Вопросы повышения конкурентоспособности выпускников гуманитарных университетов на рынке труда малых и средних предприятий

Карпунькин Б.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 3 (15), Март 2008

Цитировать:
Карпунькин Б.А. Вопросы повышения конкурентоспособности выпускников гуманитарных университетов на рынке труда малых и средних предприятий // Креативная экономика. – 2008. – Том 2. – № 3. – С. 96-100.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=9935724

Аннотация:
В настоящее время рынок труда малых и средних предприятий имеет определенные перекосы по отношению к выпускникам гуманитарных вузов. Если выпускник не смог воспользоваться протекцией частных лиц, он остается один на один с директором фирмы и с его убийственным вопросом об опыте работы. Без опыта не возьмут или возьмут на маленькую зарплату. Между тем законодательство не запрещает получать студентам вместе с дипломом о высшем образовании и заполненную трудовую книжку, так как опыт работы и стаж в частной фирме можно приобрести, учась в университете. И не только особо «продвинутым» студентам, но и всем желающим.

Ключевые слова: рынок труда, высшее образование, выпускники, молодые специалисты, вуз, инновационное управление вузом



В настоящее время рынок труда малых и средних предприятий имеет определенные перекосы по отношению к выпускникам гуманитарных вузов. Если выпускник не смог воспользоваться протекцией частных лиц, он остается один на один с директором фирмы и с его убийственным вопросом об опыте работы. Без опыта не возьмут или возьмут на маленькую зарплату. Между тем законодательство не запрещает получать студентам вместе с дипломом о высшем образовании и заполненную трудовую книжку, так как опыт работы и стаж в частной фирме можно приобрести, учась в университете. И не только особо продвинутым студентам, но и всем желающим.

Возрастающая конкуренция университетов за абитуриента заставляет ректораты заботиться о повышении рейтинга учебного заведения. И большое значение для этого имеет высокая конкурентоспособность выпускников университета на рынке труда в первый год после выпуска. Вот здесь весомым аргументом в борьбе выпускников за трудоустройство и за рост рейтинга университета среди абитуриентов становится трудовая книжка.

Наиболее предусмотрительные или финансово озабоченные студенты еще на пятом курсе стараются заполучить этот аргумент в свое первое резюме. Но администрация вузов в основном еще не обращает внимания на возможность поднять престиж учебного заведения через заботу о выпускниках или делает это формально без должной агрессии против своих конкурентов.

Многие выпускники специализированных университетов, например, таких как педагогический или авиационный, находят свое первое рабочее место в структурах малого и среднего бизнеса и достойно конкурируют со своими соперниками, получившими более вольные дипломы различных «менеджеров». Так как уровень их образования заметно выше. Но решающего аргумента в виде начального опыта работы у них нет.

Тенденции рынка труда таковы, что доля малых предприятий возрастает, и высшие учебные заведения России активно включились в процессы подготовки специалистов для малого бизнеса страны. Большим подспорьем в этом деле является наличие в вузе форпостов малого бизнеса в виде центров трансферта технологий, внедренческих фирм, технопарков, бизнес-инкубаторов, офисных центров, Интернет-центров и прочих объектов. Особенно преуспели в этом технические вузы, сами изготавливающие продукцию или продающие предприятиям технологии. Например, Казанский государственный технический университет им. Туполева выиграл ежегодный конкурс Российского министерства образования и науки на создание студенческого бизнес инкубатора и получил из бюджета Российской Федерации на эти цели финансирование.

Бизнес-инкубатор ‑ это некая организация, создающая благоприятные условия для стартового развития малых предприятий, которая предоставляет создаваемому малому предприятию комплекс офисных и консультационных услуг в области маркетинга, бухгалтерии и законодательства. Производит элементарное обучение бизнес-процессам. Защищает от жесткой опеки административных органов государства. В штате бизнес-инкубатора работают три, четыре человека. Директор, бухгалтер и секретарь. Если нужны узкие специалисты, их приглашают временно.

Гуманитарные университеты России из этого процесса выпали, что не справедливо по отношению к выпускникам-гуманитариям, имеющим предпринимательский талант или желающим работать в частной фирме.

Создание бизнес-инкубатора в гуманитарном университете вопрос не такой простой, как может показаться с первого взгляда. Так как государственный университет не имеет права формировать уставный фонд любой организации и большинство ректоров не желают создавать вокруг университетов коммерческие фирмы. Под эту правовую и психологическую вилку попадают и бизнес-инкубаторы. Поэтому вузам лучше применить вариант создания бизнес-инкубатора в виде отдела, НИИ или другого структурного подразделения университета.

