию с другими внешними, что умножает творческий потенциал.

    Особую значимость для реализации творческой личности имеет искусство целеполагания, стратегического и тактического планирования своей жизнедеятельности.



    Издание научных монографий от 15 т.р.!

    Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
    В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

    creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



    Источники:
    1. Вильсон Г. Психология артистической деятельности. Таланты и поклонники. – М.: Когито-Центр, 2001.
    2. Грановская Р.М. Творчество и конфликт в зеркале психологии. – СПб.: Речь, 2006.
    3. Маслоу А.Г. Дальние пределы человеческой психики. — СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997.
    4. Рождественская Н.В., Толшин А.В. Креативность: пути развития и тренинги. – СПб.: Речь, 2006.
    5. Ухтомский А.А. Собрание сочинений: в 10 т. – М.: Наука, 1950, Т.1.
    6. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. – М.: Классика-ХХ1, 2007.
    7. Фромм Э. Иметь или быть. – М.: Прогресс, 1990.
    8. Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000.
    9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001.
    10. Putman R. Bowling Alone: The Collapse and revital of American Community. N.Y.: Simon fnd Shuster, 2000.