Экономико-правовой механизм создания особых экономических зон

Каменщиков П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8-1 (164), Август 2010
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Каменщиков П.В. Экономико-правовой механизм создания особых экономических зон // Российское предпринимательство. – 2010. – Том 11. – № 8. – С. 18-23.

Аннотация:
Статья посвящена исследованию особенностей экономико-правового механизма создания особых экономических зон (ОЭЗ). Рассматриваются элементы экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ, связанные с обеспечением их эффективного развития.

Ключевые слова: инвестиционная деятельность, система управления, особая экономическая зона, правовой режим, экономико-правовой механизм, специальные льготы, фискальные методы

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Специальный правовой режим ведения бизнеса в особых экономических зонах (ОЭЗ) создается в целях формирования необходимых условий:

– для активизации инвестиционной деятельности в отдельных регионах;

– повышения эффективности работы субъектов хозяйствования;

– содействия развитию приграничного экономического сотрудничества и т.д.

Несмотря на положительные аспекты функционирования особых экономических зон, имеются и негативные моменты в механизме их работы.

Так, лояльный административно-правовой режим предпринимательской деятельности в особых экономических зонах нередко использовался в качестве средства легализации вывоза за границу из России стратегических ресурсов и валюты.

Согласно экспертным оценкам, наибольшая часть из 2 млрд долларов США, ежемесячно нелегально вывозившихся из России в конце 90-х гг. прошлого века, проходила через свободные экономические зоны [3, c. 10].

Организация ОЭЗ

Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ. Такой порядок, с одной стороны, в наибольшей степени соответствует действующему законодательству. А с другой, предопределяет целесообразность создания нормативно-правового документа, имеющего статус подзаконного акта и отражающего перечень прав и полномочий в области ОЭЗ, делегированных федеральными органами власти органам государственной власти субъектов федерации.

Таким документом, на наш взгляд, может стать постановление Правительства РФ «О разграничении предметов ведения и правомочий по вопросам ОЭЗ между государственными органами власти Российской Федерации и её субъектов». При этом какие-либо договорные отношения в области разграничения полномочий между органами государственной власти не допустимы.

Рассмотрение вопросов, связанных с организацией ОЭЗ, позволяет сформулировать следующий общий порядок их создания и функционирования:

– определение инициаторов создания ОЭЗ (правительственные органы, зарубежные партнеры) и разработка проекта, утверждаемого правительством страны;

– обоснование, исходя из государственной цели и реальных предпосылок создания ОЭЗ, её функционального назначения;

– выбор для ОЭЗ территории, по возможности обеспеченной элементами инфраструктуры, трудовыми ресурсами, сырьем, и имеющей выход на национальный и международные рынки;

– создание органов управления особой экономической зоной, действующей на основе самоокупаемости и самофинансирования;

– формирование экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ, включающего в себя экономический и организационно-правовой блоки.

Меры по обеспечению целевой функции особых экономических зон

Формирование экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ основано на его специфичном характере. Выбор экономико-правового механизма создаваемой зоны предопределен её целями и типом. Это одно из важных условий обеспечения эффективного функционирования ОЭЗ.

Причем формирование экономико-правового механизма зоны того или иного типа проводится на основе общей схемы и стандартного набора структурообразующих элементов, которые отбираются и варьируются специфическим образом для каждой ОЭЗ.

Важно отметить, что для обеспечения целевой функции экономико-правового механизма ОЭЗ в мировой практике используется универсальный набормер, который можно объединить в три группы: финансовые, фискальные и административные.

Финансовая группа мер стимулирования привлечения инвестиций включает субсидии, займы и кредиты под низкие проценты, предоставляемые для решения определённых задач, и ускоренную амортизацию основных производственных фондов ОЭЗ. Фискальные меры представляются в виде отмены, отсрочки уплаты или снижения ставок налогов, пошлин, тарифов.

К группе административных мер относятся стимулы организационного характера:

– выделение земельных участков;

– организационно-правовая поддержка субъектов хозяйствования;

– предоставление необходимой информации о состоянии рынка соответствующей продукции;

– подготовка бизнес-плана;

– выбор удобного места расположения строящегося объекта;

– государственные расходы на развитие производственной инфраструктуры и обеспечение права ее льготного использования.

