Стирая дистанцию в издательском процессе

Абрамова Н.Ю.
Bluring outthe distance inpublishing process - View in English
Статья в журнале
Об авторах:

Абрамова Н.Ю.1
1 журнал "Научная периодика: проблемы и решения"

 Скачать PDF

Аннотация:
Тема эффективной организации работы редакции актуальна для каждого издательства в связи с высокой конкуренцией на современном издательском рынке. Сегодня все чаще специалисты «уходят» работать в виртуальное пространство.
Для жизни в мегаполисе нужно постоянно решать ряд проблем: социальное неравенство, быстрый рост численности населения за счет трудовых мигрантов, транспортные вопросы, чрезмерное потребление ресурсов, огромное количество отходов и тяжелая экологическая обстановка. Виртуальная организация позволяет работать удаленно, тем самым можно миновать некоторые из перечисленных проблем, характерных для больших городов.
Такая форма подходит для малого и среднего бизнеса, позволяет развить здоровую конкуренцию на рынке.

Ключевые слова:

издательский бизнес, виртуальное предприятие, фрилансер, эффективная организация работы редакции, издательский процесс, удаленная работа
Цитировать публикацию:
Абрамова Н.Ю. Стирая дистанцию в издательском процессе // Научная периодика: проблемы и решения. – С. 22-26. – doi: 10.18334/np1425

Abramova, N.Yu. Bluring outthe distance inpublishing process. Scholarly Communication Review , 22-26. doi: 10.18334/np1425 (in Russian)

Приглашаем к сотрудничеству авторов научных статей

Публикация научных статей по экономике в журналах РИНЦ, ВАК (высокий импакт-фактор). Срок публикации - от 1 месяца.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241




Высокая интенсивность развития информационного общества, в котором приоритетное значение закрепилось за наукоемкими технологиями, профессионально компетентными и высококвалифицированными специалистами, интеллектуальным капиталом компаний в условиях транспортной напряженности больших городов, огромных территорий государства, большого количества малых издательских фирм, а также экономического кризиса актуализирует проблемы динамики развития издательских компаний, экономии их финансовых и временных ресурсов. Данное положение дел способствует появлению новых способов организации издательской деятельности, развитию издательского менеджмента, формированию новых типов организации, в том числе мелких и средних.

Конкурентоспособными являются лишь те структуры, которые умело выстраивают свой технологический процесс, делая его максимально удобным для персонала, а свою продукцию – качественной и недорогой для потребителей. Сегодня все чаще специалисты «уходят» работать в виртуальное пространство. У мегаполиса немало проблем: это слишком большой социальный диспаритет, быстрый рост численности населения за счет трудовых мигрантов, отсюда возникает и транспортная проблема, и чрезмерное потребление ресурсов, и тяжелая экологическая обстановка. Виртуальная организация позволяет работать удаленно, тем самым можно избежать некоторых из перечисленных проблем.

На развитие новых форм организации и управления предприятием в большей степени влияют такие тенденции развития современных рынков, как растущее значение качества издательской продукции, ценовой политики и степени удовлетворения потребителей, повышение важности устойчивых отношений с потребителями, а также растущее значение степени применения новых информационных и коммуникационных технологий.

Издательские организации в своем стремлении повысить качество выпускаемой продукции, уровень профессионализма сотрудников и конкурентоспособность компании ориентируются на использование современных интерактивных технологий, инновационных методов организации работы редакции в процессе подготовки своей продукции.

В условиях высокой динамики деловой среды появилась такая форма организации, как виртуальная. Под виртуальным издательством понимается такая организационная структура, которая функционирует с активным использованием телекоммуникационных средств (Интернет, мобильный телефон и др.) и не имеет географического центра.

Что касается книжного рынка, то с каждым годом растет количество названий книг и брошюр. По данным Российской книжной палаты, в 2010 году российскими издательствами было выпущено 127 596 названий книг и брошюр совокупным тиражом 716,55 млн экз. Рост числа выпущенных названий (в сравнении с 2008 годом) в 2009 составил 3,5%. Наблюдается падение совокупных тиражей – 5,8% [1]. За шесть месяцев 2010 года количество названий стало составлять 59 555 печ. ед., а общий тираж 307015,5 тыс. экз. [2].

Согласно данным Российской книжной палаты, в 2009 г. общее число издательств, действующих в стране и выпустивших хотя бы одну книгу в год, составило 5824 структуры (в 2008 – 5702), число активно действующих издательств, формирующих издательскую систему России и выпускающих как минимум 12 книг в год, составило в 2009 году 1305 против 1280 в 2008 [1].

