Psycho-economic approach to the theory of entrepreneurship from the perspective of the linguistic construction of this definition

Лепешкин С.М.1, Чумаков А.Н.1
1 Старооскольский филиал Белгородского государственного национального исследовательского университета

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
Volume 16, Number 3 (February, 2015)
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Please, cite as:
Lepeshkin S.M., Chumakov A.N. Psikho-ekonomicheskiy podkhod k teorii predprinimatelstva s tochki zreniya lingvisticheskoy konstruktsii ponyatiya // Rossiyskoe predprinimatelstvo. – 2015. – Tom 16. – № 3. – S. 523-530. – doi: 10.18334/rp.16.3.89.

Abstract:

New challenges of the present time make it necessary to search for alternative approaches to the theory of entrepreneurship development. However, the introduction of new concepts and terms into the scientific turnover requires scrupulous explanation of their meaning and linguistic structure. The article gives a comprehensive overview of the possibility and necessity of using the concept "psycho-economic" from the point of view of linguistics and philology. It is proposed to use this term for describing the psychology of economic behavior of an individual entrepreneur and of the entrepreneurship as a system.

Keywords: entrepreneurship, psycho-economic approach, linguistic construction of the term



Развитие современного общества предполагает постоянное изменение состояний и взаимосвязей всех общественных систем и, в первую очередь, экономической, политической и социальной. На каждом историческом этапе происходит возникновение новых условий существования как общества в целом, так и каждой из его составляющих.

Одной из важнейших общественно значимых социальных систем является предпринимательство, наиболее чувствительно реагирующее на происходящие перемены. Глобализация экономики и усиливающаяся специализация национальных рынков в мировом хозяйстве невольно вовлекает предпринимательство в различные социальные процессы на новых территориях. Ускорение и усложнение экономических процессов, связанные с ростом не только объема, но и многообразия спроса населения многих, в первую очередь, развитых и развивающихся стран, «разгоняет» предпринимательскую активность и усиливает конкуренцию. Возрастание роли нематериальных, «интеллектуальных» активов, значимости и стоимости информации, умения ее эффективной переработки и интерпретации предопределяет структурные изменения в составе факторов и средств производства. Противостояние приверженцев идей «либерально-рыночной» и «социально-рыночной» экономики, экономической свободы или государственного патернализма на фоне повторяющихся кризисов приобретает более обостренный характер.

Новые вызовы современности создают необходимость поиска альтернативных научных подходов к теории развития предпринимательства, переосмысления этого явления, раскрытия смысла происходящих в его сущности преобразований и основных факторов воздействия [4].

Поиск путей решения актуальных проблем зачастую предполагает переплетение различных научных направлений, синтез множества не связанных очевидностью методов и инструментов исследований. Предложенный в авторских работах новый – «психо-экономический» подход к регулированию развития современного предпринимательства, учитывающий психологию экономического поведения индивида, базируется на основных положениях теорий психологии поведения личности, экономики предпринимательства, социологии, политологии и использует методы исследования, применяемые в философии, статистике, математическом анализе и других научных направлениях [3, 6].

Однако, в современной литературе достаточно часто используются различные словосочетания слов «психологический» и «экономический», иногда имеющие не совпадающий или противоположный смысл. Например, в одном случае имеется ввиду влияние на человека психических факторов при принятии им экономических решений (психология потребителя, психология рекламы ...), в другом – напротив, формирование стереотипов поведения личности под влиянием экономических факторов, а в третьем – психические аспекты поведения исходящие из когнитивной оценки баланса «затраты – выгоды», и т.д. [8].

В сложившейся ситуации презентация нового научного подхода предполагает также точное определение нового понятия, которое бы отражало его суть, нюансы внутреннего содержания, и в то же время лаконичного и удобного в его дальнейшем использовании. Предлагаемая терминологическая новация, очевидно, требует достаточного лингвистического обоснования правомерности ее применения в отношении данной концепции, что и явилось целью настоящей работы.

Термин «психо-экономический подход», претендующий на новое концептуальное наполнение и отражающий междисциплинарный характер исследований предпринимательства, имеет составной характер, объединяя два корня: «псих» и «эконом», которые являются семантической основой двух широко распространенных научных номинаций: психология и экономика. Рассмотрим семантический объем и потенциал, а также узуальный «вес» данных лексем, используемых в качестве терминов, с точки зрения выражаемых ими отношений в дихотомии «субъект-объект» исследования.

Понятие «экономика» многозначно, выделяемые в большинстве словарей, как универсальных энциклопедических, так и узкоспециальных, первые и вторые значения, указывают на объект научного исследования [1, 7]:

1. Совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества, господствующий способ производства в обществе определённой общественно-экономической формации, экономический базис общества.

2. Организация, структура и состояние хозяйства (страны, района и т.п.) или какой-либо отрасли хозяйственной деятельности.

Только в третьем значении предложена «субъектная» характеристика термина:

3. Научная дисциплина, изучающая какую-либо отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

Как видно, для обозначения объекта исследования и наименования науки, выступающей как субъект исследования, используется одна лексема.

Понятие «психология» также многозначно, основными также являютcя три значения. Однако семантическая и узуальная иерархия значений выстроена противоположно выше рассмотренному термину: первое значение указывает на субъект научных исследований, объектом которых является психическая жизнь человека:

1. Наука о психике, психической деятельности человека и животных.

