Роль внутренних и внешних факторов в процессе формирования и функционирования социотехнологических систем

Потуданская В.Ф., Цыганкова И.В., Новикова Т.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (60), Декабрь 2011

Цитировать:
Потуданская В.Ф., Цыганкова И.В., Новикова Т.В. Роль внутренних и внешних факторов в процессе формирования и функционирования социотехнологических систем // Креативная экономика. – 2011. – Том 5. – № 12. – С. 72-78.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=17289430
Цитирований: 17 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Рассматриваются теоретико-методологические подходы к определению факторов внутренней и внешней среды, оказывающих воздействие на формирование социотехнологических систем предприятия, предложе-на их классификация. Описаны элементы социальной и технологической подсистем, определена значимость различных факторов при формировании принципиальных направлений регулирования развития социотехно-логических систем.

Ключевые слова: инновации, управление организацией, предприятие, внешняя и внутренняя среда, социотехнологическая система



В условиях развития инновационных процессов на промышленных предприятиях особое внимание необходимо уделять социотехнологическим и социоорганизационным компонентам их функционирования. При этом доминирующая роль в научно-технических и технологических преоразованиях принадлежит социотехнологической системе, обеспечивающей оптимальное взаимодействие человека с техникой и технологией.

Взаимное притяжение подсистем

Современные исследования, проведенные А.Г. Гладышевым, В.Н. Ивановым, В.И. Патрушевым, свидетельствуют о том, что формирование социотехнологической системы на предприятии влечет за собой радикальные изменения не только в сфере производства и деловой активности людей, но и во всей деятельности по управлению делами общества [1].

Технологическая подсистема связана с управлением инвестициями и развитием технологии, в круг ее задач входит обеспечение эффективного использования технологии, оборудования, выбор рациональных форм организации производства, компоновки рабочих мест, рационального использования производственных площадей, повышение квалификации персонала, распространение передовых приемов и методов труда [3].

При формировании технологической подсистемы необходимо иметь четкие ориентиры на конечные цели, то есть какую продукцию (услуги) нужно производить с учетом конъюнктурного спроса [3].

Что касается социальной подсистемы, то она создается таким образом, чтобы обеспечить четкое функционирование технологической подсистемы. Задача социальной подсистемы – формирование персонала предприятий, обеспечение распределения ответственности в ходе принятия решений, разработка и использование эффективной системы стимулирования и оплаты труда [3].

При формировании социальной подсистемы необходимо обеспечить специальный подбор персонала. В качестве критериев отбора и дальнейшего продвижения работников принимаются высокая квалификация работника и его способность к обучению, опыт общения, готовность к сотрудничеству, каковые позволяют работать в условиях самоуправления [3].

Взаимодействие указанных подсистем обеспечивается тем, что социальные элементы включаются в общую систему организации труда в соответствии с потребностями технологической подсистемы, а последняя предполагает наилучшее использование человеческих ресурсов. На рисунке 1 представлена схема функционирования социотехнологических систем предприятия.

Рис.1. Схема функционирования социотехнологических систем

Социотехнологическая система является важнейшим саморегулирующимся и саморазвивающимся механизмом предприятия, в котором обеспечение устойчивого производственного и человеческого развития зависит от множества внешних и внутренних факторов. Причем эти факторы оказывают не прямое, а опосредованное влияние, меняя, прежде всего, качественные и количественные экономические характеристики предприятия, трудовых процессов.

Что влияет на систему?

В экономической литературе в основном рассматривались социотехнические системы (Н.И. Лапиным, В.Г Подмарковым. О.И. Шкаратаном, Р.Григасом, Б.З. Мильнером, Н.Ф. Наумовой, О.И. Генисаретским, Г.П. Щедровицким и др.). Развитие инновационных процессов, сопровождающееся технологическими преобразованиями, появление принципиально новых технологий вызывает необходимость рассмотрения деятельности предприятий с социотехнологических позиций.

Еще в 1990-е годы Г.Э. Слезингером [2], В.Ф. Потуданской [3] была обоснована целесообразность рассмотрения таких систем, изучение которых в теоретико-методологическом и практическом аспектах применительно к современным условиям социально-ориентированного развития экономики является актуальным.

Социотехнологическая система является сложной многоуровневой системой целенаправленного воздействия на предметы труда, средства труда, сам труд при ограниченности ресурсов, желании рационально использовать рабочее время, получать как можно больше конкурентоспособной продукции и подвергается изменению в зависимости от сложившейся социально-экономической ситуации в стране, регионе и на самом предприятии. Это вызывает необходимость выделения ряда основных признаков, оказывающих воздействие на развитие социотехнологической системы, учитывая и их отрицательные последствия, отражающиеся на результатах деятельности предприятия.

Предлагаемая нами классификация позволяет не только выделить ряд признаков и направлений формирования и развития социотехнологических систем, но и определить направление анализа ее состояния, выделить основные социальные и технологические составляющие системы и обозначить последствия ее функционирования на предприятии. На рисунке 2 представлены факторы, оказывающие влияние на функционирование социотехнологической системы предприятия.

Рис. 2. Система факторов, влияющих на функционированиесоциотехнологической системы предприятия

Внешние и внутренние факторы взаимосвязаны между собой. Степень влияния разных факторов не одинакова и зависит от социально-экономического развития региона, его географического положения, отраслевой специфики, финансового состояния предприятия.

