Кластерный подход в инновационном развитии машиностроительного комплекса: модели оценки эффективности

Гулый И.М., Маклахов А.В.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 10 (34), Октябрь 2009

Цитировать:
Гулый И.М., Маклахов А.В. Кластерный подход в инновационном развитии машиностроительного комплекса: модели оценки эффективности // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 10. – С. 77-82.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=13038153
Цитирований: 2 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
В статье предлагаются различные модели оценки инновационных кластеров: расчет синергетических эффектов, построение регионального межотраслевого баланса, регрессионные модели инновационного развития, сбалансированная система показателей.

Ключевые слова: кластер, инновационный кластер, организационные инновации, оценка эффективности инноваций, межотраслевой баланс, многофакторные регрессионные модели

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



Сегодня актуальным становится вопрос стимулирования перехода российских машиностроительных предприятий на инновационный путь развития. Этого можно добиться с помощью создания перспективных институциональных форм, одной из которых является кластер как разновидность организационно-управленческих нововведений.

Для осмысления сущности исследуемой в статье категории организационно-управленческих новшеств, а также инновационных кластеров как их особых разновидностей, обратимся к официальным справочным материалам [3]. Подтверждением принадлежности кластерной формы интеграции к указанному типу новшеств служит их присутствие среди основных разновидностей инноваций, учитываемых российской статистикой, в частности, такой разновидности организационных инноваций [1], как "реализация новых форм стратегических альянсов, партнерств и прочих видов кооперационных связей с потребителями продукции, поставщиками, российскими и зарубежными производителями". То есть кластер является частным случаем особой категории организационно-управленческих инноваций.

В этой связи, в дальнейшем рассматривается особая категория инновационно-производственных кластеров, отличительной чертой которых, на наш взгляд, является то, что они выпускают принципиально новые, либо усовершенствованные продукты, при производстве которых применяются новые (усовершенствованные) технологические процессы.

В качестве объекта изучения рассматривается выделенный по отраслевому и территориальному принципу машиностроительный кластер Вологодской области. Он представляет собой региональную концентрацию предприятий машиностроения и металлообработки, которые имеют стабильную сеть развитых местных поставщиков [2], смежных компаний и поддерживающих отраслей [3], объединенных общими стратегическими приоритетами, конкурирующих, но, вместе с тем и сотрудничающих друг с другом. Это помогает извлекать выгоды синергии из совместного расположения посредством коллективных инноваций, согласованности, развитой кооперации, интеграции в единую информационную среду [4].

Важно учесть и то обстоятельство, что, если каждый из участников не будет убежден в собственной частной выгоде и в справедливости распределения общего эффекта, образование кластера не состоится, а если это и произойдет, то его функционирование не будет долговременным по причине неудовлетворения интересов участников, создающих общую устойчивость.

Поэтому важно доказательно подтвердить тот факт, что сотрудничество различных элементов в рамках кластера будет являться выгодным, то есть экономически эффективным, и принесет в обозримом будущем предсказуемый положительный результат.

Основываясь на изучении базовых положений кластерной теории, предлагаются следующие инструменты оценки экономической эффективности инновационно-производственного кластера:

1. Модели измерения синергетического и интеграционного эффектов.

2. Корреляционно-регрессионные экономико-математические модели.

3. Количественные модели комплексной оценки эффективности стратегических мероприятий (сбалансированная система показателей - BSC);

4. Использование таблиц "затраты / выпуск" (построение регионального межотраслевого баланса).

Синергетический эффект машиностроительного кластера проявляется при условии:

а) повышения эффективности системы поставок сырья, материалов и комплектующих;

б) доступности специализированного сервиса (например, посредством применения механизмов аутсорсинга и субконтрактации в отношениях со смежниками),

в) повышения технологического уровня за счет доступа к отраслевой сети трансфера технологий;

г) широких возможностей для совместного проведения НИОКР;

д) использования общих объектов инновационной инфраструктуры и др.

Представляется возможным измерить синергетический эффект количественно, прежде всего, благодаря наличию статистической базы. В рамках статьи представлены результаты стоимостной оценки такой разновидности исследуемой группы эффектов, как эффект от масштаба.

Для расчета эффекта от масштаба необходимо оценить соотношение темпов изменения объемов реализации и величины накладных расходов (рис. 1), а также учесть рассчитанную величину экономии в перспективе, при динамичном развитии комплекса с ориентацией на инновационную модель и объединение машиностроительных предприятий в единый кластер.

Для оценки перспективной динамики используем прогнозные значения относительно ожидаемого увеличения продукции машиностроительных производств на территории РФ [5] [2].

К 2025 году ожидается увеличение объема производства продукции российского машиностроения в 3,3 раза. Таким образом, прогнозируемый темп роста объемов производства составляет не менее 7,7 % в год [6].

Рис. 1. Эффект масштаба машиностроительного комплекса Вологодской области на основе ретроспективных данных за 2000-2008 гг.

Наибольшая экономия от масштаба производства достигается при темпах роста на уровне 115-120 % в год (рис. 1). Следовательно, обеспечение в рамках кластерного взаимодействия, требуемой динамики выпуска будет одним из факторов, способствующих возникновению экономии от масштабов деятельности.

