Опыт решения проблем венчурного финансирования в странах с развитой рыночной экономикой

Мухамедшин И.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (21), Сентябрь 2001
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Мухамедшин И.С. Опыт решения проблем венчурного финансирования в странах с развитой рыночной экономикой // Российское предпринимательство. – 2001. – Том 2. – № 9. – С. 56-62.

Аннотация:
(Окончание. Начало в 8/2001) Для успеха индустрии венчурного капитала важно иметь обширный национальный рынок. Это подтверждается опытом деятельности канадских венчурных капиталистов, которые вследствие незначительности канадского рынка всегда планируют выход продукции на рынок США. Иная ситуация складывается в Европе, не имеющей торговых барьеров и располагающих единой валютой.

Ключевые слова: США, рыночная экономика, Европа, венчурный фонд, инновационно-инвестиционные проекты, косвенная поддержка государства



Окончание. Начало в 8/2001

Для успеха индустрии венчурного капитала важно иметь обширный национальный рынок. Это подтверждается опытом деятельности канадских венчурных капиталистов, которые вследствие незначительности канадского рынка всегда планируют выход продукции на рынок США. Иная ситуация складывается в Европе, не имеющей торговых барьеров и располагающих единой валютой.

К мерам косвенной поддержки государством венчурного инвестирования можно было бы отнести:

  • Предоставление государственных гарантий венчурного инвестирования, т.е. гарантий венчурному инвестору покрытия части венчурных инвестиций, вносимых им в высокотехнологичные венчурные проекты. Так, в Нидерландах в рамках правительственного постановления о кредитных гарантиях для малого и среднего бизнеса разработана специальная программа предоставления долгосрочных банковских гарантий для инновационных компаний второго этапа роста под государственные гарантии.
  • Налоговые стимулы, в частности предоставление инвестиционных налоговых кредитов венчурным предприятиям, снижение налоговых ставок на прирост капитала и на инвестиции от пенсионных фондов, как это предусмотрено в США, на Тайване и в Канаде. В современных экономических условиях применение инструментов налогового стимулирования должно быть ориентировано на минимизацию дополнительной нагрузки на федеральный бюджет и носить компенсационный характер.
  • Так, в рамках законодательства Нидерландов о налогообложении прибыли и налога на корпорацию с 1996 г. введены в действие мероприятия, поощряющие предложение венчурного капитала. Степень поощрения зависит от того, является ли провайдер капитала юридическим или физическим лицом.

  • Льготы по таможенным пошлинам, которые следует распространить, в частности, на импорт венчурными предприятиями оборудования и комплектующих изделий.
  • Недопущение двойного налогообложения венчурного капитала и доходов от него. Необходимо стимулировать повышение ликвидности венчурных предприятий и их выход на фондовый рынок. Актуальной становится проблема организации вторичного фондового рынка, рынка капиталов венчурных предприятий с целью генерирования более быстрых доходов от инвестиций. Это потребует создания информационной системы рыночных сделок и профессиональных дилерских сетей.
  • Формирование такого рынка будет способствовать развитию возможностей венчурных предприятий, ориентированных на инновационную деятельность, более правильной оценке их потенциала, а также вовлечению в производство свободных средств малого, среднего и крупного бизнеса.

    Анализ зарубежного опыта венчурного предпринимательства показал, что основной причиной относительно низкой активности венчурного капитала в Германии и Франции является отсутствие в этих странах первичного фондового рынка, без наличия которого исключена возможность финансирования стартовых (start-up) или инновационных технологических фирм.

    Развитый фондовый рынок стал одним из факторов успешного развития американского венчурного бизнеса. Государственная политика США поощряет так называемые первоначальные фондовые (открытые) предложения, т.е. первоначальные предложения к продаже акций компании посредством регистрации ценных бумаг в Комиссии США по ценным бумагам и биржам. Существование фонда таких предложений означает, что преуспевающие компании, выходящие на фондовый рынок, способны обеспечивать инвесторам высокую доходность, что коренным образом меняет инвестиционную культуру в стране.

    Срок регистрации акций новообразованного венчурного предприятия в США на рынке “over the counter (OTC)” (продажа без посредников вне биржи) составляет 5 лет в случае котирования на NASDAQ (система автоматической котировки Национальной Ассоциации Биржевых Дилеров). Это объясняется относительной простотой регистрации акций на рынке ОТС. Компании открывают информацию, необходимую инвесторам для принятия решений, на свой страх и риск.

    По пути отмены или смягчения жестких требований к регистрации акций малых и средних венчурных предприятий пошла и Япония, где для регистрации акций нового венчурного предприятия на рынке ОТС требуется 17 лет.

    В Великобритании для малых и средних предприятий формируются новые рынки, например, альтернативный инвестиционный Рынок для акций новых компаний.

    Согласно правилам оценки портфелей страховых компаний, принятым в Великобритании, не разрешается оценка инвестиций в компании, деятельность которой не стала прибыльной и не выплачивает дивиденды. В настоящее время правительство Великобритании прорабатывает вопрос об упрощении механизма раннего котирования акций молодых компаний.

    Анализ причин низкой ликвидности компаний, выводимых на фондовый рынок с помощью немецких компаний венчурного капитала, показал, что обычно эмитирующий банк запускает новые предложения на рынок с обширной рекламой с целью стимулирования фондового трейдинга. Немецкая практика подтверждает, что заниматься акциями “голубых фишек” и деривативами значительно выгоднее, чем развивать рынок небольших первоначальных фондовых предложений.

    В Республике Корея в 1987 г. был создан внебиржевой рынок для оказания помощи в прямом инвестировании не котируемых на фондовой бирже малых и средних предприятий.

