Развитие внутреннего предпринимательства на предприятии

Пузикова Е.А.

Статья в журнале

Креативная экономика (РИНЦ, ВАК)
опубликовать статью | оформить подписку

№ 5 (29), Май 2009

Цитировать:
Пузикова Е.А. Развитие внутреннего предпринимательства на предприятии // Креативная экономика. – 2009. – Том 3. – № 5. – С. 98-105.

Эта статья проиндексирована РИНЦ, см. https://elibrary.ru/item.asp?id=12591769
Цитирований: 7 по состоянию на 07.12.2023

Аннотация:
Состояние российской экономики предопределяет гибкость развития предприятий за счет разработки и применения адаптационных механизмов к постоянно изменяющимся условиям рынка. В сложившихся условиях инструментом повышения эффективности деятельности предприятий может явиться внутреннее предпринимательство, развитие которого дает сотрудникам возможность самореализации через собственную активность и предпринимательские навыки с привлечением ресурсов предприятия.

Ключевые слова: инновации, развитие предпринимательства, внутреннее предпринимательство, предпринимательские способности, интрапренерство



Статистические данные свидетельствуют о том, что в развитых странах на предприятиях достаточно динамично развиваются системы внутреннего предпринимательства [1]. В российских условиях внутреннее предпринимательство также приобретает актуальность. Сотрудников, осуществляющих внутреннюю предпринимательскую деятельность на предприятиях, становится больше, так как они не хотят мириться с ограничивающими их рамками и пытаются действовать с позиций предпринимательского подхода. Они пытаются проявлять инициативу, осваивать новые направления деятельности с использованием внутренних ресурсов, создавать эффективные способы решения поставленных задач в целях достижения более высоких конечных результатов.

Внутреннее предпринимательство (интрапренерство) можно определить как деятельность работников предприятия (преимущественно среднего или крупного), основанную на их инициативе и активности, осуществляемую в рамках организации отдельных видов деятельности в целях повышения эффективности работы предприятия, максимизации прибыли и наиболее полного удовлетворения потребностей активных работников предприятия (интрапренеров).

Следует рассматривать процесс развития внутреннего предпринимательства с учетом ряда основных аспектов: правового, организационного, информационного, социального, психологического и пр.

Правовой аспект развития внутреннего предпринимательства на предприятии включает реализацию положений, оговоренных в статье 2 ГК РФ − самостоятельность и инициативность ведения предпринимательской деятельности; ее осуществление на свой риск и под свою ответственность. Внутреннее предпринимательство − это особая форма предпринимательства, отличием которого является то, что оно осуществляется на базе существующего предприятия [2]. В связи с этим ему должны быть присущи основные черты предпринимательской деятельности: инициативность, риски, самостоятельность, прибыльность. Правовой аспект позволяет обосновать пути развития предприимчивости в форме внутреннего предпринимательства через легализацию естественного стремления рядовых сотрудников и руководителей к самостоятельности и получению дополнительной прибыли.

Организационный аспект развития внутреннего предпринимательства на предприятии предусматривает реализацию организационных действий: заключение договорных отношений, увеличение объема делегируемых полномочий, развитие инфраструктуры поддержки внутреннего предпринимательства и т.п.

Информационный аспект заключается в использовании всех имеющихся информационных ресурсов для развития внутреннего предпринимательства.

Социальный аспект подразумевает более полное удовлетворение социальных потребностей; повышение уровня жизни, благосостояния и культурно-образовательного уровня сотрудников, осуществляющих внутреннюю предпринимательскую деятельность на предприятии.

Психологический аспект предусматривает развитие духа предпринимательства на предприятии, создание атмосферы вовлеченности сотрудников во внутреннюю предпринимательскую деятельность.

Механизм развития внутреннего предпринимательства можно представить как совокупность основных составляющих (компонент): организационной, ресурсной, финансово-экономической, мотивационной (рис. 1).

Финансово-экономическая компонента включает в себя поиск финансовых источников для обеспечения проектов внутренней предпринимательской деятельности на предприятии, вариантов привлечения и распределения финансовых средств, определение способов управления денежными потоками, разработку системы финансирования внутреннего предпринимательства и обеспечение финансово-контрольных функций, исходя из целей, задач и стратегии развития внутреннего предпринимательства на предприятии. Вариантов финансирования − множество. Например, создание альтернативной сети источников финансовых средств, действующей на разных уровнях предприятия. Это могут быть средства на научно-исследовательские работы или специальные фонды для финансирования интрапренерских проектов. Чтобы воспользоваться этими фондами, интрапренер должен убедить руководство в выгодности осуществления своей идеи. Средства для реализации интрапренерских проектов могут быть размещены на внутрипроизводственном расчетном счете с предоставлением интрапренерам права распоряжения ими [3].

