Информационное содержание бизнес-процессов при решении задач управления конкурентоспособностью

Гаврилов А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 12 (36), Декабрь 2009

Цитировать:
Гаврилов А.В. Информационное содержание бизнес-процессов при решении задач управления конкурентоспособностью // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 12. – С. 115-121.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12990334

Аннотация:
Рассмотрены взгляды некоторых авторов относительно экономической сущности информации. Показана целесообразность создания единого информационного пространства для всех функциональных подразделений предприятия. Представлена модель повышения конкурентоспособности на основе роста стоимости бизнеса с использованием определенных видов экономической информации.

Ключевые слова: конкурентоспособность, бизнес-процесс, информация, стоимость бизнеса, производственная система



Суть любой управленческой деятельности состоит в коммуникационном, иначе говоря, информационном обмене между участниками бизнес-процессов, обусловленном осуществлением управленческих функций. Это же в полной мере относится и к управлению конкурентоспособностью, которое требует обеспечения бизнес-процессов актуальной, достоверной, объективной, своевременной информацией.

Применение информационных аспектов в управлении конкурентоспособностью предполагает рассмотрение информации в качестве фактора экономического роста, экономических основ создания информации, информационного производства, реального рынка доступных предприятию информационных продуктов,

Важно, что здесь речь идёт об информации в широком смысле этого слова. Информация выступает составным компонентом всех элементов процесса труда - и предметом труда, и средством труда, и значимой частью рабочей силы трудящихся индивидов. Следовательно, всякий совершаемый человеком процесс труда направлен либо на преобразование информации, либо на изменение формы ее представления, то есть предполагает информацию в качестве предмета труда.

Общепризнанно, что в производственных системах информация имеет экономическую сущность. В подтверждение рассмотрим взгляды некоторых авторов к пониманию экономической сущности информации, что необходимо для понимания возможностей её оценки в системах управления конкурентоспособностью.

В работах Р. Коуза показано, что любые экономические связи основаны на информации, что получение ее требует определенных затрат, и в любой момент времени эта информация неполна.

В фундаментальном труде О.М. Юнь исходит из того, что материальные и энергетические потоки в производственных системах следует рассматривать как потоки материализованной в них информации.

Ряд авторов рассматривают рынок как информационное пространство, в котором формируются ресурсные потоки. Рынок как открытая система при этом характеризуется непрерывным обменом информацией через механизм цен. Ф. Хайек рассматривает конкуренцию как процедуру открытия каналов информации.

В работе К.К. Вальтуха предложена формула для определения информационной стоимости чистой продукции:

где - информационная стоимость чистой продукции за период t;

- информационная стоимость природных ресурсов, затраченных в антропосферном производстве за период t и относящихся к числу невоспроизводимых () в течение этого периода;

- информационная стоимость, вновь созданная общественным трудом за период t;

- разница между информационной стоимостью природных ресурсов, загрязненных отходами производства за период t, на начало и конец периода.

Информация в современных условиях является ведущим производственным ресурсом. Вид ведущего ресурса определяется сформулированной и реально осуществляемой миссией организации. Информация может эффективно использоваться в современных производственных системах лишь после формирования информационных потоков, специально организованных для использования в определенных производственных процессах.

Информационные потоки производственной системы рассматривает в своих работах А.П. Ковалев на модели потоков энергии, массы и информации. При этом потоки энергии и массы и соответствующие им потоки стоимости могут рассматриваться как потоки информации, материализованные в соответствующих носителях. Вследствие чего любое мероприятие, связанное с формированием новой информации в производственной системе, должно оцениваться по его влиянию на ресурсную ситуацию.

В целом управление конкурентоспособностью предприятия может быть представлено как непрерывный процесс производства, накопления, трансформации и передачи информации между участниками этого процесса.

