Менеджмент как фактор устойчивого развития организаций

Translation will be available soon.
Статья в журнале
Об авторах:


Аннотация:
Жизнедеятельность любой организации или образования регулируется и направляется их администрацией или руководством, обладающим различным уровнем компетенции и разной целевой ориентации, которые зависят от степени профессиональной подготовленности самих руководителей и их управленческой команды. Будь это регион или отдельное предприятие. В зависимости от сферы деятельности и целевого предназначения управ­ление организациями осуществляется либо в русле социальной, либо в русле рыночной схемы.

Ключевые слова:

устойчивое развитие, менеджмент предприятия
Цитировать публикацию:
Менеджмент как фактор устойчивого развития организаций – С. 61-63.

Menedzhment kak faktor ustoychivogo razvitiya organizatsiy. , 61-63. (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Жизнедеятельность любой организации или образования регулируется и направляется их администрацией или руководством, обладающим различным уровнем компетенции и разной целевой ориентации, которые зависят от степени профессиональной подготовленности самих руководителей и их управленческой команды. Будь это регион или отдельное предприятие. В зависимости от сферы деятельности и целевого предназначения управ­ление организациями осуществляется либо в русле социальной, либо в русле рыночной схемы.

В книге Клода Ст. Джорджа-младшего "История управленческой мысли" есть глава под названием "Управленческий континуум". В ней содержится описание развития менеджмента с 5000 г. до нашей эры, когда шумеры изобрели клинопись, тем самым открыв возможность регистрации событий, вплоть до 50-х годов прошлого века, когда психология и наука о поведении человека заняли в управлении особое место.

Управленческий континуум моделей, схем и методов охваты­вает более 70 управленческих открытий и 5 управленческих революций за период около 7 тысяч лет, в течение которых был накоплен опыт руково­дства организациями [3, с. 31-37], позволивший в конце XIX века появить­ся школе научного управления Ф.У. Тейлора. Далее А. Файоль и М. Вебер развили ее как классическую, или административную, школу управления. Оба эти направления получили название «менеджмент», поскольку задачи устойчивого развития организации они решали на основе рационализации труда рабочих и их руководителей-менеджеров разного уровня.

Возникшие к этому времени предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в четкой организации и взаимосвязанной работе крупных подразделений, занятых массовым производством и массовым сбытом про­дукции для стремительно расширяющихся рынков. Экономической основой устойчивого развития корпораций и акционерных обществ выступал непре­рывный рост производительности труда на базе машинной техники, разделе­ния, специализации и кооперации труда всех участников производства. Одна­ко в отличие от технического фактора производства, который имеет свойство физически и морально стареть в условиях стремительного технического про­гресса, человеческий фактор с увеличением производственного опыта, новых знаний работников наращивает свой потенциал, превращается в человеческий капитал, т.е. имеет свойство самовозрастающей стоимости и свою ценность как важнейшее условие устойчивого развития.

Изучение деятельности многих десятков устойчиво развивающихся в те­чение 50 лет компаний США привели к пониманию необходимости страте­гического управления развитием производственного аппарата предприятий с учетом жизненного цикла технологий [1]. Однако постепенное осознание того, что решающим влиянием на эффективность всей деятельности органи­зации обладает «человеческий фактор», приве­ло к возникновению новых учений об управлении, а менеджмент стал пониматься как искусство.

Понимание менеджмента как искусства управления базируется на том, что организации - это сложные социально-технические систе­мы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы как внешней, так и внутренней среды. Люди, работающие в организациях и с организациями, - это самый глав­ный фактор, учет которого требует не только использования научно­го подхода, но и искусства его применения в конкретных ситуациях. Ведь каждый работник обладает своим особенным характером, име­ет свою систему ценностей и мотивы к труду и т. д. Поэтому нередко менеджмент рассматривается как искусство, которое, подобно меди­цине или инженерному делу, должно опираться на лежащие в его ос­нове концепции, теории, принципы, формы и методы. Такой подход позволяет соединить науку и искусство управления в единый процесс, требующий не только постоянного пополнения научных знаний, но и развития личностных качеств менеджеров, их способности приме­нять знания в практической работе. Для достижения целей организации, менедже­ры должны постоянно взаимодействовать с людьми и создавать условия для наиболее полного раскрытия потенциала работников.

Устойчивое функционирование организации обеспечивается менеджмен­том, который поддерживает баланс между внешними и внутренними процессами и осуществляет стратегии ее развития в изменяющейся рыночной среде. Поэтому современ­ные ситуационные теории управления, обеспечивая эффективную адапта­цию организации к конкретным требованиям конкурентной среды, отрицают универсальные методы управления, применимые к любым организациям в любой ситуации. Профессор П. Дракер развивает учение о новой парадигме управления организациями в XXI веке [2, 282 с.], когда современные представле­ния менеджмента и его методы распространяются на все структуры общества и обеспечивают им устойчивое существование и развитие в условиях не­устойчивости, изменчивости не только рыночной среды, но и некоммерче­ской деятельности в социальной и научной сферах общества.

Наблюдаются две взаимодополняющие тенденции. Во-первых, идет углубление теоретических основ управления устойчивым развитием органи­зации. Этот процесс имеет место в цикле теоретических дисциплин, обеспе­чивающих методологическое оснащение менеджмента. Во-вторых, идет процесс расширения сферы применения теоретического аппарата и практического менеджмента на различные уровни общественного управления (отрасли, регионы) и разные сферы коммерческой и некоммер­ческой деятельности.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
1. Ансоф И. Стратегическое управление. Пер. с англ. М.: Экономика, 1989.
2. Дракер П. Задачи менеджмента в XXI веке. Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2000.
3. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ.- М.: Экономика, 1991.