Практические аспекты государственной поддержки региональной инновационной деятельности

Коршенко И.Ф.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 7 (31), Июль 2009

Цитировать:
Коршенко И.Ф. Практические аспекты государственной поддержки региональной инновационной деятельности // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 7. – С. 58-62.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12787715

Аннотация:
Исследованы мероприятия по государственной поддержке малого инновационного предпринимательства, направленные на повышение устойчивости компаний на ранних стадиях развития. Обосновано утверждение о том, что наиболее эффективным образом поддержать малый бизнес можно путем направления госсредств на совершенствование региональной инновационной среды. Материал служит вопросам популяризации региональных инвестиционных проектов и рассчитан на всех читателей «КЭ».

Ключевые слова: государственная поддержка, малые инновационные компании, региональная инновационная система

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Российский Дальний Восток в силу его близости к наиболее емким рынкам высокотехнологичной продукции приобретает особую экономическую значимость. На Дальнем Востоке региональная инновационная инфраструктура как сегмент национальной инновационной системы последовательно создается с середины 1990-х годов.

Региональная инновационная деятельность нуждается в государственной поддержке. И такая поддержка в той или иной степени оказывалась, прежде всего, в рамках программ «Инновационная деятельность высшей школы» и «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники». Однако практически всегда были сомнения в ее эффективности. Теперь же с накоплением информации и исследованием десятилетнего опыта функционирования элементов региональной инновационной системы появилась возможность выработки более эффективных алгоритмов и механизмов. При этом очевидно, что должен быть рассмотрен взаимоувязанный комплекс государственной поддержки федерального, регионального и местного уровней.

Дальневосточный федеральный округ располагал ранее и располагает сегодня огромным научным потенциалом в виде институционально организованных научного и инженерного сообществ. Результатом деятельности этих сообществ является наличие и постоянное пополнение базы инновационных разработок, имеющих перспективы внедрения и коммерциализации. Сегодняшний этап жизненного цикла каждой из этих разработок заканчивается в тот момент, когда разработчик поставил последнюю точку в отчете по научно-исследовательской работе.

В идеале должен существовать механизм, который автоматически переводит разработку в следующий этап жизненного цикла – во внедрение. Однако такого автоматического механизма нет, да, по-видимому, и быть не может. В этих условиях правильнее говорить о среде, которая приняла бы разработку и перевела ее в следующий этап. Сегодня такой среды в полном смысле тоже нет. Однако существуют и работают ее элементы.

Исследование опыта деятельности инновационной инфраструктуры показывает, что работать одновременно по всем инновационным разработкам – дело весьма затратное и бесперспективное. Поэтому всегда используются механизмы поиска и отбора проектов. Сегодня с поиском инновационных проектов в различных базах данных проблем нет. Проблема – отбор таких проектов, которые имеют перспективы коммерциализации в конкретном месте и в конкретное время. Для отбора наиболее перспективных проектов проводятся различные конкурсы, в том числе и в регионах. Какие же критерии используются для определения победителей и кто привлекается для работы в качестве экспертов?

В России в предыдущие годы в состав жюри практически всех конкурсов входили только представители научного сообщества. Естественно, оценивали они в основном научную актуальность, научную новизну, техническую реализуемость проекта. Победителями конкурсов становились проекты, которые в большинстве своем потом не находили инвестиций и не реализовывались. Только при появлении широко известной программы «СТАРТ» Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере к работе в составе жюри начали привлекаться практические работники, однако это были лишь единичные случаи. Вместе с тем среди проектов программы «СТАРТ» начали появляться те, которые впоследствии выросли до высокотехнологичных бизнесов.

В Приморском крае реализован еще один подход к отбору проектов – региональный сегмент Всероссийского конкурса «Бизнес Инновационных Технологий» (БИТ). В состав экспертного жюри конкурса вошли только руководители успешно работающих на рынке компаний, финансисты от бизнеса, практикующие бизнес-консультанты. При проведении конкурсного отбора априори считалось, что научно-техническая составляющая проекта соответствует самым высоким требованиям. Оценке подвергались перспективы и последствия появления на рынке новой малой инновационной компании или нового инновационного продукта, связанного с проектом. И сразу же были достигнуты положительные результаты: проектами, вошедшими в состав первой пятерки, заинтересовались региональные инвесторы. Как правило, менялось позиционирование проекта на рынке, менялись позиции персонала внутри каждого из проектов, для проектов-победителей появились бизнес-модели и ясные траектории последующей коммерциализации.

Вывод: в сфере отбора проектов одним из наиболее эффективных направлений государственной поддержки является организация и проведение региональных конкурсов инновационных проектов, создание в регионе своеобразной конкурсной среды.

Чтобы быть реализованным на рынке, инновационный проект должен быть организационно оформлен в малую инновационную компанию. В стране преимущественно используются два механизма создания компаний: упомянутая выше программа «СТАРТ» и частная инициатива предпринимателей. Всего, например, в Приморском крае имеется более 100 компаний (10-20 компаний в год), созданных по программе СТАРТ и около 350 компаний «инициативных» (до 30 в год). Практически все компании, созданные по «СТАРТу», не преодолевают барьер первого года существования. По «инициативным» компаниям процент «выживаемости» выше, но до реального продукта доходят лишь единицы. Представляется, что такое положение – есть следствие системной ошибки и использования алгоритма создания компании от технологии или технической идеи.