Общие и специальные льготы

Целесообразно подразделить все используемые общие элементы экономико-правового механизма функционирования ОЭЗ на два блока:

1. Экономический блок.

2. Организационно-правовой блок.

В состав экономического блока включается создание условий, обеспечивающих привлекательный инвестиционный климат; стимулирующий валютно-финансовый режим; благоприятствующая таможенная политика.

В число общих льгот, распространяющихся как на иностранные; так и на отечественные предприятия ОЭЗ, могут быть включены следующие:

– освобождение экспортно-импортных операций, совершаемых предприятиями, от уплаты таможенных пошлин, и сборов, а также от применения нетарифных мер регулирования внешнеэкономических связей;

– снижение таможенных платежей при ввозе товаров, предназначенных для внутреннего рынка зоны;

– снижение ставок налогов и арендных платежей;

– обеспечение финансовыми и материальными ресурсами в рамках государственного заказа;

– гарантированное обеспечение рабочей силой по упрощенной системе найма и увольнения.

К специальным льготам, предоставляемым только иностранным инвесторам, можно отнести:

– меры по дополнительной защите иностранных инвестиций. В частности, право конвертировать часть прибыли, получаемой в национальной валюте в твердую валюту по рыночному обменному курсу через банки зон;

– упрощение процедур оформления въездных и выездных документов;

– предоставление права выхода на внутренний национальный рынок;

– обеспечение наличия государственного заказа.

Созданию привлекательного инвестиционного климата способствуют:

– оформленные в программных документах образования ОЭЗ юридические гарантии стабильности зонального механизма в течение установленного времени;

– права и порядок возмещения инвесторам потерь, связанных с возможными изменениями статуса зоны в сторону уменьшения льгот и ужесточения режима.

Таким образом, институциональная структура системы управления зонами на территории государства может быть представлена:

– функциональной структурой управления ОЭЗ во главе с администрацией с наделением ее в ряде случае серьезными властными полномочиями, которые могут быть делегированы, в том числе различными министерствами и ведомствами;

– наличием в государстве федерального органа власти по контролю развития зон. Данный орган должен иметь надведомственный статус и не входить в структуру какого-либо министерства;

– подчинением администрации ОЭЗ (особенно крупных) федеральному органу государственной власти, который непосредственно решает все вопросы развития особых экономических зон.

Организационно-правовые основы деятельности ОЭЗ

На территории ОЭЗ допускается создание предприятий любых форм собственности (частных, коллективных, акционерных, государственных, основанных на национальном или иностранном капитале) и их сочетание. Говоря об организационно-правовых основах деятельности ОЭЗ, необходимо отметить, что перспективы сотрудничества потребуют их адаптации к уже отработанным юридическим нормам и процедурам в практике международного экономического сотрудничества.

Трудовые отношения на территории ОЭЗ должны строиться на основе национальных и международных норм, действующих в этой области. Все вопросы, касающиеся найма и увольнения работников, режима, условий и оплаты труда, отдыха, предоставления гарантий, компенсаций и льгот на всех предприятиях зоны, включая предприятия с иностранными инвестициями, регулируются коллективным и индивидуальным трудовыми договорами. Они не могут ухудшать положения действующего в стране трудового законодательства. Вопросы социального страхования и обеспечения работников в зоне регулируются нормами действующего законодательства страны постоянного места жительства работников и оговариваются в индивидуальном трудовом договоре с каждым из них.

В заключение необходимо отметить, что, как и в других странах, для крупного капитала в России имеется немало возможностей роста, различающихся по своей привлекательности, риску, конкурентоспособности будущего предприятия и его продукции, а также другим параметрам. Не может быть сброшен со счетов и политический фактор. В этой связи анализ динамики тенденций движения капитала развитых стран и способов его преумножения – необходимое предварительное условие разработки проекта ОЭЗ государством, настроенным на освоение данной формы внешнеэкономической деятельности.


Источники:

1. Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
2. Гомин А.П., Городилов А.А., Каргополов С.Г. XXI век: Свободная зона и особый статус. – Калининград: Янтарный сказ, 2001. – 176 с.
3. Викторов И. Свободные экономические и оффшорные зоны // Законность. – 2000. – № 11. – C. 9–12.

Страница обновлена: 16.04.2024 в 22:59:00