Методика оценки риска в системе управления предприятием

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Управление предприятием в условиях развития рыночных отношений является комплексным и многогранным процессом. Сложность его освоения на практике часто приводит к тому, что на каждом определенном этапе деятельности руководство ограничивается использованием лишь тех управленческих рычагов и стимулов, которые на первый взгляд кажутся необходимыми и наиболее эффективными. В то же время целый арсенал важных средств управления уходит на второй план и «ждет своей очереди».

Ключевые слова:

система управления предприятием, факторы риска, оценка риска
Цитировать публикацию:
Методика оценки риска в системе управления предприятием – С. 118-119.

Metodika otsenki riska v sisteme upravleniya predpriyatiem. , 118-119. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Управление предприятием в условиях развития рыночных отношений является комплексным и многогранным процессом. Сложность его освоения на практике часто приводит к тому, что на каждом определенном этапе деятельности руководство ограничивается использованием лишь тех управленческих рычагов и стимулов, которые на первый взгляд кажутся необходимыми и наиболее эффективными. В то же время целый арсенал важных средств управления уходит на второй план и «ждет своей очереди». Зачастую лишь контроль «постфактум» степени выполнения планов и оценка факторов, которые негативно сказались на полученных результатах, приводят руководителя предприятия к выводу, что еще на этапе разработки стратегии деятельности были учтены не все существенные ее аспекты, и именно это не позволило выполнить заданные параметры. К таким существенным сторонам предпринимательской деятельности, которые требуют серьезной оценки в ходе разработки стратегии и пристального внимания на этапе реализации бизнес-проектов, относятся риски.

На этапе разработки стратегии необходимо максимально возможно определить характерный для предприятия профиль рисков, выявить те потенциальные зоны опасности, которые будут оказывать основное влияние на формирование и достижение целей деятельности, и разработать комплекс мероприятий по предотвращению или снижению негативных последствий воздействия факторов риска. При этом желательно, чтобы имелось несколько сценариев поведения предприятия на рынке при наступлении тех или иных событий.

На этапе реализации воздействие факторов объективного порядка, форс-мажорных обстоятельств может вызвать необходимость внесения гибких оперативных изменений в заранее разработанные сценарии. Но наличие нескольких вариантов позволит выбрать тот из них, который наиболее точно описывает положение предприятия в сложившихся условиях. Более того, использование при реализации планов проработанной методики оценки риска поможет руководству достичь более весомых результатов, ибо хорошая подготовка к наступлению рискового события способна при определенных условиях обратить риск во благо и направить открывшиеся возможности на получение дополнительного эффекта и упрочение (завоевание) позиций на рынке. Если же предприятие не будет подготовлено к возникновению рисковых событий, то все усилия по достижению планируемого результата могут перейти в разряд бесполезных.

В зарубежной практике степени задействованности факторов риска на эффективность бизнеса уделяется большое внимание. И каждый не только вид, но и подвид риска тщательно анализируется во взаимосвязи и соотношении с другими. Для отечественных предприятий проблема повышения эффективности деятельности связана сегодня с необходимостью активизации большого количества факторов экстенсивного и интенсивного характера. А значит, в первую очередь управленческим воздействиям подвергаются наиболее простые из них, лежащие на поверхности и дающие почти моментальную отдачу. В развитых странах факторы такого порядка уже практически исчерпаны. Поэтому достигнуть повышения эффективности деятельности можно лишь на основе новаций и внедрения достижений, еще не применяемых на предприятиях-аналогах, а также воздействуя на факторы глубинного порядка, которые в значительно большей степени связаны с риском.

Характерное для отечественных предприятий отношение к риску (неучет факторов риска и незадействованность их на рост эффективности) ошибочно, поскольку вероятность наступления тех или иных рисковых событий в значительной степени уменьшает или увеличивает эффективность. Адекватного прироста эффективности посредством воздействия на факторы экстенсивного порядка без дополнительных постоянных затрат добиться невозможно. Проведение оценки риска и постоянное использование ее результатов в процессе управления предприятием – это то плечо рычага повышения эффективности, которое способно не только обеспечить быстрый взлет экономического эффекта, но и создать некую «подушку безопасности», позволяющую удерживать достигнутый уровень результативности (а это порой гораздо сложнее, чем достигнуть заданной высоты).

Методика оценки риска не может быть универсальной для всех предприятий, равно как не может быть единой методики оценки риска для предприятий одной отрасли или даже подотрасли. Каждое предприятие – это в некотором смысле уникальная система, которая находится на определенном этапе развития, имеет особые параметры деятельности, самостоятельно выбирает цели деятельности, средства и время их достижения. Следовательно, методика оценки и мероприятия по управлению рисками будут иметь специфические особенности и индивидуальные черты в рамках каждого субъекта хозяйствования. При этом профессионализм специалистов, занимающихся оценкой риска, во многом будет определять результативность деятельности предприятия. Мировая практика показывает, что методики оценки риска, как правило, являются коммерческой тайной каждого предприятия, а высококлассные специалисты, проявившие способности в эффективном риск-менеджменте и выработке нетрадиционных механизмов и способов преодоления неопределенности, постоянно востребованы в бизнесе.

Исследования материалов зарубежной печати, отечественных экономических изданий, обобщение опыта риск-менеджмента на отечественных предприятиях позволили автору сформулировать общие принципы и подходы к формированию методики оценки риска, предложить методы оценки факторов риска и обозначить перечень мероприятий по нейтрализации их негативных воздействий, которые могут быть применены на предприятии с наложением специфики деятельности и индивидуальных способностей субъекта хозяйствования.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Валдайцев С.В. Оценка бизнеса и инноваций. – М.: Филинь, 1997
2. Кардаш В.Я. Товарна інноваційна політика: Навчальний посібник. – К.: КНЕУ, 1999
3. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с фр. – СПб.: Наука, 1996