Соответственно, в таких условиях, при серьезной конкуренции, издательствам становится иногда просто жизненно необходимо эффективно и результативно бороться за своего читателя. Для многих потребителей издательской продукции (особенно в кризисное время) важнейшим фактором конкурентоспособности служит соотношение цены и качества. В российской действительности лишь немногие могут позволить себе купить товар, не обращая внимания на его цену. Чтобы увеличить покупательскую способность производители (в том числе и издательской продукции) вынуждены экономить, конечно, если дело не касается товаров сегмента класса «люкс» или, скажем, учебной литературы.

История появления удаленной работы

В условиях рынка необходимо искать способы уменьшения издержек. Одним из них является уменьшение затрат на персонал, отсутствие расходов, связанных с его рабочим местом, что можно реализовать в рамках работы с фрилансерами [1].

Появление удаленной работы [2] (прототип виртуальной организации) связывают обычно с именами двух американских ученых – Джека Ниллеса и Фрэнка Скиффа.

Джек Ниллес ставил первые эксперименты в области фриланса. Он придумал новый способ работы. Суть идеи заключается в следующем: работников можно не держать в офисе, связь между сотрудниками поддерживается с помощью современных средств коммуникации. Не Интернета, которого тогда еще не было, а телефона. Транспортные проблемы в больших городах были уже тогда. Новая организация труда позволяла решить эти вопросы, а заодно обеспечить работой население удаленных районов.

В 1979 году труды Джека Ниллеса привлекают Фрэнка Скиффа, и он продолжает идеи экспериментатора и придумывает новую дефиницию – «гибкое рабочее место». Все 80-е проходят в экспериментах. Джек Ниллес и Джил Гордон изучают различные стороны такого вида работы. Фрэнк Скифф вместе с Дэвидом Флеммингом внедряют новую технологию в министерствах и ведомствах и приходят к выводу, что далеко не всегда офисного работника можно заменить удаленным.

Европейский форум по работе по средствам связи был организован в 1992 году для продвижения идей дистанционного труда. В 1995 году в Америке по поручению нескольких федеральных агентств была организована обширная программа Telecommute America, которая теперь переименована в Telework America. Тогда же в Европе прошли первые, ставшие ежегодными, рабочие конференции European Telework Week по развитию удаленной работы.

Период бурного развития индустрии удаленной работы и превращения ее в существенную составляющую жизни развитого информационного общества пришелся на середину 90-х годов. Он продолжается и в настоящее время. В 1996 году Президентский совет США объявил о начале Национальной инициативы по телеработе, ее цель заключалась в форсировании использования такого типа работы во всех секторах американской экономики – общественном и частном.

В 2001 г. перед 090 рu1088 руководителями американских правительственных агентств была поставлена конкретная задача: с середины 2001 г. все федеральные агентства должны предоставить возможность работать из дома несколько дней в неделю для 25% своих служащих. Далее они должны прибавлять ежегодно к числу этих избранных еще по 25% [3].

Прошло не так много времени и уже сегодня появился такой термин как дауншифтинг [3]. Существует тенденция, при которой многие отказываются от благ цивилизации и переезжают за город, в деревню, изменяя стремлениям к пропагандируемым общепринятым благам наподобие постоянного увеличения материальных средств, карьерного роста и т. д., ориентируясь вместо этого на жизнь ради себя и/или семьи в спокойной обстановке. Работа в виртуальной компании позволяет не отказываться от стабильной заработной платы: возможен удаленный вариант работы дома.

Толкование термина

Существуют различные интерпретации термина «виртуальная организация». В России и за рубежом все чаще стали использоваться термины:

сетевая экономика – хозяйственная деятельность, осуществляемая с помощью электронных сетей;

виртуальное предприятие – предприятие, состоящее из сообщества географически разделенных работников, которые взаимодействуют в процессе производства, используя преимущественно электронные средства коммуникаций;

сетевая организация – организация, использующая в управлении производством и бизнесом сетевые связи, отношения и технологии;

телеработа – работа, выполняемая с использованием телекоммуникационных систем в месте, удаленном от места использования результатов этой работы (термин немного устарел);

электронный бизнес – бизнес, основанный на использовании информационных технологий с тем, чтобы обеспечить оптимальное взаимодействие деловых партнеров и создать интегрированную цепочку добавленной стоимости. Электронный бизнес включает: продажи, маркетинг, финансовый анализ, платежи, поиск сотрудников, поддержку пользователей и поддержку партнерских отношений [4].

По одному из определений, виртуальная организация представляет собой организацию, существующую как корпоративное, некоммерческое, образовательное или иное объединение, не имеющее географического центра и функционирующее через телекоммуникационные средства, по другому – виртуальное организация – это непринудительная временная форма объединения нескольких партнеров, обеспечивающая действенное конкурентное преимущество [5].