    Создание и совершенствование инфраструктуры венчурного финансирования научно-технической среды в России. В организационном плане это предполагает создание сети инновационных фондов, научных парков, бизнес-инкубаторов, инновцианно-промышленных комплексов и других аналогичных структур, способных оказать материальную поддержку венчурным предприятиями, особенно на первых ранних стадиях становления их производства, и обеспечивать эффективную организационную связь между венчурными предприятиями и крупным капиталом.

    Взаимодействие вышеупомянутых инновационных структур увеличивает количество проектов, вовлеченных в деятельность по их освоению, что приводит к ослаблению рискового характера самих структур. Это, в свою очередь, увеличивает шанс привлечения крупного капитала к инвестированию венчурных предприятий, а также к предоставлению последним гарантий по банковским ссудам со стороны Правительства и администраций субъектов Российской Федерации.

    Необходимо упростить и сократить по времени процедуру регистрации организаций, намеривающихся работать в сфере венчурного бизнеса, и различного рода согласований с соответствующими государственными органами. Это приведет к значительному сокращению прединвестиционного периода, который сегодня длится в российских условиях в среднем полтора года, из которых 3–4 месяца занимают выбор объекта венчурного инвестирования, оценка экономических рисков и переговоры с владельцами предприятия, а остальное время тратится на вышеупомянутые регистрацию и согласования.

    В Японии были снижены требования по регистрации для предприятий, деятельность которых основана на применении новых технологий. Были также осуществлены мероприятия по дерегулированию этой сферы деятельности.

    Необходимо постоянно повышать культуру предпринимательства российских научно-технических кадров. Это особенно ощущается в компаниях, основанных российскими учеными. В России остро ощущается нехватка квалифицированных менеджеров, ориентированных на деятельность в научно-технической и инновационной сферах. В венчурном бизнесе особо важно умение объективно оценивать возможности коммерциализации научно-технической продукции.

    Для активизации промышленного производства, учитывая актуальность развития венчурного бизнеса в России, безотлагательной является подготовка кадров для венчурного бизнеса путем введения соответствующих дисциплин в высшей школе, в частности, в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов. Государство могло бы принять участие в организации и финансировании мероприятий по подготовке соответствующих кадров.

    В успешном развитии венчурного бизнеса существенное место занимает создание условий для соединения венчурных инвесторов с заинтересованными в получении их каналов венчурными предпринимателями. К наиболее распространенным средствам осуществления такого рода “стыковок” относятся разного рода презентации проектов, форумы, ярмарки. Государство могло бы принять самое непосредственное участие в организации и финансировании такого рода мероприятий, а также предоставлять льготы организациям, осуществляющим такую деятельность.

    Необходимо способствовать становлению и развитию информационной среды, помогающей, во-первых, соединению интересов, и, во-вторых, стимулированию кооперационных отношений между малыми и крупными предприятиями. Нужна кооперация и интеграция усилий государственных, муниципальных и частных структур, заинтересованных в освоении научно-технических достижений.

    В зарубежных странах такой координационной и интеграционной деятельностью занимаются различные министерства и ведомства. Так, в Нидерландах идеологию развития венчурного бизнеса формирует Министерство экономики, в Японии – Министерство внешней торговли и промышленности, в Республике Корея – Совет финансово-экономического планирования, Министерство науки и технологий, Министерство торговли и промышленности.

    Возможность роста промышленного производства, расширение экспорта и регионального развития в России неразрывно связаны и обусловлены повышением конкурентоспособности подлежащей производству продукции. В связи с этим повышение инновационной активности российских товаропроизводителей приобретает сегодня особую актуальность. Интенсификация инновационной деятельности возможна только при обеспечении ее соответствующими инвестициями.

    Среди причин инвестиционного “голода” в реальном секторе экономики России, и, в частности, в ее инновационной сфере, наряду с кризисом на финансовых рынках, сокращением государственных инвестиций особое место занимает неразвитость “нетрадиционных” для постперестроечной России инструментов инвестиционной деятельности. Это, прежде всего, связано с увеличением дефицита федерального бюджета, оттока иностранных инвестиций и роста инвестиционных рисков из-за обострения экономического кризиса в производственных отраслях и значительных политических рисков.

    Одним из таких инструментов является венчурное инвестирование. Однако доля венчурных инвестиций в высокотехнологичные проекты, осуществляемые в Российской Федерации, мала. По экспертным данным, действующие в России венчурные фонды инвестировали 500 млн. долларов, из которых только около 5 млн. долларов, т. е. около 1% вложено в высокотехнологичные проекты.

    Представляется, что функции по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам привлечения инвестиций в инновационные высокотехнологичные проекты следует возложить на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерство промышленности, науки и технологий Российской Федерации.

    Деятельность по координации должна предусматривать мониторинг инвестиционного процесса в научно-технической сфере, ведение реестра инновационных проектов, реализуемых с участием государства в качестве инвестора, анализ инвестиционной деятельности и распространение положительного опыта среди органов исполнительной власти, разработку и распространение методологических рекомендаций по инвестированию в высокотехнологичные проекты.

    Представляется, что все вышеуказанные задачи можно решить в рамках деятельности Межведомственной комиссии по инвестиционной деятельности в инновационной сфере, в которую наряду с представителями Министерства экономического развития и торговли России и Министерства промышленности, науки и технологии России могли бы войти представители и других заинтересованных министерств и ведомств.

    Для эффективного взаимодействия федеральных и региональных программ венчурного финансирования необходимо установить регулирование сфер ведения между федеральными и региональными государственными участниками процесса венчурного инвестирования. Функции по этому регулированию могли бы быть возложены на Межведомственную комиссию по инвестиционной деятельности в инновационной сфере.


    Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:25:56