На первом этапе под руководством начальника отдела (руководителя бизнес-инкубатора) создается бесплатный кружок для старшекурсников, желающих освоить азы бизнеса по следующим направлениям:

1) Менеджер бизнес-инкубатора (создание и управление бизнес-инкубатором гуманитарного профиля).

2) Менеджер научного проекта (изучение ниши рынка проектов научного учреждения. Отбор перспективных для коммерциализации проектов. Создание демонстрационной версии проекта. Поиск инвестора. Создание юридической основы для реализации проекта. Подготовка проекта к реализации и его реализация).

3. Менеджер Интернет-портала (создание сайтов, Интернет-портала. Внедрение Интернет ресурса в сеть. Ведение Интернет торговли со своего ресурса. Ведение Интернет торговли с чужих ресурсов. Ведение Интернет торговли в режиме b2b ‑ бизнес для бизнеса. Развитие коммуникаций на иностранных языках).

4. Маркетолог-исследователь (исследование внутренней среды организации, исследование внешней среды организации, практическое применение исследований).

5. Экономист-аналитик (управление экономикой малого предприятия, определения центров доходов и центров затрат).

6. Бренд-менеджер (создание и развитие бренда организации).

7. Юрист и экономист малого предприятия (регистрация малых предприятий, составление коммерческих договоров, арбитражная практика).

8. Менеджер по рекламе (выбор и развитие рекламных коммуникационных каналов, минимизация рекламного бюджета, поддержание качества рекламы).

9. Риэлтер (вхождение в рынок риэлтерских услуг, поддержка конкурентоспособности, обеспечение безопасности и качества услуг).

10. Менеджер эстрадного, спортивного и культурного проектов (создание проекта, управление проектом).

11. Пресс-секретарь локальной программы (создание положительного имиджа локальной программы, работа информационного центра).

Сначала студент проходит практику, участвуя в одном из проектов в качестве волонтера. Если проект становится финансово успешным, он может продолжить как руководитель направления или открыть свое предприятие ООО или без образования юридического лица. Это дает возможность завести трудовые книжки на студентов, желающих устроиться к ним на работу. Вот и пошел трудовой стаж…

Преподавание теоретических основ будут вести старшекурсники профильных специальностей в виде личной практики и волонтерской нагрузки под контролем преподавателя-инструктора. Для проведения практических занятий приглашаются авторитетные руководители коммерческих предприятий, имеющие желание готовить себе кадровый резерв или в качестве мецената. Здесь появляется еще одно «окно возможностей» для обзаведения трудовой книжкой.

В проекте бизнес-инкубатора обязательно участие профильных фирм партнеров малого и среднего бизнеса, с которыми университет заключит договора о производственной практике студентов и возможно о целевом обслуживании некоторых проектов бизнес-инкубатора. За счет этого будет решаться вопрос о трудовых книжках для выпускников. Это третье «окно возможностей».

Прогнозируется следующие результаты при оптимистическом варианте развития студенческих проектов в бизнес-инкубаторов:

‑ регистрируется фирма, где учредителем будет выпускник;

‑ участники проекта получают практические навыки работы с клиентами и деньгами, юридическую и экономическую практику в малом предприятии;

‑ опыт эксплуатации офисного оборудования и взаимоотношений взрослых людей;

‑ трудовую книжку или, в крайнем случае, рекомендацию об опыте практической работы;

‑ университет повышает свою конкурентоспособность в виду увеличения количества трудоустроенных выпускников и укрепляет бренд инновационного вуза, имеющего в своем составе бизнес инкубатор.

При пессимистическом варианте развития проекта, студент получит знания о реальных буднях частного предпринимательства и практику их преодоления.

На семинаре, проведенным в Татарском государственном гуманитарно-педагогическом университете, руководители кадровых агентств Казани в один голос заявили, что проблем с практикой и трудоустройством старшекурсников университетов на работу, не бывает. Значит основная проблема в администрации гуманитарных университетов, а именно: в их «зашоренности» и нездоровом консерватизме, в отсутствии желания видеть на территории вуза директора малого предприятия, имеющего возможность устроить на работу их выпускника. И здесь чувствуется большая разница по сравнению с руководителями московских или технических вузов страны…


Страница обновлена: 22.01.2024 в 20:04:20