А второе и третье значения указывают на объект исследований:

2. Совокупность психических процессов, обусловливающих определённый вид деятельности.

3. Психика, особенности характера, душевный склад.

Причем в третьем значении номинация «психология» выступает как полный синоним термина «психика». По сути, на основе одного корня «псих» создается синонимическая пара, каждый член которой имеет практически одинаковое толкование, в котором сформулирован объект научных исследований. (Семантические нюансы, а также особенности употребления таких синонимов можно рассмотреть на материале различных работ ученых-психологов, но это не является задачей данной статьи.)

Итак, два термина, обозначающие научные направления, с точки зрения выражаемых ими смысловых отношений в дихотомии «субъект-объект» имеют по три значения, расположенные в различной семантической и узуальной иерархии, что создает определенные трудности для их объединения с целью создания нового термина, необходимого для проводимых исследований.

Кроме того, надо учитывать то, что в основе составного терминологического наименования могут лежать различные теоретико-методологические аспекты, доминирующие в зависимости от предпочтений ученого и научно-исследовательских акцентов.

С одной стороны, в основу названия подхода могут быть взяты факторы, определяющие изменение состояния объекта исследования и определяющие направление основного воздействия на него, например: социодемографический, социально-технологический.

С другой стороны, название может отражать основной набор методов и инструментов познания и изучения, а также специфику воздействия на объект исследования и особенности управления им, например: социолого-политологический, экономико-управленческий.

Кроме того, имеет право на отражение в названии функциональная направленность предлагаемого подхода, цель воздействия, например: культурно-воспитательный, социально-аксиологический.

В основу предлагаемого термина «психо-экономический подход», базируясь на лингвистическом анализе, положен принцип, в котором оба корня номинации («псих» и «эконом») обозначают объект научного исследования и, соответственно, предполагают семантическое наполнение, указывающее на взаимодействие и взаимовлияние психической и экономической жизни человека. Таким образом, рассматриваемый концептуальный подход к обоснованию лингвистической природы термина основывается на его «объектном» характере, а именно: на учете психических аспектов поведения индивида при осуществлении им экономической деятельности [5].

Предпринимательство рассматривается как особенная социальная система, состоящая из индивидуумов занимающихся предпринимательской деятельностью и их агломераций, групп.

Во главу угла ставится причина, психическая взаимосвязь, мотив, отвечающий за направление и интенсивность прилагаемых человеком усилий, поведенческий стимул к кооперации с другими индивидами или, напротив, отделение, обособление предпринимательской деятельности.

Среди основных групп факторов влияния определены следующие: психические (сознательное и бессознательное личности, коллективное бессознательное, ...), политические (осознание свободы и правопорядка, отношение к авторитарности, ...) и экономические факторы (отношения собственности, баланс затраты – выгоды, ...).

В качестве инструментов воздействия на поведение предпринимателя-индивида предполагаются социально-культурные методы влияния на общественное сознание, государственные политические преобразования демократического или либерального характера, правовые акты и мероприятия по обеспечению свобод и исполнения обязательств, законодательная поддержка развития конкуренции и равных условий экономической деятельности, гарантированность прав собственности и т.д. [2].

Функциональной направленностью предлагаемого подхода к регулированию развития современного предпринимательства является повышение уровня качества жизни, условий труда и быта населения, социально-экономических характеристик жизнедеятельности общества в целом.

Таким образом, предлагаемый новый подход к теории предпринимательства должен отражать в определении один из перечисленных аспектов.

По отношению к определяющим факторам воздействия – это психический, политический, социальный и экономический подход.

По отношению к применяемым методам исследования и предполагаемым инструментам воздействия – это психологический, социологический, политологический и экономический подход.

По отношению к целям воздействия и функциональной направленности, подход может определяться как социально-экономический.

Очевидно, что из перечисленных вариантов выбор необходимо делать из первых двух, так как социально-экономическая направленность декларируется достаточно часто, но не всегда обоснованно, в отношении государственной политики, в связи с чем такое определение может дезориентировать общественность и подорвать доверие к новому подходу. Предполагая социально-экономическую функциональность в качестве необходимого условия «по умолчанию», оптимальным вариантом было бы объединение факторного и методологического аспектов по основным акцентам, что могло бы выглядеть как психо-экономический подход».

Заключение

1. Основываясь на понимании принципов нового подхода и опираясь на анализ лингвистических особенностей современной терминологии, необходимой для заявления нового научного понятия, можно утверждать, что новый термин «психо-экономический подход» логично объединяет два корня, которые обозначают объект исследования, что предполагает комплексное изучение психической и экономической жизнедеятельности личности.

2. Наиболее обоснованной с точки зрения лингвистического конструирования терминологии и максимально передающей смысл и внутреннюю сущность предлагаемого научно-исследовательского подхода необходимо признать номинацию «психо-экономический подход».

3. Лингвистическое обоснование правомерности применения данной терминологии в отношении новых подходов и методов исследования психологии поведения предпринимательства создает условия для более точной их идентификации в дальнейшем, как в научной работе, так и в реальной практике экономического регулирования.


Страница обновлена: 06.05.2024 в 05:29:56