К. Блейхер, немецкий исследователь, под эти термином понимает предприятие, межорганизационное и гибкое, создаваемое на время, его главная цель – получение выгоды с помощью расширения ассортимента [5].

По У. Дэвидоу и М. Мэлоуну, это – «наиболее передовая и эффективная форма организации предприятия из ряда «мысленно возможных», наилучшая с точки зрения имеющихся технических и экономических условий. Конкретнее, виртуальное предприятие означает сетевую, компьютерно интегрированную организационную структуру, объединяющую неоднородные ресурсы, расположенные в различных местах» [6].

Виртуальное издательство базируется на двух основаниях: физическом и интеллектуальном. Специфичность его определяется именно вторым, нематериальными активами (знаниями и информационными технологиями). Именно это и позволяет переносить деятельность в электронное пространство.

Их независимость от физических, географических структур обеспечивает людям возможность вступать в деловые контакты вне организации, и более того – вообще освобождать деятельность от организационных форм, или даже вести ее в составе размытых структур бесформенных организаций.

Итак, для виртуального издательства характерны следующие особенности:

● географическая отдаленность субъектов;

● небольшая структура;

● взаимодействие через коммуникационные технологии;

● высокая мобильность;

● отсутствие границ;

● гибкость издательства.

Очень часто в издательском деле приходится сталкиваться с распространением книг посредством Интернет-магазинов. Но напечатанную продукцию необходимо хранить где-то, например, на складах. Появился и новый продукт – электронные версии книг и журналов, которые можно продавать через сеть или размещать в электронных библиотеках. Но это явление происходит одновременно с традиционным, издания продолжают печататься, а электронная форма – это лишь один из видов издания.

Именно Интернет делает виртуальные организации более простыми и подходящими для различных видов бизнеса.

Продолжение читайте в журнале «Научная периодика: проблемы и решения», № 5, 2011.

[1] Фрилансер (англ. freelancer – свободный копьеносец, наёмник; в переносном значении – вольный художник) – это человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определённого перечня работ (внештатный работник). Как правило, он работает удаленно. В издательской практике такое явление достаточно распространено.

[2] Удалённая работа, дистанционная работа, телеработа (разновидность: фриланс) – такой способ сотрудничества, при котором работодатель и наёмный работник (или заказчик и исполнитель) находятся на расстоянии друг от друга, передавая и получая техническое задание, результаты труда и оплату при помощи современных средств связи (изначально – телефон, факс, почтовые сообщения, в наши дни – преимущественно Интернет).

[3] По классическому западному определению, «дауншифтинг – это добровольный отказ от высокой должности и доходов, ради простой и неторопливой жизни в кругу семьи. Например, в англоязычной версии Wikipedia дауншифтинг приравнивается к simple living. Истинный смысл дауншифтинга – это возвращение к себе, к своим желаниям и мечтам. И это возвращение может сопровождаться отказом от высоких доходов, карьеры, переездом в сельскую местность, вступлением в ряды Гринпис» и т.д.



Издание научных монографий от 15 т.р.!

Издайте свою монографию в хорошем качестве всего за 15 т.р.!
В базовую стоимость входит корректура текста, ISBN, DOI, УДК, ББК, обязательные экземпляры, загрузка в РИНЦ, 10 авторских экземпляров с доставкой по России.

creativeconomy.ru Москва + 7 495 648 6241



Источники:
Книжный рынок России. Состояние, тенденции и перспективы развития. 2009 год: Отраслевой аналитический доклад / Под общ. ред. В. В. Григорьева. – М. : Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, 2010.

Основные количественные показатели выпуска книг и брошюр в 1 полугодии 2010 г. [Электронный ресурс]. – URL :

http://www.bookchamber.ru /content/stat/stat_1_2010.html. – (дата обращения: 28.09.2010).

Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – URL : http://ru.wikipedia.org. – (дата обращения: 28.04.2010).

Glossary commander. Служба тематических толковых словарей [Электронный ресурс]. – URL : http://botmaster.ru.glossary.ru/. – (дата обращения: 14.08.2010).

Вютрих Х.А., Филипп А.Ф. Виртуализация как возможный путь развития управления [Электронный ресурс]. – URL: http://www.ptpu.ru. – (дата обращения: 14.05.2010).

Манюшис А., Смольянинов В., Тарасов В. Виртуальное предприятие как эффективная форма организации внешнеэкономической деятельности компании [Электронный ресурс]. – URL : http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/16_4_03.htm. – (дата обращения: 14.05.2010).