Организационная компонента включает совокупность организационных мероприятий, осуществляемых для достижения целей предприятия, повышения предпринимательской активности, получения дополнительной прибыли, удовлетворения потребностей сотрудников и контрагентов предприятия. Кроме того, организационная компонента направлена на реализацию мероприятий, повышающих взаимодействие участников процесса внутренней предпринимательской деятельности на предприятии и позволяющих реализовать предпринимательскую идею индивидуально или в группе.

____________________________ Рис.1. Компоненты механизма развития внутреннего предпринимательства на предприятии

Данная компонента включает ряд мероприятий, которые можно представить в виде следующего алгоритма действий:

1) создания потенциала для эффективных преобразований: осознания необходимости развития внутреннего предпринимательства руководителями предприятий и ориентация сотрудников на предпринимательские методы работы;

2) создания координационного совета или иного органа внедрения преобразований, связанных с развитием внутреннего предпринимательства;

3) разработки подробного плана преобразований;

4) определения степени централизации/децентрализации, возможности делегирования полномочий и установления ответственности;

5) преобразования организационной структуры предприятия (при необходимости);

6) повышения организационного взаимодействия участников процесса внутренней предпринимательской деятельности на предприятии путем заключения долгосрочных и краткосрочных договоров;

7) создания инфраструктуры поддержки внутреннего предпринимательства.

Первый шаг в алгоритме связан с психологическим аспектом, так как именно он является неким «мостиком» для перехода к новому мышлению менеджмента предприятия. Чем выше уровень организационного развития предприятия, тем более точные действия требуются от высшего руководителя. Пройти через осознание самому, подойти творчески к процессу внедрения и развития новых методов работы - это первостепенные задачи высшего руководства предприятия, так как интрапренерство является не только формой предпринимательства, но и новой философией управления. Первичны сотрудники, их потенциал и мышление. Следовательно, первоочередным направлением является доведение до сотрудников новых подходов в работе. Только тогда, когда сотрудники ясно представляют себе поставленные цели и задачи, они способны активно включиться в их практическую реализацию.

Следующий шаг – создание координационного совета или иного органа продвижения преобразований на предприятии, преодоления излишнего бюрократизма и процесса торможения, сопровождающих развитие внутреннего предпринимательства на предприятии. В состав координационного совета должны войти собственники, руководители высшего звена и наиболее активные внутренние предприниматели. Состав координационного совета регламентируется приказом, а деятельность – положением о координационном совете, в котором закрепляются цели, задачи, границы сферы деятельности, обязанности и права членов координационного совета.

Разработка подробного плана преобразований − следующий этап. Формированию плана преобразований, как правило, предшествует разработка стратегических целей и задач предприятия, которые должны быть доведены до сотрудников предприятия. Используя специальные психологические методы и приемы, следует сформировать общественное мнение о необходимости таких преобразований. План преобразований должен включать как долгосрочные, так и краткосрочные задачи. К разработке этого плана следует привлекать наиболее активных внутренних предпринимателей. Такое привлечение будет выступать гарантом действительных намерений менеджмента предприятия.

Интрапренерство - это внутреннее предпринимательство, возникающее в результате тенденции к децентрализации предпринимательских задач внутри предприятия, а значительного роста активности можно добиться в децентрализованных структурах управления или при условии, когда делегированные внутренним предпринимателям полномочия выступают вместо должностных обязанностей. При этом делегирование полномочий должно быть оформлено формально (приказом, распоряжением, соглашением, договором и т.п.). Внутреннее предпринимательство можно напрямую связать с эффектом правильно осуществленной децентрализации управления еще в силу того, что при децентрализации управления наблюдается расширение организаторских и новаторских прав сотрудников, повышение их предпринимательских способностей. «Известен общий подход к повышению эффективности управления персоналом, заключающийся в уменьшении числа уровней управления по вертикали и развитии горизонтальных взаимоотношений и взаимодействий между участниками одного сложного процесса производства, в который, кроме того, вплетены процессы интрапренерства» [4]. Таким образом, если в сознании руководства предприятия появилось желание использовать активный потенциал сотрудников, то встанет вопрос о необходимости децентрализации управления. В современной экономике крупных и средних предприятий РФ развита централизованная структура управления, и одним указанием невозможно перейти к децентрализации, потребуется поиск возможных методов и способов преобразований.

