Факторы конкурентоспособности белорусских предприятий-экспортеров

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Адаптация к процессу глобализации мировых рынков для национальной экономики Республики Беларусь означает, в первую очередь, повышение ее международной конкурентоспособности. Положение страны в мировой экономике характеризуется в определенной степени масштабами, динамикой и структурой ее экспортных потоков. Товарная структура экспорта Республики Беларусь сопоставима со структурой мирового экспорта. Так, доля машин, оборудования и транспортных средств в мировом экспорте составляет в настоящее время 41,5%, продукции химической промышленности – 9,3%, в экспорте Беларусии соответственно 25,0 и 16,0 %. Экспортная квота равна 56,0%.

Ключевые слова:

конкурентоспособность, инновационно-инвестиционное развитие, Республика Беларусь, предприятия-экспортеры
Цитировать публикацию:
Факторы конкурентоспособности белорусских предприятий-экспортеров – С. 178-179.

Faktory konkurentosposobnosti belorusskikh predpriyatiy-eksporterov. , 178-179. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Адаптация к процессу глобализации мировых рынков для национальной экономики Республики Беларусь означает, в первую очередь, повышение ее международной конкурентоспособности. Положение страны в мировой экономике характеризуется в определенной степени масштабами, динамикой и структурой ее экспортных потоков. Товарная структура экспорта Республики Беларусь сопоставима со структурой мирового экспорта. Так, доля машин, оборудования и транспортных средств в мировом экспорте составляет в настоящее время 41,5%, продукции химической промышленности – 9,3%, в экспорте Беларусии соответственно 25,0 и 16,0 %. Экспортная квота равна 56,0%.

Однако анализ географической структуры экспортных потоков показывает, что основными экспортными рынками белорусских товаров являются страны СНГ: на них приходится более 90,0% поставок холодильников и морозильников, дорожной техники, грузовых автомобилей, металлорежущих станков, телевизоров, продукции легкой и пищевой промышленности. Исследования растущих рынков в мировой торговле и динамики экспорта Республики Беларусь свидетельствуют, что увеличение доли рынка белорусских товаров наблюдается по позиции телевизоров и нефтепродуктов. Среди товаров, «неуспевающих» за динамикой мировых рынков (темп роста мирового рынка выше темпа роста доли республики), - такие важные товарные группы как грузовые автомобили, мебель, шины, обувь. Значительный ряд формируют товары, доля страны по которым растет при сокращении их в мировом экспорте (тракторы, синтетические смолы, пряжа, сахар и др.). Таким образом, повышение конкурентоспособности белорусских товаров на внешних рынках остается актуальной проблемой.

Обеспечение устойчивого роста конкурентоспособности национальных компаний предполагает реализацию всех факторов ее повышения: основных и развитых, стратегических и тактических. Республика Беларусь не обладает значительными основными факторами конкурентоспособности. Однако это имеет свои преимущества: формируются объективные условия и стимулы для создания развитых факторов. Единственно возможная стратегия экономического развития и интеграции в мировую экономику - развитие наукоемких отраслей и производств, создание новой продукции, применение прогрессивных технологий. Конкурентные преимущества наиболее успешных белорусских экспортеров определяются использованием относительно новых, как правило, зарубежных технологий (японское оборудование на «Атланте», итальянские линии на «Керамине», немецкие технологии на «Элеме» и «Милавице»). Техническая база большинства отечественных предприятий-экспортеров требует существенной модернизации. Износ основных фондов в основных экспортных отраслях достиг 65,8% в машиностроении и металлообработке, 70,2% -в химии и нефтехимии, 57,6% -в легкой, 46,8% - пищевой промышленности, коэффициент обновления основных фондов - соответственно 1,9; 1,7; 1,6 и 7,1%.

Исследования показывают, что стратегическим фактором, способствующим инновациям, выступает предпринимательство и связанная с ним частная собственность. Предприятия негосударственной формы собственности обеспечивают более высокие темпы обновления продукции и роста ее доли в структуре выпуска, обновления основных фондов, привлечения инвестиций, в том числе и иностранных.

Важнейшим фактором повышения конкурентоспособности национальных экспортеров является политика курсообразования. Валютный курс как фактор международной конкурентоспособности относится к числу быстро реализуемых резервов ее роста и потому чаще выступает в качестве тактического фактора. Степень воздействия валютного курса на конкурентоспособность предопределяется состоянием и комбинацией других факторов, в частности, структурой национальной экономики и экспортно-импортных потоков, конъюнктурой мировых рынков основных экспортных и импортных товаров страны. Преобладание в экспорте высокоэластичной по цене продукции обрабатывающей промышленности, а в импорте - топливно-энергетических и сырьевых ресурсов, предполагает при использовании девальвационной политики нахождение оптимального баланса целей необходимого стимулирования экспорта и экономического роста и нейтрализации опасности импортируемой инфляции. В период 2000-2003 гг. эффективность девальвационной политики в Беларуси ограничивалась также конъюнктурой мировых сырьевых рынков, в частности, ростом цен на нефть. В условиях доминирования данного фактора развития внешней торговли республики политика валютного курса выступала в качестве инструмента смягчения нефтяных шоков и балансирования взаимосвязанных экспортно-импортных потоков.

Таким образом, обеспечение роста конкурентоспособности национальных экспортеров предполагает использование как стратегических, так и тактических факторов. Долгосрочная стратегия повышения международной конкурентоспособности для Беларуси требует системного изменения структуры белорусской экономики путем роста сферы услуг, наукоемких производств, обеспечения инновационно-инвестиционного пути развития.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Рассчитано по данным: Наука України. Стат. збірник. – К.: Міністерство статистики України. – 1996. – с.12, 39; Наукова та інноваційна діяльність в Україні - К., 2001 – 290 с.; Наукова та інноваційна діяльність в Україні - К., 2003. – 340 с.
2. Інноваційний фактор сталого економічного зростання: Зб. Наук. Пр. / НАН України, Ін-т економіки. Редкол.: Л.К.Безчасний (відп. Ред.) та ін. – К., 2002. – 128 с.
3. Уманський С. Cергій Тарута: Часи „набігової економіки” вже не повернуться. // Дзеркало тижня. – 2003. - № 42.