Вторая группа моделей, относящихся к разряду экономико-математических задач, позволит сформулировать предложения и рекомендации относительно того, какими должны быть параметры инновационного развития экономической системы (совокупности предприятий) на перспективу для обеспечения целевого уровня инноваций.

Для разработки многофакторных моделей показателей, имеющих разное количественное и качественное содержание, предпочтительной является степенная зависимость.

В качестве целевой функции (yx) был выбран показатель доли инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции (в %). Факторные переменные xi представлены следующими показателями:

x1 - число работников, выполнявших исследования и разработки, в расчете на 10 тыс. персонала;

x2 - затраты на технологические инновации в сопоставимых ценах 2007 г. на 1 среднесписочного работника, руб. / чел.;

x3 - уровень инновационной активности организаций, %;

x4 - удельный вес работников с высшим образованием, %;

x5 - вознаграждения за изобретения и рацпредложения в сопоставимых ценах 2007 г. в расчете на 1 среднесписочного работника, руб. / чел.

В результате оценки параметров уравнения множественной регрессии (табл. 1) получена следующая зависимость доли инновационной продукции от вышеназванных факторов:

.

Найденная математическая зависимость показывает, что доля инновационной продукции в машиностроении может быть увеличена, главным образом, за счет повышения доли персонала, занятого исследованиями и разработками (при ее росте на 1% доля инновационной продукции возрастает на 0,44%).

При увеличении на 1 процент численности работников с высшим образованием и фактора материальной мотивации нововведений, удельный вес инновационной продукции увеличится соответственно на 0,20 и 0,25%. Фактор удельных затрат на технологические инновации имеет весомость 0,05.

Оценка существенности параметров уравнения регрессии позволяет судить о достаточно большой степени тесноты связи, индекс множественной детерминации равен 0,9, значение критерия Фишера также высоко - 6,7.

Следующий подход к моделированию эффективности - построение сбалансированной системы показателей - позволит четко обозначить стратегию совместного функционирования предприятий и реализовать ее на практике. Нами была разработана стратегическая карта машиностроительного кластера Вологодской области, в которой получили свое отражение:

‑ миссия кластера;

‑ финансовые цели;

‑ цели в области маркетинга;

‑ развитие персонала;

‑ внутренние бизнес-процессы, производство и инновации.

Последним из предлагаемых инструментов является оценка мультипликативных эффектов машиностроительного кластера при помощи построения регионального межотраслевого баланса (таблица "затраты / выпуск").

Для обоснования данного подхода к эффективности построена модель регионального межотраслевого баланса за 2007 год.

Модель МОБ является универсальным средством оценки межотраслевых взаимосвязей, включения в кластер всех необходимых элементов, выявления резервов и мультипликативного воздействия машиностроительного производства на все остальные отрасли и сектора экономики Вологодской области.

Наглядная модель МОБ позволяет оценить:

1. Эластичность динамики машиностроения по отношению к другим отраслям, то есть, на сколько увеличивается спрос в каждой отдельно взятой отрасли при увеличении объемов машиностроительного производства на 1%.

2. Важнейшие отрасли-потребители продукции регионального машиностроения - потенциал роста заказов и расширения рынков сбыта.

3. Потенциал импортозамещения и замещения ввоза на территорию области машиностроительной продукции, производимой в других регионах и за рубежом.

4. Экспортный потенциал и возможности для развития поставок машиностроительной продукции внутри региона.

В частности, детализируя результаты матрицы МОБ, основываясь на специализированных исследованиях, отметим ряд перспективных направлений металлообрабатывающих и машиностроительных производств области. Среди них

‑ развитие глубокой металлообработки;

‑ производство автомобильных компонентов,

‑ выпуск продукции для строительства (металлоконструкции);

‑ развитие новых перспективных специализаций (сельхозмашиностроение, ориентированное на обеспечение потребностей агропромышленного комплекса области, станкостроение, производство новых видов оборудования);

‑ развитие радиоэлектроники (создание опытного предприятия на базе Череповецкого военного инженерного института радиоэлектхроники).

Модель МОБ в целом позволяет оценить прирост валового регионального продукта в результате увеличения объемов производства в каждой отельной отрасли. Так, рост к 2025 году объемов производства в машиностроительном комплексе в 3,3 раза вызовет мультипликативное увеличение заказов в других отраслях - основных поставщиках сырья, материалов, комплектующих, услуг. В результате суммарная добавленная стоимость всех отраслей (валовый региональный продукт), благодаря воздействию только машиностроительной отрасли, вырастет на 6,5 % (в ценах 2007г.).

Предложенные модели оценки эффективности инновационного кластера позволят количественно определить выгодность его создания, что является важной составляющей при обосновании проектов и программ, мотивации привлечения все большего количества участников.


Источники:

1. Гулый И.М. Применение кластерного подхода в машиностроительном комплексе Вологодской области / И.М. Гулый // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – №8(101). – С.53-61.
2. Прогноз научно-технологического развития РФ на долгосрочную перспективу (до 2025 года) [Электронный ресурс]. – Режим
доступа http://mon.gov.ru.
3. Российский статистический ежегодник. 2008: стат. сб-к. – М.: Росстат, 2008. – 847 с.

Страница обновлена: 17.04.2024 в 11:00:32