Следующим шагом является непосредственно перестройка организационной структуры предприятия, так как принципы внутреннего предпринимательства реализуются в определенной организационной структуре, которая является неотъемлемым элементом механизма развития внутреннего предпринимательства на предприятии. К примеру, в качестве результирующих факторов при реализации интрапренерства может являться «повышение эффективности деятельности корпоративной структуры» [5]. При разработке подобных организационных структур следует учитывать схемы организационной структуры предприятия с предпринимательской «окраской» внутренних отношений, эффективно применяемые в лучших корпорациях США, Японии и Западной Европы.

Организационная компонента также включает в себя управление процессами, сопровождающими реформирование организационно-производственных структур, ориентированных на внутреннюю предпринимательскую деятельность. Эти процессы внутри предприятий могут происходить на различных иерархических уровнях: макро-, мезо- и микроуровне (рис. 2).

Рис.2. Иерархия предпринимательских процессов по охвату организационно-структурного уровня предприятия

Важным моментом является создание инфраструктуры поддержки внутреннего предпринимательства на предприятии. Можно предусмотреть создание банка идей на базе предприятия, обеспечение доступа к действующим бизнес-инкубаторам и другим институтам поддержки предпринимательской деятельности. Создание собственных рычагов поддержки внутреннего предпринимательства возможно также на базе отдельных подразделений (экономических, производственных, юридических служб и т.д.).

Ресурсная компонента представляет собой определение способов рационального приобретения ресурсов, необходимых для осуществления внутренней предпринимательской деятельности, их использования, нормирования и контроля, а также распределения ресурсов между основными видами деятельности и внутренними предпринимательскими направлениями.

Мотивационная компонента механизма развития внутреннего предпринимательства на предприятии направлена на преодоление отчуждения работника, создание условий, способствующих заинтересованности сотрудников в повышении эффективности работы через внедрение и развитие предпринимательских начал внутри предприятия. Необходимо научиться использовать трудовой потенциал, который все еще в недостаточной степени вовлечен в активную предпринимательскую деятельность, так как внутренний предприниматель всегда работает эффективнее сотрудника, осуществляющего свою деятельность в рамках трудового договора и должностной инструкции. Интрапренеры – это сотрудники, наделенные способностями и воображением. Это творческие, предприимчивые работники, которые есть на любом предприятии. Большинство из них обладает великолепным знанием работы и мастерством. Они ценные специалисты и профессионалы, стремящиеся к успеху и не боящиеся сложной и ответственной работы.

Внутренними предпринимателями на предприятии могут выступать не только руководители, но и менеджеры среднего и линейного звена, а также другие сотрудники, занимающие иные ступени управленческой пирамиды. Дело за выявлением и стимулированием их предпринимательского потенциала, за созданием благоприятных условий для развития внутреннего предпринимательства. Если создать благоприятный климат, осуществить правильное руководство, поощрить достижения интрапренеров, то они могут совершенствовать свою работу бесконечно.

Несомненно, механизм развития внутреннего предпринимательства на предприятиях является важным инструментом повышения эффективности их деятельности, а результаты практического его применения свидетельствуют о плодотворном влиянии на результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий.


Источники:

1. Забелин П.В. Кульбит экономики [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http:// creativeconomy.ru/libraryprd594. php. – Загл. с экрана.
2. Багиев Г. Л. Организация предпринимательской деятельности / Г.Л. Багиев, А.Н. Асаул. – СПб: Издво СПбГУЭФ, 2001. – 233 с. – ISBN 5-7310-1417-5.
3. Босова Т.А. Развитие современного предпринимательства на основе активизации инновационных процессов : автореф. дис.
канд. экон. наук : 08.00.05 / Т.А. Босова. – Ставрополь, 2006. – 23 c.
4. Аниконов Н.Б. Механизмы и функции интрапренерства в инновационной деятельности предприятий и регионов : дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Н. Б. Аниконов. – Ростов н/Д : гос. науч. учреж. «Сев.-Кав. науч. центр высшей школы», 2004. – 190 с.
5. Асаул А.Н. Феномен инвестиционно-строительного комплекса или сохраняется строительный комплекс страны в рыночной экономике [Электронный ресурс] / А.Н. Асаул. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://eup.ru/Documents/2002-05-15/103E.asp. – Загл. с экрана.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 19:57:16