Динамизм современного рынка заставляет предприятия искать новые подходы к работе с корпоративной информацией в управлении конкурентоспособностью. По мнению А.Г. Даниша, с которым мы вполне согласны, необходимо, совершенствовать возможности комплексного программного обеспечения. Реализовать такое управление информацией можно только в рамках единого информационного пространства, готового к постоянному изменению бизнес-процессов предприятия. К сожалению, современные системы управления оперируют внутренней информацией предприятия, не уделяя должного внимания информации макросреды, в силу чего не позволяют работать в едином информационном поле.

Технически преодолеть этот недостаток возможно путём создания единого информационного портала с аналитическими возможностями – единое информационное пространство для всех функциональных подразделений. В этих целях целесообразно предложить новую концепцию информационной структуры, на базе которой в будущем, возможно было бы построение систем управления конкурентоспособностью.

В качестве методологической основы данной системы может быть использована модель повышения конкурентоспособности на основе роста стоимости бизнеса с использованием определенных видов экономической информации.

Осуществление мероприятий, ведущих к росту стоимости бизнеса, требует использования знаний, все многообразие которых может быть сведено к трем основным базам:

‑ финансовой;

‑ маркетинговой;

‑ организационно-технической.

Обоснование такой классификации заключается в функциональной сущности знаний, входящих в вышеуказанные базы, каждая из которых должна структурироваться в зависимости от поставленных задач. При этом крайне важно установить соответствие между параметрами потребностей заказчиков и вариантами решений об облике элементов бизнес-процесса.

Совокупность потребностей различных заказчиков можно представить в виде множества А={А12,...Аn}, где Аi(i=) - множества параметров потребностей различных категорий заказчиков; n - количество категорий заказчиков.

Совокупность вариантов решений об облике элементов бизнес-процесса также представим в виде множества B={B1,B2,...Bm}, где Bj(j=) - множества решений об облике элементов бизнес-процесса, удовлетворяющих интересам i-ой группы заказчиков.

Каждому элементу множества A можно поставить в соответствие элемент множества B, так как любое управленческое решение и его реализация, приводящие к изменению какого-либо элемента бизнес-процесса или поддержанию его в определенном виде, являются реакцией менеджмента предприятия на некое состояние рынка, на котором отражаются интересы и предпочтения контрагентов. Иными словами, у любого элемента множества B существует прообраз из множества A.

Каждому подмножеству Аi(i=) множества A можно поставить в соответствие элементы подмножества Bj множества B. Причем каждому множеству будет соответствовать совокупность подмножеств Bik(i=; k=), где S - количество баз знаний, используемых при формировании решений (в рассматриваемом случае S = 3).

Таким образом, множеству A1 ставятся в соответствие три подмножества – B11,B12,B13. В данном случае fik(i=; k= ) представляет собой способ отображения, то есть некоторые ограничения, возникающие при установлении соответствий (f11 соответствует отображению через маркетинговую базу знаний, f12 - отображению через организационно-техническую базу знаний и f13 - отображению через маркетинговую базу знаний).

Объединение множеств B11,B12,B13 образует множество C1, характеризующее общие для всех трех баз знаний варианты решений, соответствующие параметрам потребностей заказчиков группы A1. Аналогично могут быть установлены соответствия между остальными множествами Ai и Bik(i=; k= ), в результате чего получим совокупность множеств Ci(i=).

На пересечении полученных множеств будет находиться множество показателей, характеризующих определенные варианты решений. Они будут в одинаковой степени удовлетворять потребности всех заказчиков, проявляющиеся через все рассматриваемые базы знаний.

В рамках каждой производственной системы и бизнес-процесса объект управления может быть описан набором показателей. Оценка и анализ рассогласования фактических показателей с планируемыми позволяют выявить направление и характеристики управляющих воздействий, которые должны вернуть значения показателей в планируемые пределы и тем самым сохранить тренд в направлении роста конкурентоспособности.

Таким образом, в динамике может быть осуществлен мониторинг состояния бизнес-процессов предприятия, важность которого обусловлена изменяющимся во времени внешним окружением и внутренними процессами, ведущими к изменению в соответствующих базах знаний.