К внешним факторам относятся факторы, формирующиеся на макроуровне (на уровне страны, региона), к внутренним – факторы, формирующиеся на микроуровне (на уровне предприятия). Внешнюю среду предприятия можно представить как совокупность следующих факторов:

• инновационное развитие экономики – удельный вес патентов страны, изобретений, фондовооруженность труда научных работников, уровень развития информационных технологий в стране;

• политико-правовые факторы – стабильность политических преобразований в стране, наличие законодательных актов по метрологии, стандартизации, антимонопольной политики, уровень защиты прав потребителей;

• социальные факторы — это совокупность социальных условий, способствующих (или препятствующих) развитию экономического процесса;

• экономические факторы – процентное отношение предприятий в стране, выпускающих конкурентоспособную на внешнем и внутреннем рынках продукцию, наличие и состояние внешнеэкономических связей, темп и уровень инфляции, доходы населения, уровень развития финансовой системы страны;

• демографические факторы – половозрастная структура населения страны, по составу семьи, наличие детей, уровень занятости, безработицы и т.д., продолжительность жизни, уровень общей миграции и трудовой мобильности населения;

• природно-географические факторы – анализ наличия и количественных показателей основных природных ресурсов в стране, оценка климатических зон, дефицит природных ресурсов по регионам страны, использование вторичных ресурсов;

• культурные факторы – уровень образования населения, обеспеченность населения культурными благами, отношение людей к повышению образования.

Особую роль необходимо отвести фактору, оказывающему решающее воздействие на формирование и функционирование социотехнологических систем, – инновационное развитие экономики. Анализ данного фактора позволяет учесть новые возможности науки, техники и технологий для усовершенствования производимой продукции, для создания новой конкурентоспособной продукции, а также ее сбыта. Инновационное развитие науки, техники и технологий несет в себе не только позитив, но и отражается в негативных моментах, так как не проведя вовремя модернизацию, предприятия теряют занятую ими ранее долю рынка, что может привести к разрушительным для них последствиям. Создание новых продуктов, процессов или усовершенствование старых – все это относится к категории инноваций.

Предприятие должно следить за технологическими инновациями по следующим причинам:

• если инновации напрямую касаются деятельности предприятия, то с целью поддержания конкурентоспособности;

• если инновации не связаны напрямую с деятельностью предприятия, то с позиции диверсификации.

Взгляд изнутри

Немаловажное значение имеет и рассмотрение факторов внутренней среды предприятия, оказывающих влияние на формирование и функционирование социотехнологических систем:

• технико-технологические факторы – уровень развития науки, техники и технологий; техническая вооруженность труда работников; энерго- и электровооруженность труда; механизация и автоматизация производства; модернизация оборудования; своевременность внедрения и освоения новой техники и технологий; стандартизация оборудования, технологических процессов, технологической оснастки;

• организационно-управленческие факторы – уровень организации производства, труда; использование передовых приемов и методов труда; рационализаторская и изобретательская работа; качество, дисциплина и условия труда;

• социально-экономические факторы – система управления, подбора, расстановки и использования персонала;

• текучесть и трудовая мобильность персонала; профессионально-квалификационный и культурно-технический уровень персонала; система обучения и повышения квалификации персонала; информированность кадров; организация форм и систем оплаты труда; социальные гарантии;

• психологические факторы – морально-психологический климат в коллективе; наличие и уровень развития системы морального стимулирования; творческая активность работников;

• психофизиологические факторы – степень физической нагрузки, нервноэмоциональной нагрузки; работоспособность работников; темп трудовых движений; монотонность труда; режимы труда и отдыха;

• отраслевые факторы (вид экономической деятельности) – широта специализации отрасли, уровень развития отраслевой науки и проектно-конструкторских работ, особенности организации снабжения и сбыта в отрасли, обеспеченность отрасли услугами других отраслей; наполненность рынка продукцией предприятия; сезонность деятельности; ценовая конкуренция; уровень заработной платы по отрасли; недостаток или избыток работников определенных профессий;

• информационно-коммуникационные факторы – объем, качество, полнота, своевременность, достоверность, точность, ценность информации, совершенство коммуникационных технологий, средства передачи информации, а также специфика транспортных коммуникаций, подземных коммуникаций и т.п. Внутренняя среда предприятия оказывает постоянное и самое непосредственное воздействие на функционирование социотехнологической системы.

Выводы

Предприятия, формирующие социально-экономическое и инновационное развитие, принимают во внимание влияние внешних факторов. Что касается воздействия внутренних факторов, то их значимость определяется в зависимости от стратегии развития предприятия.

Для промышленных предприятий приоритетных направлений (выпускающих продукцию оборонного значения, ракето- и самолетостроения и пр.) усиливается значение влияния внешних факторов, которые формируются исходя из национальных интересов и проводимой страной и отдельными регионами социально-экономической политики. В соответствии с этим предприятия формируют свою инновационную политику и осуществляют технико-технологические и организационные преобразования.


Источники:

1. Основы социального управления: Учебное пособие [Текст] / А.Г. Гладышев, В.Н. Иванов, В.И. Патрушев и др.; Под ред. В.Н. Иванова. – М.: Высшая школа, 2001.
2. Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: Учебное пособие [Текст]. – М.: ИНФРА-М, 1996.
3. Потуданская В.Ф. Проблемы эффективности труда в условиях перехода к рынку [Текст]. – М.: НИИ труда, 1996.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:32:40