Путь исправления ситуации: создание набора бизнес-моделей и проектных команд под них (менеджмента будущих компаний) и только после этого привлечение в бизнес-модели технологий и разработок (практически одновременно с инвестициями).

Далее – выращивание малых инновационных компаний. В российской практике сегодня существуют и используются три схемы: технопарк, бизнес-инкубатор, агентирование.

В технопарке малой инновационной компании предоставляются производственные мощности. При этом с течением времени малая компания фактически ассимилируется в инфраструктуре технопарка (поглощение, спланированное изначально).

В бизнес-инкубаторе малой компании предоставляются на льготных условиях площади и услуги инфраструктуры (корпоративная бухгалтерия, Интернет и т.п.). Фактически для менеджмента компании создается «коридор сопровождения», который не способствует росту профессионализма этого менеджмента. При условии, что большинство сегодняшних компаний в арендованных площадях не нуждаются (занимают площади в НИИ, вузах на внефинансовых условиях), во всех бизнес-инкубаторах страны имеются проблемы с неосвоенными площадями и с процедурами развития как самих инкубаторов, так и компаний, в них размещающихся.

Агентская схема предусматривает внедрение во вновь создаваемую компанию временного квалифицированного менеджмента (агента), который развивает компанию, преодолевая существующие и возникающие препятствия. Представляется, что именно агентская схема является наиболее эффективной, особенно если она будет использоваться в сочетании с бизнес-инкубатором.

Особый вопрос – развитие финансовых инструментов инновационной экономики региона. Состояние его общеизвестно: в регионе нет ни одного венчурного фонда. Впрочем, появление на какой-либо территории, где задействованы средства фонда, прямых и венчурных инвестиций резко активизирует и остальные аспекты инновационной деятельности. Известно также нежелание инвесторов вкладываться в проекты на расстоянии большем, чем «одна трамвайная остановка». Поэтому не приходится надеяться на то, что расположенные в западных районах России институциональные инвесторы могут помочь в развитии инновационной составляющей дальневосточной экономики. Нужно опираться на собственные силы. В чем здесь проблемы? В регионе нет субъектов рынка, которые в соответствии с действующим законодательством могут привлекать ресурсы для создания фондов и управлять капиталом этих фондов. Первая управляющая компания, полностью соответствующая этим требованиям, появилась в Приморье только в конце 2008 года.

Крайне необходимы инструменты инвестирования в инновационные идеи и компании на самых ранних стадиях развития и, следовательно, особенно рисковые, главными из которых являются бизнес-ангелы и специально создаваемые фонды посевного инвестирования. Сегодня небольшое сообщество бизнес-ангелов (дальневосточная сеть бизнес-ангелов «Лаборатория инвестиций») во всем Дальневосточном федеральном округе есть только в Приморье, посевных фондов нет и во всей России. По нашему мнению, это тоже предмет государственной поддержки, причем не только в виде взноса в уставный капитал фондов, но и в виде создания и развития всех элементов инфраструктуры (в том числе и новых банковских и страховых продуктов), благоприятной для инноваций финансовой среды.

Итак, государственную поддержку малому инновационному предпринимательству целесообразно оказывать в контексте развития региональной инновационной инфраструктуры, создания механизмов отбора наиболее перспективных для коммерциализации проектов, разработки для них бизнес-моделей, создания малых инновационных компаний, использования привлеченного квалифицированного менеджмента.

Еще одним эффективным направлением государственной поддержки малого инновационного предпринимательства является развитие инвестиционных инструментов на ранних стадиях выполнения инновационных проектов.


Источники:

1. Сергиенко В.И. Инновационное развитие Дальнего Востока России с точки зрения Российской академии наук // Дальневосточный международный экономический форум. Сборник материалов. Т.6. «Стимулирование инновационной деятельности как необходимо условие конкурентоспособности экономики Сибири и Дальнего Востока. – Хабаровск: Изд-во
Тихоокеанского государственного университета. – 2006.
2. Кленин С.А., Кульчин Ю.Н., Овсянников В.В., Урываев К.П. Участие Дальневосточного федерального округа в программе
«СТАРТ» // Дальневосточный международный экономический форум. Сборник материалов. Т.6. «Стимулирование инновацион-
ной деятельности как необходимо условие конкурентоспособности экономики Сибири и Дальнего Востока. – Хабаровск: Изд-во Тихоокеанского государственно ун-та. – 2006.
3. Коршенко И.Ф. Государственная поддержка инновационного предпринимательства – взгляд через призму инновационной системы // Инновационное развитие: азиатско-тихоокеанский альманах. – 2008. – №4.
4. Коршенко И.Ф. Бизнес-ангельское движение на Востоке страны. Первые новости // The Angel Investor. – 2007. – №5.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:14:05