Для практической реализации такой системы наиболее важным представляется создание подсистемы приобретения знаний, которая действовала бы в режиме постоянного пополнения и обеспечивала отслеживание изменений во внешнем окружении предприятия и внутри него. На наш взгляд, эта задача может быть наиболее эффективно решена с использованием инструментария прямого приобретения знаний SIMER+MIR, разработанного в ИПС РАН под руководством Г.С. Осипова, и программ для контент-анализа.

Выполнение блоков 1 и 2 целесообразно осуществлять с использованием традиционных методик формирования бизнес-процесса, дополненными формализованными методами формирования технических решений. Выбор стоимостной модели может производиться по методике, описанной в известной работе [9], а расчет прироста фундаментальной стоимости бизнеса — по методике Ю.Я. Еленевой.

Подсистема накопления внешней информации в данной системе служит для сбора исходных данных макроокружения. В их числе информация о конкурентной активности, уровне конкуренции товарных рынков, продукты-аналоги, колебания цен, уровень потребительского спроса, предпочтения, изменения законодательства, курсы валют, фондовый рынок.

В целях упорядочения и управления жизненным циклом информации, целесообразно ее классифицировать на маркетинговую, финансовую, налоговую и т.д. Кроме того, необходимо программно создать параметрические характеристики исходной информации по каждому классификационному разделу. Тогда будут наглядно видны происходящие изменения и складывающиеся тенденции. Например, традиционные: доля рынка, индекс Харфиндала-Хиршмана, собственные индексы цен и другие, самостоятельно созданные индивидуальные индексы.

Имея параметрические характеристики, можно строить модели рыночных ситуаций с разбивкой на уровни, что позволит быстро получать готовую информацию для принятия решений, а не набор исходных данных для проведения дальнейшей аналитической работы. Во многом состав собираемой информации будет индивидуален для предприятий. К примеру, обрабатывающим предприятиям важны цены на сырье, машиностроительным – на продукцию проектировщиков и поставщиков материалов и комплектующих изделий и т.д.

Вышеизложенное свидетельствует о том, что, информация в ее широком понимании выступает неотъемлемым ресурсом предприятия и одновременно продуктом его деятельности. Это позволяет по-новому трактовать сущность конкурентоспособности и путей её повышения.

На наш взгляд, повышение конкурентоспособности тесно связано и, более того, основано на обеспечении высокого уровня управления информационным содержанием всех бизнес-процессов. Можно сказать, что решение вопросов управления конкурентоспособностью и ее повышения должно основываться на применении стоимостного подхода к управлению, управлении информационным содержанием бизнес-процессов и формировании устойчивости развития предприятия.

Важно добиваться проработки информационно-экономических аспектов устойчивого роста конкурентоспособности на основе стратегического развития предприятия, способных быть основой для комплекса методов управления предприятием с использованием информационной теории стоимости, стоимостного подхода и устойчивости развития.


Источники:

1. Юнь О.М. Производство и логика: Информационные основы развития. – М.: Новый век, 2001.
2. Нижегородцев Р.М. Эволюционная теория экономических изменений. – М.: Финстатинформ, 2000.
3. Коуз Р. Фирма, рынок и право. – М.: Экономика, 1993.
7. Даниш А.Г. Устойчивость информационной инфраструктуры как основа модели устойчивого развития // Концептуальные вопросы устойчивого развития: Материалы V Всероссийской интернет-конференции по проблемам эконофизики и эволюционной экономики. – Екатеринбург, 2006.
8. Осипов Г.С. Приобретение знаний интеллектуальными системами. – М.: Наука, 1997. – 214 с.
9. World Bank (2005): World Development Indicators 2005 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: Http:// www. worldbank.org/datawdi 2005.
10. Еленева Ю.Я. Анализ конкурентоспособности продукции на этапах предпринимательского процесса // Организатор производства. - 1996. – №2.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 18:28:12